Удивительный АвтоЗАЗ: представляем секретный армейский "Запорожец"-амфибию

13 июля 2015, 04:33
В 60-х годах на свет появился ЗАЗ-967

ЗАЗ-967. Фото: autopalace.com.ua

Фото: autopalace.com.ua

Реклама

С 1962 года последующей разработкой плавающего транспортера и исправлением ошибок Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института "НАМИ" занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода. Именно там появились первые "настоящие" прототипы хорошо известных в будущем ТПК с новыми агрегатами и повышенными эксплуатационными качествами. Машины трех серий с различными элементами внешности под общей маркировкой ЗАЗ-967 имели идентичную общую конструкцию, новые более мощные 4-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения, блокировки дифференциала, возможность отключения задних колес и основные узлы шасси, унифицированные с серийной легковой машиной ЗАЗ-965 "Запорожец", передает Автопалац.

Транспортеры первой серии 1962 – 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя с обеих сторон капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для обеспечения скрытности и управления машиной из положения лежа рулевую колонку сделали такой, которая опускается, в задней части кузова были два дополнительных сиденья для пассажиров, которые складывались в емкости под полом, а снаружи по бортам крепился шанцевый инструмент. Образцы 1964 – 1965 годов с суженным передком, глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой и откидывающимся на капот односекционным лобовым стеклом еще больше напоминали будущие ТПК. Последние прототипы 1966 – 1967 годов с расширенным капотом послужили непосредственной основой серийных ТПК ЛуАЗ-967. Опытные образцы проходили заводские испытания в Запорожье, в 21 НИИ и в дальних пробегах, достигавшие гор Памира.

Первые две серии 1962 – 1965 годов с полезной нагрузкой 250 кг заложили все конструктивные основы будущих ТПК. Их оборудовали верхнеклапанными четырехтактными двигателями МеМЗ-966 V4 (887 см 3, 22,5 л.с.) Мелитопольского моторного завода от серийной легковой модели ЗАЗ-965А, сухим однодисковым сцеплением и 4-ступенчатой коробкой передач, синхронизированной на трех высших ступенях. Привод задних колес отключался и служил только для движения по бездорожью. На машинах устанавливали цилиндрические колесные редукторы, независимую торсионную подвеску с двумя гидроамортизаторами двойного действия на каждую пару колес, герметичный гидропривод барабанных тормозов и шины размером 5,60 – 13. Электрооборудование было 12-вольтным, емкость топливного бака – 33 л. Несущая 2-метровая цельнометаллическая грузовая платформа-понтон на стальной сварной раме обеспечивалась бортами высотой 185 мм и двумя откидными и съемными трапами-мостиками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок и спинками для личного состава. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от передней части коленчатого вала двигателя с помощью двух клиновидных ремней. Он служил для подтягивания к машине легких грузов. На ТПК ЗАЗ-967 впервые были реализованы три способа их перевозки: на двух продольных носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу с водителем.

Реклама

Как и первые прототипы, варианты ЗАЗ-967 имели колесную базу 1800 мм, но их снаряженная масса возросла до 840 кг, а полная составила 1135 кг. Переднюю колею сократили до 1297 мм, заднюю увеличили до 1323 мм. Дорожный просвет по дну составил 238 мм. Габаритная длина выросла до 3507 – 3525 мм, высота по верхней кромке руля – 1323 мм, по бортам – 753 мм. По результатам испытаний максимальная скорость на шоссе с использованием только переднего привода достигала 71,2 км/ч, на плаву – 2,5 – 3,0 км/ч. Преодолеваемый угол подъема – 30 градусов, средний расход топлива – 12,3 л на 100 км, запас хода – 250 км. Доработка и государственные испытания ТПК двух первых серий продолжались до ноября 1965 года. По их результатам в течение двух последующих лет были собраны и снова испытаны прототипы третьей серии ЗАЗ-967 с новым 27-сильным двигателем, которые послужили основой первого серийного автомобиля ЛуАЗ-967.

Напомним, что в июне АвтоЗАЗ увеличил производство автомобилей почти втрое.