Как правильно обращаться с деньгами

9 ноября 2013, 18:02
Тренинг поможет выработать полезные навыки в отношениях с деньгами

Среди основных причин наших сложных проблем с деньгами — неправильное к ним отношение. Фото: AFP

Мало кто может похвастаться, что у него всегда и на все хватает денег, а если что — в любой момент он заработает, сколько нужно. Как утверждают психологи, среди основных причин наших сложных проблем с деньгами — неправильное к ним отношение. К счастью, при желании его можно и поправить.

В этом нам и решил помочь тренер Украинского института консультативной психологии и психотерапии Виталий Куриленко, поделившись секретами тренинга "Взаимоотношения с деньгами".

Реклама

Но прежде чем дать конкретные упражнения этого тренинга, необходимо сделать одно замечание: о них нужно не просто читать — упражнения нужно выполнять. Более того, если сперва прочесть статью до конца, а потом взяться за упражнения, то эффект от них будет намного меньшим, чем в том случае, если выполнять задания сразу. Или вообще никакого реального эффекта не получится.

Так что берем паузу в чтении этой статьи до тех пор, пока не найдется несколько минут свободного времени, а еще готовим чистый лист бумаги и ручку.

УПРАЖНЕНИЕ 1. АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Реклама

Расслабились и очень быстро, в течение двух-трех минут, ни на секунду не задумываясь, не останавливаясь, просто на "автопилоте" записываем все, что приходит нам в голову о деньгах и о наших с ними взаимоотношениях. Вплоть до присказок, шуток-прибауток и прочих элементов фольклора.

Поехали!

Записали? Изречений, кстати, может оказаться довольно много — например, около двух десятков. Чем больше — тем лучше.

Реклама

Они могут противоречить друг другу, среди них могут быть те, с которыми, по здравому размышлению, вы и согласиться-то не можете. Но вся суть упражнения в том, чтобы выплеснуть на бумагу то, что на самом деле, осознаваемо или нет, копошится под нашей черепной коробкой. А не то, что мы, как нам кажется, должны думать.

Теперь можно перевести дух и заняться какими-то другими делами. Пока не отыщутся спокойные полчасика и соответствующее настроение для следующего упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Просматриваем наш список утверждений, отмечая (например, плюсами) те из них, которые носят позитивный характер, а также (допустим, минусами) — высказывания с негативным оттенком. Причем негатив может проявляться по-разному. Например, это может быть фундаментальное "Деньги — зло!" Психологи утверждают, что как подсознательные установки подобные тезисы очень распространены. Это может быть и самооценка своих взаимоотношений с деньгами, например, что-то в роде "Большие деньги — не для меня". И тому подобное.

После этого следует подсчитать, сколько всего плюсов и минусов на вашем листике бумаги. Если вы не можете похвастаться слишком большим денежным достатком, то негатив у вас, скорее всего, выигрывает у позитива с разгромным счетом.

Виталий Куриленко предлагает еще одно небольшое упражнение: представьте себя деньгами, ожившими и получившими способность мыслить. Вчитайтесь в список негативных утверждений и ответьте на простой вопрос: захотели бы вы иметь дело с человеком, который о вас думает всякие такие глупости? То-то и оно!

Шутки шутками, но если не пожалеть еще толику времени, то можно проследить связь между некоторыми из этих негативных установок и регулярно повторяющимися в вашей жизни неблагоприятными сценариями. Есть примеры из жизни, когда человек, напряженным трудом выстроивший неплохо работающий бизнес, вдруг начинал "чудить" (например, затевать рискованные проекты, на ровном месте ссориться с партнерами) и в итоге лишался всего. В основе всех этих странностей лежит всего-то пара установок вроде "деньги зарабатываются большим трудом". То есть, пока самому приходилось пахать по 12—16 часов в сутки, предприниматель воспринимал свои еще не слишком большие доходы как справедливое вознаграждение за усилия. Но когда бизнес заработал как часы и основная масса рутинной работы легла на плечи наемных сотрудников, а доходы выросли в разы, человеку стало не по себе. И он вернулся в привычное состояние — зарабатывать гроши в поте лица своего.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ПОИСК ИСТОКОВ

