Транспорт будущего: Норвегия переводит на электричество автомобили, автобусы и даже самолеты

15 октября 2018, 08:11
С 2025 в стране намерены полностью запретить продажи новых авто с бензиновыми и дизельными двигателями

Пока Украина планирует производить свои электромобили, почти 200 тысяч электрокаров – в частности, электроавтобусы – уже ездят по дорогам Норвегии. В стране проходит масштабная электрификация транспорта: норвежское правительство всячески поощряет граждан отказываться от автомобилей на бензине и дизеле. Зачем страна так массово переходит на электричество, узнавали, корреспонденты "Радио Свобода".

В Норвегии есть отдельные автобусные полосы. Ими, кроме общественного транспорта, могут пользоваться водители электрокаров, а вот владельцам авто с бензиновыми или дизельными двигателями поездка по такой полосе обойдется штрафом в пять тысяч крон. Это более 17 000 гривен.

Реклама

Местный житель Петтер Хоулленд пересел на электрокар шесть лет назад и не пожалел ни разу.

"Как только вы пересаживаетесь на электрокар, муниципальные парковки для вас становятся бесплатными. Также вы бесплатно ездите по платным автобанам. В Норвегии очень много платных дорог. Для нас они бесплатные. Если вам надо воспользоваться паромом, цена будет наполовину ниже, чем для авто с бензиновым двигателем", – рассказывает Хоулленд.

Еще один плюс – бесплатная зарядка. Станциями подзарядки обустраивают остановки и гаражи по всей стране. Кроме того, для хозяев электрокаров отменили дорожные сборы и налог на добавленную стоимость. Сейчас общий объем государственных субсидий на поддержку электромобилей в Норвегии оценивается в 5 млрд долларов.

С 2025 в Норвегии намерены полностью запретить продажи новых авто с бензиновыми и дизельными двигателями. За это время правительство обязуется обеспечить страну всей необходимой инфраструктурой для автомобилей с электрическими двигателями и перевести на электричество весь общественный транспорт.

Реклама

Но амбициозные планы Норвегии касаются не только наземных перевозок, но и воздушных. Впервые полностью электрический летательный аппарат поднялся в небо летом этого года. Для полной зарядки двухместного электросамолета нужно 40 минут. После этого аппарат способен преодолеть 100 километров в небе. Аппарат должен стать прототипом крупных электрических лайнеров, которыми Норвегия планирует заменить часть авиапарка.

"По планам норвежского правительства, к 2040 году все внутренние рейсы должны осуществляться электрическими самолетами. Мы надеемся, что первый коммерческий рейс состоится до 2025 года", – рассказывает пресс-секретарь государственной авиакомпании Норвегии Кристиан Локса.

Главным аргументом в пользу электрификации транспорта здесь называют сохранение окружающей среды. В правительстве Норвегии отметили – треть выбросов СО2 приходится на транспортный сектор страны.

"Мы рассчитываем, что к 2030 году Норвегия уменьшит количество выбросов в атмосферу на 30%. А к 2050 году мы станем обществом, которое производит минимальное количество выбросов. Это главная цель", – заявил государственный секретарь министерства климата Норвегии Ахтле Хамар.

Не исключено, что как только страна достигнет цели, стимулы в виде бесплатных парковок или нулевых налогов исчезнут, говорит Петтер. Он это понимает, но пока есть возможность, наслаждается преимуществами.

Реклама

Напомним, с  начала года Украина "обнулила" ставки налогов на растаможку электромобилей. Теперь ежедневно в среднем 20 украинцев пересаживаются на машину с электродвигателем. Для сравнения, в 2017 году в стране каждый день регистрировали семь машин на электротяге.