UAZ Patriot: воин в штатском

19 ноября 2009, 15:19
Мы испытали российский внедорожник UAZ Patriot за $17 тысяч.

Вездеход. «Патриот» является полноценным внедорожником за сравнительно небольшие деньги. Фото: В. Бовсуновский

Этот автомобиль, на первый взгляд, к мирной жизни в городских условиях не предназначен абсолютно: большой и тяжелый, при первом взгляде сразу думаешь о большом расходе топлива и сложностях с управлением (например, поиском места для парковки в городе). С другой стороны, на автомобильных форумах и в гаражах ходят легенды об уникальной вездеходности российского внедорожника и просто огромном багажном отсеке. При цене в три-четыре раза ниже японских и европейских аналогов российский вариант обращает на себя внимание автомобилистов, которые часто вынуждены ездить по "убитым" дорогам, где "нормальный" автомобиль просто не пройдет. Также Patriot заинтересует и частных предпринимателей, которым нужен "развозной фургон" повышенной проходимости.

В начале 2009 года на нашем рынке начали продавать обновленную версию "Патриота": с новым двигателем "Евро-3" и исправленными детскими ошибками. Что ж, опробуем Patriot нового поколения в работе.

Реклама

ВНЕШНИЙ ВИД


Дизайн. Массивные формы не сочетаются с маленькими колесами

Женщина за такой автомобиль не сядет никогда. Причем дело не в размерах, а именно во внешнем виде. Огромный монстр, правда, со слегка зализанной внешностью, и ни одной яркой или изысканной детали — сплошная утилитарная угрюмость с военной строгостью. А вот с мужской точки зрения автомобиль интересен — от него так и веет духом первооткрывателя, защитника, путешественника.

Реклама

Интересная решетка радиатора, крупные фары, плавно изогнутый капот, рейлинги на крыше, окрашенные в цвет кузова бамперы и молдинги, а также легкосплавные колесные диски — даже сразу и не скажешь, что это российский автомобиль, а не иномарка. В тему смотрятся и боковые подножки, которые помогают забираться в салон. Как и подобает настоящему внедорожнику, запаска здесь крепится снаружи, на распашной двери багажника.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО


Салон. Пластик смотрится грубовато, но зато он частично мягкий

Реклама

МЕСТО ВОДИТЕЛЯ. Панель приборов выглядит более-менее по-человечески, недаром часть ее элементов делают в Иране (компания Aidco), а часть — в Италии (фирма Comau). Подсветка приборов зеленая, стрелки красные. Да и пластик лишь частично жесткий — "дубовой" осталась лишь невидимая для глаза зона.

Сиденья "Патриота" — удобные, с неплохим диапазоном настроек. Рулевая колонка регулируется лишь по высоте, хотя хочется настроить руль по вылету. Зато порадовало наличие подогрева сидений. Правда, расположен включатель подогрева настолько низко, что к нему приходится тянуться. Кстати, тут же разместили и кнопку переключения бензобаков (в "Патриоте", как и подобает настоящему УАЗу, их аж два), так что на ощупь кнопки легко перепутать.

Тестовый Patriot был укомплектован кондиционером, но, в связи с временем года, испытать его по-настоящему не удалось — поверим и так. Зато печка по-настоящему порадовала: если переборщить, пассажиры требуют "сменить Ташкент на Киев". Кстати, для задних пассажиров есть свой регулятор, что очень удобно.

За обзорность ставим "четверку": балл снижен за отсутствие омывателей фар, которые ночью в слякоть покрываются грязью, а чистить их приходится вручную. Еще один недочет — конструкция заднего омывателя стекла, который слишком старается: после нескольких взмахов щетки продолжает орошать поверхность. Отметим, что широкие наружные зеркала имеют электрообогрев, позволяющий в сложную погоду уверенно контролировать происходящее вокруг.

И ПАССАЖИРА. Справа — два бардачка друг над другом. Атлас в твердой обложке туда не положишь, а мелкой документации можно набить уйму. Также есть две пепельницы под магнитофоном. Но одну, видимо, можно использовать под мелочь. О, чудо! Тут даже подстаканник есть. Вот он — прорыв в комфорт по-русски! Правда, стеклянная бутылка безалкогольного пива туда не помещается, зато пластиковая от лимонада — вполне. Удивило наличие металлической перекладины: то ли это место для удара головой, то ли поручень в случае активной тряски, но советую переднему пассажиру пристегнуться.

ЖИЛОЙ ОТСЕК. Не всякий иностранный джип похвастается таким объемом — расстояние между рядами сидений такое, что вытянуть ноги можно без особых проблем. Официально в Patriot разрешено перевозить восемь (!) человек. Один рядом с водителем, трое на заднем сидении и еще четверо в багажнике на приставных креслах. Правда, похожи они больше на лавочки, и этим четверым комфортно явно не будет. Вдоль всего салона над головой тянутся два рейлинга, за которые действительно удобно держаться и на которые можно вешать пиджаки, рубашки, полотенца и занавески, если хочется спастись от солнца.


