Транспортная гильотина Донбасса: грузоперевозки с Востоком хотят прекратить

10 марта 2016, 07:39
Эксперты: это вызовет кризис

Донецкая железная дорога. От ликвидации предприятия пострадает вся Украина. ФотоAFP

Донбассу грозит транспортный коллапс, который приведет к значительному ухудшению и без того напряженной социально-экономической ситуации в Украине. Об этом президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка в открытом письме предупредили руководители крупнейших производственных предприятий Донбасса. 

КРИЗИС. По словам промышленников, после корпоратизации "Укрзализныци", ГП "Донецкая железная дорога" (ДонЖД) решили ликвидировать, а вместо него — создать региональный филиал ПАО "Укрзализныця". "Ликвидация ГП "Донецкая железная дорога" означает полную остановку финансирования предприятия и его отключения от системы диспетчеризации Украины, что сделает невозможной синхронную работу с другими железными дорогами страны. Из-за этого, со стороны руководства ГП "Донецкая железная дорога" заявлена полная остановка грузоперевозок через линию соприкосновения с марта этого года", — отмечается в тексте письма.

Реклама

Эксперты считают ситуацию крайне опасной. "Ведь на временно неконтролируемых территориях работает целый ряд предприятий горно-металлургического и энергетического комплекса, которые перерегистрировались в Украине и платят налоги в нашей стране, — говорит лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко. — Почти 100 тысяч людей работает на этих предприятиях. Их деятельность привязана к деятельности ДонЖД. Остановка дороги означает остановку предприятий, и сотни тысяч украинцев останутся без работы и средств к существованию. Также очень важный вопрос — вопрос энергетической безопасности страны. Ведь как минимум 7 из 14 ТЭЦ получают уголь марки "А" и марки "Т" с неподконтрольных территорий. И это означает, что если поставки угля остановятся, мы снова должны будем тратить миллиарды долларов для того, чтобы закупать уголь в России".

Более того, по словам члена парламентского комитета по вопросам транспорта Владимира Гусака, пострадают предприятия не только в зоне боевых действий, но и те, которые находятся на мирной территории. "Свои доходы потеряют украинские производители сырья (например, железной руды. — Авт.), которые поставляют его на предприятия, находящиеся на неподконтрольных территориях. Горно-обогатительные комбинаты тоже потеряют рынки сбыта. Это будет цепная реакция", — заявил Гусак.

УДАР ПО ГРИВНЕ. Последствия такой "цепной реакции" приведут к тому, что в Украине значительно сократится доля валютной выручки, ведь по словам подписантов письма, предприятия на неподконтрольной территории ежемесячно обеспечивают бюджету $110 млн дохода или около 20% всей валютной выручки страны. Эксперты отмечают, что это может дать толчок к росту курса доллара. "Сегодня экспорт металла упал, но за 2015-й год и первый месяц 2016-го первое место в структуре украинского экспорта занимает металл. Если сейчас еще больше сократится экспорт металла, валюты в стране будет еще меньше и курс доллара резко подскочит", — отметил глава Украналитцентра Александр Охрименко.

Реклама

Выход промышленники видят только один: ввести мораторий на ликвидацию ГП "Донецкая железная дорога" до завершения антитеррористической операции.

Запрет: замены углю с востока нет

Прекращение грузоперевозок с промышленными предприятиями Донбасса ставит под угрозу и энергетическую безопасность Украины. "Весь энергетический уголь антрацитовой группы находится на неподконтрольной территории. А на таком угле работает примерно половина украинских электростанций. На другие виды угля они быстро перейти не могут. Кроме того, такой переход связан с большими капитальными затратами", — подчеркнул Владимир Гусак.

Реклама

РФ ИЛИ ЮАР? Оставшись без поставок угля с Донбасса, Украина будет вынуждена искать альтернативу, причем не всегда выгодную для страны. "Уголь придется либо завозить из России в два раза дороже, либо из ЮАР — более низкого качества, но по более высокой цене, — поясняет председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. — Кроме того, придется покупать электроэнергию у России по цене в два раза дороже, чем на украинском рынке. Мы не сможем покупать электроэнергию в Западной Европе, там технические параметры не отвечают нашим техническим параметрам. Поэтому я не знаю, если кто-то принимает поспешные решения, пусть подумает: остановятся не только блоки тепловых электростанций, но и горно-обогатительные комбинаты, а потом не будет хватать мощностей для металлургических предприятий. У нас пока профицит электроэнергии, но нужно думать, что будет завтра, как будет развиваться экономика".

НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ. Председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука добавил "Сегодня", что пока качественной альтернативы донбасскому углю не будет, говорить о каких-либо запретах на грузоперевозки неприемлемо. "Если речь идет о поставках угля и металла, то это важно. До тех пор, пока четко не разработан альтернативный путь обеспечения украинских теплостанций и металлургических комбинатов другими типами угля или от других поставщиков, мы вынуждены осуществлять такие грузоперевозки, — сказал "Сегодня" Тука. — Прекращать сейчас грузоперевозки, не имея никакой альтернативы, — это преступление перед теми украинцами, которые работают на меткомбинатах и которым подается в квартиры тепло и электроэнергия".