Топ-5 компаний, которые вышли из проектов в Украине за полгода

27 марта 2015, 08:22
"Визз Эйр" уходит из-за нестабильности, Shell не верит в прибыльность добычи газа в Харьковской области, а "Лукойл" решил избежать санкций

Перевозчик. Лоукост покидает рынок из-за войны и гривни

В Украине вдвое сократится количество бюджетных авиарейсов  лоукостера  WIZZ Air. Причины — реструктуризация деятельности компании, вызванная нестабильностью на Донбассе, девальвацией гривни и введением жесткого контроля НБУ за покупкой-продажей валюты. Мы решили вспомнить, какие еще известные компании отказались от проектов в Украине в последние полгода.

1. ВИЗЗ ЭЙР

Реклама

Авиакомпания "Визз Эйр Украина", осуществляющая в 16 рейсов в нашей стране, прекращает свою деятельность с 20 апреля 2015 года. Взамен в июне в Украину зайдет Wizz Air Hungary – она будет выполнять 8 рейсов – в Украину и из Украины, используя один из двух самолетов, которыми сейчас летают пассажиры "Визз Эйр Украина". Wizz Air намерена расширить активности в Украине, когда ситуация на рынке улучшится. Причиной ухода компании эксперты авиарынка называют его слабость: в прошлом году рынок обвалился почти вполовину, и инвестировать в авиаперелеты сейчас смысла иностранцы не видят.

2. SHELL

12 марта нефтегазодобывающая британско-нидерландская компания Shell заявила о завершении совместного с "Укргаздобычей" проекта в Харьковской области в связи с экономической нецелесообразностью. Компания намеревалась пробурить три поисковые скважины, разведать и добыть углеводороды в уплотненных песчаниках. Две скважины компания пробурила, однако дебет газа там был очень низким, что называют одной из причин ухода Shell из проекта. Вторая – изменения в налоговом законодательстве. Кроме того, компания до сих пор не начала работы на Юзовском участке из-за боевых действий на Донбассе.

Реклама

3. CHEVRON

В декабре 2014 года американская нефтегазовая компания Chevron в одностороннем порядке вышла из проекта по разработке углеводородов на Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская области). Среди указанных компанией причин – текущая система налогообложения: в августе прошлого года плата за пользование недрами при добыче газа была повышена в два раза, что не понравилось инвестору. Кроме того, Минфин не выполнил обязательство до 18 ноября привести свои нормативные акты в соответствие с действующим законодательством, что сорвало сделку с компанией и дало ей формальный повод уйти, не инвестируя 350 млн долларов в экономику страны.

4. "ЛУКОЙЛ"

Реклама

В августе 2014 года российский "Лукойл" продал 100% акций "Лукойл-Украина" малоизвестной австрийской компании AMIC Energy Management GmbH: это около 240 АЗС и 6 нефтебаз. Впрочем, в данном случае, по мнению экономических экспертов, "Лукойл" таким образом попытался защитить свои активы от санкций против РФ, но оставил "теневой" контроль над предприятиями за собой.

5. KUWAIT ENERGY COMPANY

В сентябре 2014-го компания Kuwait Energy Company продала свои активы в Украине. Цена составила 5 млн долларов. Компания, которая занималась разработкой нефтегазовых месторождений в Полтавской и Сумской областях совместно с "Укргаздобычей", решила продать активы еще в 2013 году, но комментировать причины ухода из Украины не стала. В то же время параллельно компания продает свои активы и в России.

За прошлый год из страны ушло около 6 млрд прямых инвестиций, поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Первая причина, по его словам – нестабильность, вторая – рынок потребления.

"Мы забываем о покупательской способности, у нас она низкая сейчас, а любой компании нужен рынок, потому причина ухода большинства инвесторов – в его отсутствии. Что касается компаний, которые пришли добывать к нам сланцевый газ, они ушли из-за падения цены на нефть. Когда себестоимость добываемого топлива выше, чем среднерыночная цена, какой смысл заниматься добычей?", – поясняет эксперт.

В то же время, по словам Охрименко, инвесторы циничны и зачастую не интересуются даже уровнем коррупции: "В Нигерию, например, поступает много инвестиций. Но там большая страна, в которой в последнее время вырос рынок потребления, и есть простор для добычи газа. Что касается Украины, пока мы ничего не можем предложить инвесторам, разве что землю и строительство. Им нужно что – около 20% дохода минимум в валюте, а мы можем предложить около 3-4%, которые они и так без риска в Европе могут получить. В этом году мы вряд ли увидим крупных инвесторов – сейчас все переговоры заканчиваются обещанием собраться еще раз в 2016 году. А вот в следующем уже – посмотрим".

Аналитик консалтинговой компании Concorde Capital Роман Тополюк пояснил "Сегодня.ua", что в случае с "Визз Эйр" первой причиной стало ужесточение политики в отношении лоукостеров в Украине: "Тут, в первую очередь, повлияло регулирование авиационного рынка. Перед новым годом было принято решение, которое поставило лоукосторы в те же условия, что и классические компании – там ужесточили условия, введя, к примеру, необходимость регистрировать материнскую компанию, и так далее. Это сделало работу лоукостеров не совсем выгодной для компаний. Вторая причина – снизилась покупательская способность населения из-за падения экономики, и смысла содержать отдельную авиакомпанию в Украине "Визз Эйр" больше не видит. Любая авиакомпания, особенно лоукостер, хорошо считает свои деньги. Они могут выполнять рейсы с хорошей загрузкой и по материнской компании, многие авиакомпании так делают – возят пассажиров без дочерней структуры в отдельной стране, оставляя в ней представителя и минимальный техперсонал. А основные направления они оставили – 8 рейсов, среди который Будапешт, Мюнхен.

Говорить, что "Визз Эйр" уходит навсегда, не стоит: это обычная реакция на падение рынка. Если ситуация стабилизируется, они вернутся".

Оценивая в целом инвестиционный климат, аналитик менее оптимистичен: "Инвестиционный климат очень тяжелый из-за боевых действий.

Пока есть угроза расширения конфликта, нет речи о заходе инвесторов. Но интерес к нашей стране есть, есть люди, которые готовы вкладывать. Если ситуация стабилизируется, и не будет звучать слово война, то спрос, отложенный на 2-3 года вернется в больших масштабах".

Но для этого, кроме прекращения войны, правительство должно добиться успеха в переговорах о реструктуризации внешних задолженностей, отмечает Тополюк: "Как только угроза дефолта будет ликвидирована, и будет договоренность с внешними кредиторами, будут выпущены украинские заимствования, тогда мы увидим спрос. Пока инвестиции у нас на самом минимуме".