У домов украинцев появляются новые магазины

20 марта 2012, 08:20
Продуктовые сети впервые после кризиса начали развиваться

Расширение сетей не будет таким стремительным, как до кризиса. Фото: postironic.org

Продуктовые сети возобновили развитие — по итогам прошлого года большая часть компаний из топ-10 нарастила число магазинов. Развиваться смогли те ритейлеры, которые вовремя реструктурировали долги или привлекли внешних инвесторов,— они смогли купить активы конкурентов либо открыть магазины на их месте. Но докризисных темпов рынок уже не ожидает — в ближайшее время компании рассчитывают на медленное восстановление. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

Если до кризиса в Украине ежегодно открывалось в среднем около 500 новых магазинов, то с 2008 по 2010 год темпы развития значительно замедлились, свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine. Наименьшее количество было открыто в 2010 году — всего 272. Только в прошлом году компаниям удалось преломить эту негативную тенденцию — число магазинов выросло на 402 точки.

Реклама

В основном новые магазины открывали лидеры рынка. "Национальным компаниям проще взять денежные кредиты у банков или товарные — у поставщиков,— отмечает директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский.— Местным сетям приходится полагаться на собственные силы, поэтому только лидеры смогли значительно нарастить свои сети". Больше половины точек, открытых в прошлом году, пришлось на десятку крупнейших ритейлеров (см. таблицу). Причем семь из них открыли более чем по десять магазинов. Исключениями стали только "Фуршет" (3 точки), "Велика кишеня" (2) и "Евротэк" (0).

Именно в 2011 году рынок ритейла начал восстанавливаться, говорит господин Пивоварский. "Во время кризиса сетям было не до развития — нужно было приспособиться к новым условиям работы,— говорит финансовый директор компании "Велика кишеня" Олег Пьявка.— Да и средств не было. Рынок сжался, а банки прекратили кредитование". До кризиса товарооборот сетей ежегодно рос на 20-25%, а в 2009 году впервые за несколько лет упал на 20,6% (данные Госстата). Сети начали закрывать убыточные магазины, чтобы повысить свою эффективность. "За два года кризиса компании успели оптимизировать свои сети, улучшив их работу. Сейчас можно снова наращивать число магазинов",— говорит Пивоварский.

В этом году темпы развития компаний будут еще выше, ожидают участники рынка. "О желании развиваться в нынешнем году заявили 26 розничных компаний, планирующих открыть 460-480 магазинов",— говорит Игорь Гугля. Крупнейшей по числу открытий обещает стать сеть "АТБ-маркет" — компания планирует увеличить ее на 125 магазинов. "Мы решили развиваться более интенсивными темпами. Во-первых, рынок сейчас это позволяет. Во-вторых, мы смогли аккумулировать финансовые средства для этого",— поясняет госпожа Личман.

Реклама

Кроме того, компании начали выходить в смежные сегменты. На прошлой неделе "Ритейл групп" (супермаркеты "Велика кишеня") заявила о планах развития нового для себя формата — магазинов "у дома". А Fozzy Group решила заняться премиальной розницей, открыв первый магазин Le Silpo.

Однако темпы развития рынка по-прежнему сдержаннее, чем в докризисные годы. "К открытию каждого магазина ритейлеры сейчас подходят более тщательно. Перед сетями не стоит цель наращивания оборота быстрыми темпами, как это было до кризиса",— отмечает Олег Пьявка из "Великой кишени". По словам Сергея Голикова из компании "Торговый дом "Аванта"", рынок пока не располагает к более активному развитию.

Реклама

Таблица: "Коммерсант-Украина"