Тернополь может навсегда избавиться от ржавых, смертельно опасных маршруток

29 января 2018, 03:01
Пластиковая карточка уже год как должна стать палочкой-выручалочкой для городского транспорта

Фото: "Сегодня"

Через пару дней Тернополь может навсегда избавиться от ржавых, смертельно опасных маршруток. Местная власть собирается разорвать договоры со всеми перевозчиками, которые не обновили транспорт и в том числе не запустили в эксплуатацию электронный билет.

Пластиковая карточка уже год как должна стать палочкой-выручалочкой для городского транспорта. Ведь это и учет пассажиров, и прозрачная, а возможно, и более низкая стоимость проезда. Но введение таких билетов умышленно срывают.

Реклама

Одесса. Местные маршруточники решили преподнести горожанам посленовогодний сюрпириз – поднять стоимость проезда до 7 гривен. Сразу на 40%. Причину называют прежнюю: дорожает, дескать, все.

Что прибыли у перевозчиков не поубавилось – доказывает и собственный мониторинг общественных активистов.

Но в Одесской мэрии тоже ведут подсчеты – и по их мнению, аппетиты местных перевозчиков скромны.

Реклама

"Средняя стоимость одного километра в Одессе составляет 27 копеек. При этом – Киев 39, Харьков – 72 копейки, Днепр – 43 копейки. При этом – следует обратить внимание, что при этом в таких больших и крупных городах существуют альтернативы в виде метро", – говорит Александр Илько, директор департамента транспорта Одесского городского совета.

Одесситы отреагировали по-одесски – устроили пассажирский бунт. Несколько десятков собрались у мэрии с лопатами и транспарантами, на которых было одно требование – построить подземку, поскольку маршрутки – это дорого.

Обоснованно ли подорожание – узнать легко. Нужно посчитать пассажиров. Такое возможно при внедрении электронного билета. Но в Одессе с этим не торопятся: опасаются недовольства частных перевозчиков. Как в Прикарпатье.

Реклама

Тернополь. 10 января. К горсовету съезжаются владельцы маршрутов и водители. И затягивают запоздалую колядку.

В тот же день ни один частный автобус в рейс не вышел.

Забастовке предшествовал запуск со второго января системы электронного билета на всём транспорте Тернополя – частном и муниципальном. Теперь заплатить за проезд можно бесконтактной карточкой, которая пополняется в специальных киосках. При этом поездка, оплаченная транспортной картой, выходит на гривну дешевле. 4 – в маршрутках, и три – в троллейбусах.

За поездку водителю можно заплатить и наличкой. Но при этом он обязан выдать билет, напечатанный валидатором – специальным устройством, ведущим учет пассажиров.

Все данные теперь стали передаваться в единый информационный центр. И водители пошли на саботаж. Наличку брали с удовольствием, а талоны выдавали старого образца. Если вообще выдавали.

Чтобы избавиться от электронного контроля изобретательные тернопольские водители маршруток придумывали разные байки. Например, что с электронным билетом в салоне могут находится только трое пассажиров, остальные – должны платить живыми деньгами. Менее креативные просто обманывали – мол, валидатор перестал работать. Билет нового образца приходилось в прямом смысле слова отвоевывать.

Ловчить – как прежде – водителям становится труднее. Вот и придумали оправдание: валидатором пользоваться неудобно – отвлекает от дороги. Хотя раньше вождению наличка не мешала.

К слову, в день забастовки маршруточников муниципальные троллейбусы, которых в Тернополе почти 6 десятков – были забиты битком, а выручка удвоилась.

В мае прошлого года начал действовать закон, которым предусмотрено внедрение электронного билета в городском пассажирском транспорте.

Электронный билет – это пластиковая карта, которой можно расплатиться при помощи специального электронного компостера – валидатора. При этом снижаются затраты на печать билетов, да и кондукторы не нужны. Самое главное – появляется реальная картина по пассажиропотоку и выручке на каждом маршруте. И поднять вопрос о необоснованности тарифа станет труднее. В Тернополе уже увидели первые результаты.

В разных городах Украины система находится на разных этапах реализации. Где-то – работает на муниципальном транспорте, а где-то – только на бумаге. Полноценно действующей системой может похвастаться только Тернополь.

А в Таллине электронный билет работает давно. Расходы уменьшились, поскольку теперь не нужно печатать бумажные билеты, да и штат контролёров существенно поредел. И бюджету легче, и экологии.

"Чем больше людей использует общественный транспорт, тем меньше – особенно утром и вечером, – на улицах города Таллинна машин. Тем чище воздух города Таллинна, и тем быстрее можно проехать перекрестки", – говорит Энно Тамм, председатель правления АО "Таллиннский городской транспорт".

Более того, в эстонской столице пошли дальше – сделали проезд в общественном транспорте бесплатным для всех жителей города. Мол, горожане и без того налогами пополняют казну, а общественный транспорт особой прибыли не принесет.

Общественный транспорт в Таллине – бесплатный, но бесплатный он для таллинцев. Если вы – из другого города иди иностранец, то за проезд придется заплатить.

Одна поездка обойдется чужеземцу в два евро. Если он купит карточку на неделю, поездка подешевеет до 60 евроцентов. Ну а поедет без билета – штраф в сорок евро.

За безбилетников всерьез решили взяться и в Тернополе. Теперь контролеры будут не только в муниципальных троллейбусах, но и в частных маршрутках. Поэтому требовать у маршрутчика "правильный" билет – в интересах пассажира.

В тернопольском горсовете напоминают: при невыдаче билета из валидатора, пассажир может не платить за проезд. Но при этом, если попадется контролер – придется платить штраф.

Яника Мерило, советник министра инфраструктуры Украины,  оптимистична – прогнозирует, что за два года электронные билеты и справедливые тарифы на проезд во многих городах станут привычным делом.

Напомним, в проект е-билетов в Одессе нет очереди из инвесторов.

Ранее мы писали, что  почти два месяца в Харькове официально работает система единого проездного билета, благодаря которой харьковчане могут расплатиться за проезд в троллейбусе и трамвае пластиковой карточкой. Несмотря на то, что запуск практически провалился — вандалы портили терминалы по продаже карт и билетов, а в транспорте не работали валидаторы, — чиновники обещают, что с 15 февраля единый билет будет действовать и в подземке.