Дальше наша задача осознать, откуда у нас появились "зловредные" негативные установки, от кого, когда и при каких обстоятельствах мы слышали нечто подобное. Например, так говорила мама (особенно, когда не хотела покупать что-то красивое, вкусное, но дорогое) или отец отвечал на каверзные вопросы вроде: "Почему у нас нет машины?" По словам Виталия Куриленко, в подавляющем большинстве случаев негативными установками в отношении денег нас еще в детстве награждают наши родители и прочие взрослые близкие люди. Не со зла, конечно, — просто они делятся своим собственным "багажом" или ищут оправдания собственным неудачам. Многое мы несем со школы. Особенно те, кто успел поучиться единственно верному классовому подходу еще в советские времена: чего стоит сам образ капиталиста-кровопийцы в цилиндре и с сигарой в зубах, высоко сидящего на мешках с долларами в окружении укрытых лохмотьями пролетариев с тощими детьми на руках… А искусство! Сколько в окружающем нас пространстве образов бедных, но честных и благородных, и сколько гадких богачей, готовых на любую мерзость ради лишнего миллиона. Даже социальный паразит и бездельник д'Артаньян нам гораздо симпатичнее, чем современные ему труженики-буржуа (вспомним хотя бы галантерейщика Бонасье).

УПРАЖНЕНИЕ 4. РАЗРУШЕНИЕ АВТОРИТЕТА

Теперь, когда мы знаем, кто для нас выступил в роли автора конкретного убеждения, пришло время для следующего шага. Нужно проанализировать, является ли автор установки экспертом в вопросе обращения с деньгами. То есть, что может на самом деле знать о деньгах и богатстве классная руководительница Марья Ивановна, всю жизнь с трудом сводившая концы с концами на скромную учительскую зарплату? Или бабушка-колхозница? Или еще кто-то из родственников, никогда не видавших настоящего богатства? Очевидно, что в данном случае люди судили о вещах, им самим непонятных, а стало быть, и суждения их, скорее всего, очень далеки от истины. А мы продолжаем нести груз их ошибок.

Для сравнения можно выяснить, что же говорили и писали о деньгах и богатстве те, кто имел к ним непосредственное отношение: всякие там Рокфеллеры с Гейтсами всех времен и народов. Мы специально не приводим здесь никаких цитат — гораздо полезнее, если вы их отыщете сами.

ПРАКТИКА. ВЫТЕСНЕНИЕ ПОЗИТИВОМ

Описываемые далее действия выходят за рамки одного тренинга. Поэтому и упражнением их назвать неверно — это именно практика. Нужно вместо наиболее "зловредных", негативных утверждений составить позитивные. Например, обвинительное "деньги — зло!" меняем на: "Деньги — это сила, позволяющая делать много полезного и доброго". Однако, как подчеркивает Виталий Куриленко, эти позитивные утверждения не могут быть формальными — они должны находить у вас живой отклик, вы должны их воспринимать эмоционально.

А далее следуем директиве: "Повторение — мать учения". Позитивные утверждения надо постоянно повторять, каждый день по многу раз сосредотачивать на них свое внимание. Но и этого мало — их необходимо закреплять в практических действиях, действовать в соответствии с ними. Например, вы внушаете себе, что "деньги — это инструмент для добрых дел", вот и делайте что-то хорошее даже располагая теми небольшими средствами, что у вас есть. Если вы работаете с утверждением "я достоин больших денег", то каждый день осуществляйте какие-то шаги, способные привести к этим деньгам хотя бы теоретически. Позитивное утверждение, отмечает Куриленко, должно закрепиться не только как мысль, но и как практический навык, для формирования которого нужно не менее 40 дней повторения.