Багажник. На встроенных лавочках можно разместить 4-х пассажиров

БАГАЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. Вот уж где можно расслабиться и не думать, куда и как запихивать вещи! Пользуясь случаем и служебным положением, я решил перевезти стройматериалы на дачу (10 гипсокартонных плит, 5 мешков со стройсмесями, больше 10 ящиков с плиткой) и холодильник — погрузка не вызвала никаких проблем, поместилось все, а багажник оказался заполнен лишь на треть, тогда как в легковушку такой объем даже не помещается. Еще бы! Высота багажника от потолка до пола — 113 см, примерно такова же и его длина при разложенных задних сиденьях. Добавлю, что для габаритных грузов еще есть много места на крыше: производитель предусмотрел для перевозки специальные полозья.

СИЛОВАЯ ЧАСТЬ

ДВИГАТЕЛЬ И КПП. Коробка передач в УАЗе — корейского производства Dymos с заявленным сроком службы порядка 350 тыс. км, что примерно соответствует сроку службы 2,7-литрового мотора. С этой коробкой "жить" в УАЗе поначалу неловко: как-то нечетко переключаются передачи, а у кулисы — слишком большой свободный ход, больше напоминающий люфт. Нашему двигателю корейская коробка передач нравится не очень: он начинает оживать только с 2 тыс. оборотов.

РАЗДАТКА. У раздаточной коробки есть три режима: задний монопривод, полный и полный с понижающей передачей. В режиме 4x4 передвигаться по обычной дороге нежелательно, ухудшается управляемость в поворотах и увеличивается расход топлива. Для забывчивых на панели приборов появился индикатор полного привода.

Полный привод можно включить, не выходя из кабины (на "Патриотах" первых выпусков приходилось делать полную остановку и поворачивать флажки на передних ступицах). Расплата за комфорт — сильно "свисающий" вниз кардан, который теперь цепляет землю при прохождении холмистой поверхности.

ПО ГОРОДУ

На дорогах с асфальтовым покрытием "УАЗ-Патриот" комфортным назвать можно лишь с натяжкой: у него все-таки жесткая и "несобранная" ходовая. С другой стороны, сделать "легковой" управляемость рамного внедорожника на неразрезных мостах, с зависимой подвеской всех колес — задача практически невыполнимая. Заводские конструкторы сделали все, что могли, а улучшить поведение на дороге поможет только хорошая импортная резина. Различные тюнинг-ателье, судя по информации на форумах "уазоводов", улучшают комфорт путем установки пневмоподвески с возможностью регулировки жесткости.

Рулевое управление не обладает высокой чувствительностью и "тонкостью", гидроусилитель довольно сильно жужжит, а рулевой подшипник затянут так сильно, что руль сам не доворачивается в нулевое положение. Плюс на ходу приходится все время подруливать. Зато в городском потоке УАЗ доставляет неимоверное ощущение превосходства. Во-первых, автомобиль "на голову" выше других внедорожников, и даже обычно смелые водители "лексусов" уступают дорогу "русскому витязю", а обычные легковые автомобили стараются держать почтительную дистанцию. А возле малолитражек и вовсе страшно — задавишь и не заметишь. Во-вторых, в пробках сразу же возникает желание на зависть окружающим заехать на бровку и по пересеченной местности объехать затор, выскочив через километр на дорогу с асфальтовым покрытием. В-третьих, если на обычном легковом автомобиле свернуть куда-то в дворы страшно (можно попасть в одну из ям), то на уазике сразу же возникает дух первооткрывателя — проходимость выше всяких похвал.

Правда, подкачала тормозная система — в УАЗе она несовершенна и экстренно остановить тяжелый автомобиль с приличной скорости на мокрой дороге — задача не из простых, несмотря на то, что в тестируемом варианте установлена АБС. Так что подрезать "Патриот" мы не рекомендуем никому.

НА ТРАССЕ

Как ни странно, автомобиль на загородном шоссе, в отличие от города, показал себя очень даже неплохо. Конечно, на нем не разгонишься — комфортная скорость составляет 90—110 км/час — зато никто даже и не пытается миганием дальнего согнать уазик с дороги. Кроме того, в сумерках, за счет того что автомобиль высокий, свет фар встречных машин воспринимается не как помеха, а как дополнительная подсветка дороги. Кстати, фары у "Патриота" светят очень хорошо, а при включении дальнего света и противотуманок возникает ощущение прожектора. Но если такая разобьется, замена в копеечку не влетит — в магазинах подобная запчасть стоит порядка $100, тогда как на иномарку блок фар выльется минимум в $500.

