Цены на авто могут рухнуть на 10%

3 июля 2008, 15:26
После вступления Украины в ВТО отечественные авто могут подешеветь на 3-4%, а иномарки — на 10-13%.

Фото А. Веретенник

Сейчас тема номер один среди всех, кто интересуется автомобилями, — как изменятся на них цены после снижения таможенных пошлин, связанного со вступлением Украины в ВТО. Напомним, что с 16 мая пошлина на все ввозимые авто снизилась с 25% до 10%. И это нововведение осталось не на бумаге, оно уже действует, как рассказал "Сегодня" руководитель департамента таможенных платежей Гостамслужбы Сергей Джигалов.

От снижения пошлин логично ожидать снижения цен на автомобили. "При пропорциональном пересчете снижение таможенной пошлины должно повлечь за собой снижение розничных цен на автомобили в размере 10—11%, — говорит Елена Дунина, генеральный директор ДП "АВТО Интернешнл" (официальный импортер и дистрибьютор Mazda и Suzuki в Украине). — И некоторые автотрейдеры уже начали снижать цены".

Реклама

Мы обзвонили около десятка киевских салонов и получили подтверждение этим словам: людей действительно начали зазывать в салоны привлекательными акциями. Например, компания "НИКО-Украина", официальный дилер автомобилей марки Mitsubishi, в связи со вступлением Украины в ВТО заявила о снижении цен до 13% на весь модельный ряд 2008 года. К примеру, популярная в Украине модель Lancer, комплектация Comfort, которая еще весной стоила около 95000 грн., теперь подешевела более чем на 7000 грн. и стоит 88 103 грн. Компания "Италмоторс Украина", официальный дилер автомобилей марок FIAT, Alfa Romeo и Lancia, зазывает покупателей скидками до 14%. К примеру, модель FIAT Doblo Combi в базовом варианте, которая раньше стоила около 104 000 грн, снизила свою стоимость на 10875 грн и стоит теперь 93 750 грн. Автосалон "Дельта моторс", в котором продают модели Toyota, снизили цены только на некоторые автомобили (в среднем на 5000 грн) да и то подумывают их поднимать до прежнего уровня.

ВТО ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ. Проводят свои акции и другие автотрейдеры. Но не все. В салоне официального дилера марки Nissan, "Кий-авто", говорят что в Украине, по сравнению с Европой, и так самые дешевые цены на модели этого японца, поэтому повода снижать их не видят: цены останутся прежними. Более того, Виктор, специалист одного из салонов, где цены остаются постоянными, сказал, что все акции не более, чем пиар, не имеющий ничего общего с ВТО. "Акции были всегда. А сейчас у некоторых дилеров сократились продажи, "горит" план, вот и придумали повод", — заключает он.

Доводы Виктора косвенно подтверждают общая сводка продаж украинского авторынка корпорации "УкрАВТО". По данным пресс-службы этой компании, начиная с мая очевиден спад 18,5 % по сравнению с апрелем. И не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать причины такого снижения спроса: во-первых, ужесточились условия выдачи кредитов, поэтому меньше людей могут себе позволить приобрести автомобиль (напомним, что в мае некоторые банки перестали выдавать гривневые кредиты на авто, большинство увеличили ставки, плюс первоначальный взнос в размере 10% стал практически везде обязательным); во-вторых, многие находятся в ожидании ценопада. Будет ли он? Об этом мы поговорили с экспертами авторынка.

Реклама

ЧТО ПРОГНОЗИРУЮТ ЭКСПЕРТЫ. Среди них однозначного мнения нет. Так, Сергей Романенко, руководитель автоконсалтинговой компании "Коммерс-авто", оптимистично смотрит в будущее. "Больше, чем уверен, что цены на иномарки снизятся до уровня европейских, — утверждает эксперт. — То есть будут ниже теперешних на 10-13%".