ВНЕ ДОРОГ

Бездорожье — вот истинная стихия "Патриота". Дорожный просвет в 205 мм позволяет игнорировать даже большие ямы, а на неровности дороги автомобиль и вовсе не обращает внимание. Геометрическая проходимость хорошая, рамная конструкция автомобиля весьма надежна, а полный привод подключается по надежной и простой схеме — что еще нужно недорогому внедорожнику? Но если тяга 2,7-литрового двигателя при разгоне на дороге обеспечивает неплохую динамику, то на бездорожье ощущается нехватка крутящего момента при низких оборотах. С этим помогает справиться понижающая передача, которую необходимо включать в самых сложных условиях.

Холмы, мелкие ручьи, грязь, ямы — "Патриот" проходит такие препятствия играючи даже на заднем приводе. А вот на совсем плохой дороге пришлось подключить передний мост. Однако после активной езды с четырьмя ведущими колесами почему-то почувствовался специфический запах горелого сцепления. Не знаю, может, это и нормально, но запах неприятный. Кроме того, подтвердились и опасения по поводу кардана: он "цепляет" землю при проезде по холмам.

Отметим, что чрезмерная жесткость подвески сказывается на комфорте: на хороших ухабах водителя изрядно трясет. Кстати, именно в эти моменты понимаешь, почему к езде на УАЗе "джиперы" применяют слово "козлить".

ПЛЮСЫ

  • Интересная цена
  • Современный дизайн
  • Отличная проходимость
  • Полный электропакет
  • Большой багажник
  • Мощная печка

МИНУСЫ

  • Жесткая подвеска
  • Плохая управляемость
  • Нет подушек безопасности
  • Плохая регулировка руля
  • Недоработанные тормоза
  • Устаревшая панель приборов

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ


Краш-тест. Официальных данных нет, но на фото результат хороший

Точно сказать о степени защищенности водителя и пассажира в УАЗе "Патриот" нельзя — официальных независимых испытаний по методике EuroNcup не проводилось. Однако российское издание "Авторевю" в 2003 году разбивало на Дмитровском полигоне (Москва) его предшественника — УАЗ 3160 "Симбир". Результаты испытаний (столкновение с препятствием на скорости 64 км/час с 40% перекрытием) тогда оказались катастрофическими: автомобиль с результатом в 2,7 балла назвали "капсулой смерти" как для водителя, так и для пассажира.

Завод после обнародования результатов серьезно подошел к этому вопросу и при проектировании "Патриота" внес ряд изменений в систему активной и пассивной безопасности. Так, тормоза начали оснащать АБС, появились новые активные ремни безопасности, а также внесли ряд изменений в конструкцию кузова. В интернете есть фотографии с неофициального краш-теста, который проводили в 2007 году. Обобщенных результатов нет, но, судя по фото, капот сминается по программе, рулевая колонка уходит вверх (а не в водителя), а кузов не срывает с рамы —главные недостатки "Симбира" устранены. Но голова водителя соприкоснулась с рулем, а пассажира — с поручнем.

С другой стороны, в реальной жизни УАЗу навредить сложно. При наезде на легковушку та по идее просто уйдет под высокий внедорожник, а если какой "Ланос" въедет в "Патриот" сзади, то легковой автомобиль, опять-таки, "спрячется" под УАЗ. В то же время, у автомобиля высокий центр тяжести, то есть, существует большой риск опрокидывания. Судя по отзывам и фото реальных ДТП, предсказать исход сложно: кто-то обходится царапинами, но есть и серьезные травмы.

ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Василий Цоклан, (г. Макеевка): "Автомобиль купил в 2007 году на смену старенькому фургону "Мерседес Вито". Нужен был внедорожник с большим багажником — моя работа связана с перевозкой товара. Мое первое впечатление — шок. Салон все-таки продуман не до конца, комфорт не ахти, да и автомобиль шумноват. Но стоило заехать на бездорожье, сразу понял главную фишку этого автомобиля: другого такого по проходимости найти сложно, тем более за эту цену. После покупки сразу заехал на СТО и подтянул все гайки, смазал некоторые узлы и агрегаты — с нашими машинами иначе нельзя. Проклеил корпус и днище звукоизоляцией — словом, пришлось повозиться. Но результатом усилий оказался доволен — вот уже 80 тыс. как особых поломок не было. Примерно на 40 тыс. поменял сцепление, на 50 тыс. выходил из строя бензонасос. Это, конечно же, неприятно, но запчасти недорогие — терпимо".

Игорь Суханов, (г. Киев): "Взял "Патриот" как второй автомобиль для того, чтобы ездить на дачу, а также на рыбалку и охоту. После покупки над ним пришлось поработать. Я лично сменил заводскую резину на импортную, поменял тормозные колодки, исправил кривизну руля, выставил развал — мелочи, которые могли бы довести до ума еще на заводе. Сразу же перевел машину на газ — и затраты на топливо считаю небольшими".

Михаил Серажим, (Харьковская область): "Патриот" купил из необходимости — по нашим дорогам дорогую машину убивать просто жалко, а этому все нипочем. Машинка сыплется по мелочи (датчики, детали ходовой), но не более чем другие наши автомобили. Самая крупная поломка — вышла из строя раздатка. Ремонтировать не стал — просто отключил и езжу на заднем приводе".