Юлия Птицина, руководитель департамента маркетинга и стратегического планирования АО "Украинская Автомобильная корпорация", считает, что серьезного снижения цен из-за уменьшения таможенных пошлин не произойдет. "Розничные цены формируют поставщики, импортеры и дилеры. Даже при существенном снижении затрат они могут сохранить розничные цены — чтобы увеличить прибыль. Также не стоит забывать про уровень инфляции, а также значительное удорожание стали (+80%) и энергоносителей, что не может не сказаться на производственной себестоимости автомобилей по всему миру".

Солидарен с этим мнением и Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). Он убежден, что в целом по рынку снижения цен на автомобили не будет. "Никаких предпосылок для этого нет, — говорит он. — Цены на металл и энергоносители растут, так откуда же браться удешевлению? Небольшое снижение пошлины быстро "утонет" в инфляции".

Реклама

ЧТО БУДЕТ С УКРАИНСКИМ АВТОПРОМОМ. С одной стороны, вступление в ВТО может отразиться на украинской автомобильной промышленности позитивно. "Условия ВТО заставят отечественных автопроизводителей делать конкурентоспособный продукт, — убежден Сергей Романенко. — Иначе его никто уже никто не купит". Кроме того, общая рыночная конъюктура и желание сохранить конкурентоспособность, по мнению Елены Дуниной, повлечет снижение цен на 3-4% на автомобили отечественной сборки. С другой стороны, плохо то, что не все смогут это пережить. "Часть автомобилей, которые предлагает наша компания, поставляется с Китая, а часть собирается в Украине, — говорит Марина Цимбал, PR-менеджер импортера китайских автомобилей в Украине "Атлант-М Китайские автомобили". — И теперь, после вступления в ВТО и в случае снижении цен на импортируемые автомобили, может возникнуть вопрос, имеет ли смысл продолжать сотрудничество с отечественным заводом, где сборка дороже".

БУДЕТ ЛИ ВЫГОДНО ПРИГОНЯТЬ Б/У МАШИНУ ИЗ-ЗА БУГРА? Cпециалисты затрудняются ответить на этот вопрос. "Логично ожидать снижение цен только на марки, которые подешевеют, будучи новыми, — говорит Елена Дунина, Генеральный директор ДП "АВТО Интернешнл". — Однако импорт б/у автомобилей в нашу страну трудно назвать прозрачным, а это значит, что в нем существует множество схем, в том числе нелегальных, и крайне нестабильная система ценообразования".

На практике выигрывают только "внеуставные" схемы поставок б/у машин. Сергей зарабатывает себе на жизнь пригоном машин из Германии (называть фамилию он отказался). "Из своих источников на таможне и в ГАИ я знаю, что взамен снижения пошлин собираются повысить стоимость регистрации (постановки на учет) автомобиля. Причем именно на столько, сколько теряют на снижении пошлины, т.е. около 15%. То есть люди, которые заказывают пригон, как попадали, так и будут попадать на деньги".

Однако вариант остаться "в дамках" при пригоне авто из-за рубежа есть. Правда, он касается только машин не старше трех лет. Рецепт Сергея таков: "Если вы хотите сэкономить, не растамаживайтесь на границе. Найдите человека в местном ГАИ, который бы занимался постановкой машины, которую вы хотите пригнать, на учет. Просто придите и спросите, у кого можно зарегистрировать авто такой-то марки, с таким-то двигателем и т.д. Добейтесь разговора с глазу на глаз и попросите посодействовать в растаможке на месте. Естественно, не за просто так. Как правило, люди друг друга знают, просящему с радостью идут навстречу. Экономия в этом случае составляет около 18-20% от стоимости иномарки. Т.е. если вы таким образом себе закажете, например, BMW за 25 тыс. евро, то вы положите себе в карман где-то 5 тыс."

НА ЧТО ВЫРАСТЕТ СПРОС. Что касается цены, на которую будут ориентироваться массовый покупатель в ближайшее время при выборе авто, то, по словам Юлии Птициной, это будет сумма около $12000. "Немаловажным фактом будет оставаться и выгодные условия покупки — условия кредитования, гарантийные сроки, развитость сервисной сети, стоимость запчастей, технического обслуживания и т.д. — говорит эксперт. — Лидерами рынка пока останутся "народные автомобили" — Daewoo (Lanos), Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Chery, Skoda, Opel".

Кроме ценовой плоскости, изменения ожидаются и в брендовом разрезе. По прогнозу Юлии Птициной, с рынка уйдет марка ЗАЗ (Славута) и будет падать доля автомобилей Lada (ВАЗ), ГАЗ и УАЗ. "Эти изменения связаны не только со вступлением Украины в ВТО, — говорит аналитик. — Причины падения популярности автомобилей производства СНГ очевидны: несмотря на постепенную модернизацию, они все же не отвечают современным требованиям, но при этом становятся дороже. Введение в прошлом году норм Евро-2 привело к тому, что цены на Таврию, Славуту и Lada стали больше стоимости этих машин в глазах покупателей".

ЧТО МОЖЕТ СНИЗИТЬ ЦЕНЫ

1. Уменьшения пошлин растаможки с 25% до 10%;

2. снижение пенсионного сбора: как нас проконсультировали специалисты Пенсионного фонда, пенсионный сбор при продаже автомобилей в этом году снижен до 0,5% от суммы операции, в прошлом году действовала ставка 1%;

3. ужесточение условий автокредитования, которое повлекло за собой уменьшение спроса;

4. высокая конкуренция

ЧТО МОЖЕТ СДЕРЖАТЬ ЦЕНЫ

1. подорожание материалов и энергоносителей;

2. инфляция (президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что в 2008-м инфляция достигнет минимум 20%, т.е. за второе полугодие товары и услуги для народа подорожают, самое малое, на 6%. Международный центр перспективных исследований прогнозирует 21,2% инфляции, то есть товары могут подорожать на 7%);

3. постоянная величина акцизного сбора: по словам руководителя Департамента таможенных платежей Гостамслужбы Сергея Джигалова, его размеры не изменились. Как говорят те, кто занимается пригоном иномарок, именно он составляет львиную долю растаможки, а не пошлина. К примеру, на автомобиль возрастом до 5-ти лет с объемом двигателя 1600 см3 ценой 10 тысяч евро, акцизный сбор будет составлять 2400 евро. Тогда как таможенная пошлина — всего 1000 евро.

НАШИ ВЫВОДЫ. Пока точный прогноз сделать сложно из-за сложившейся ситуации на Украине. Остановится ли инфляция, вернут ли прежние условия для оформления автокредита, какой результат получат импортеры на конец года — покажет второе полугодие. По их итогам и сложится более ясная картина развития авторынка в Украине. Тем же, кто решает, покупать ли машину сейчас или отложить покупку на пару месяцев, тоже сложно дать однозначный совет. Одно точно — такого массового снижения цен на автомобили в Украине еще не было никогда. Поэтому тем, кто охотится за "синицей", есть резон поинтересоваться теперешними акциями.

ЧТО ГОВОРЯТ В НАРОДЕ

Гость: Андрей

Цены снизятся не более чем на 5—10% за счет уменьшения пошлины с 20 до 10% таможенной стоимости автомобиля. Но львиную долю растаможки составляет не пошлина, а акцизный сбор в размере 2 евро за 1 куб. см объема двигателя, а его-то как раз никто отменять не собирается

Гость: Александр

Но при покупке малолитражек до 1,5 литра еще терпимо растамаживать, но если объем больше трех литров за машину 1990 года...

Гость: Джон

В Америке машины в два раза дешевле, чем у нас, а заработки в 5 раз больше.

Гость: drayn

Ребята, я занимаюсь машинами, и цены не падают, а поднимаются только...

Гость: Владислав

Это субъективно! Старье уж точно НЕ ДОРОЖАЕТ! (немного в теме). Пока рано говорить о возможных ценах. Сейчас цены на б/у падают, но незначительно, т.к. люд пока ждет манны небесной. А наступит ли она и когда — это непонятно!

Гость: автопро

Ребята, не тешьте себя иллюзиями. Я занимаюсь машинами с 2001 года, ни разу машины не дешевели, а с 16 числа подорожали на 10 процентов, так как инвойсная цена подорожала на 15 процентов, а на машины, которые собираются в Украине, Юля ввела НДС 20 процентов.