Свое дело: одессит сменил директорскую службу на бизнес на экоматериалах

13 ноября 2017, 04:26

Словом и делом. На изучение продукта и его презентацию публике ушло 3 года, но не напрасно. Фото: Из архива В. Чивилева

Лет 5 назад Василий Чивилев, специалист по международной экономике, решил все бросить и найти дело, способное радовать. Многие его не поняли: 15 лет до этого он успешно трудился на должностях финансового, генерального директора, руководителя по продажам. Вел свое дело  — процессинговую компанию с сетью платежных терминалов. Из Одессы переехал в Киев, поближе к клиентам.

"Но наступил момент, когда сел и задумался: а хорошо ли мне от этого на душе?" — вспоминает Василий.

Реклама

Кризисный период раздумий вылился в увлечение экологией и альтернативной энергетикой. Вот уже несколько лет экономист Чивилев — партнер в собственной фирме, занимающейся строительством домов из экопанелей, сделанных из тростника и ржаной соломы. Он выслушал сотни шуток по поводу "домика трех поросят", который сгорит, сгниет или будет съеден мышами. Нашел единомышленников во Львовской области, которые, как и он, пытались двигаться в этом направлении. Вместе они успешно продвигают новые технологии в Украине и убеждены: будущее — за натуральным и природным, греющим не только стены, но и душу.

Трудней всего

Поначалу Василий не понимал, с какой стороны взяться за дело. На него возложили продажи и маркетинг, но попробуйте продать товар, за которым не ходят в магазин, да и в глаза его пока не видели.

"Люди, желающие построить дом, могут быть везде, а значит — нигде конкретно. Как их искать — неясно,  — признается бывалый коммерсант. — Чтобы наработать базу, приходилось подолгу общаться с клиентами, предъявлять преимущества, убеждать,  — вспоминает он. — Затем вести на объект, дать товар пощупать, приглашать на выставку — и снова что-то доказывать".

Реклама

А ведь в этой отрасли Василий был новичком — приходилось самому изучать тему, чтобы отвечать на всевозможные вопросы, возникающие у клиентов, разбираться в тонкостях не только своих технологий, но и альтернативных, чтобы аргументированно объяснять, чем экопанели лучше или хуже иных материалов.

"Очень помогли в этом выставки: живое общение проясняет сразу и многое. Плюс всегда можно почерпнуть новенькое от коллег-конкурентов", — признается Чивилев.

Стартовый капитал

Чтобы дело сдвинулось, пришлось продать машину. Деньги ушли на создание нескольких сайтов, написание статей для них, размещение в интернете объявлений с ссылками.

Реклама

"Как показала практика, решение делать ставку на онлайн, а не бумажные носители, было очень правильным. Хотя поначалу это пожирало массу усилий без видимой пользы: прошло несколько лет, прежде чем схема начала работать. А сейчас объем работы увеличивается, как снежный ком", — рассказывает предприниматель.

Если поначалу приходилось знакомить людей с идеей и пытаться развенчать их страхи, то теперь обращаются уже начитанные и принявшие решение — им осталось лишь продумать детали и заказать.

"Думаю, подъем, который ощущаем в этом году, в том числе результат отложенного спроса. Экопанели прорвались бы и раньше на рынок, просто в условиях полувоенного положения и полной неопределенности людям было не до строек", — рассуждает Чивилев.

Время не прошло даром: у начинающего продавца экопанелей было, по его выражению, сильнейшее стремление к самообучению. Курсы он не посещал — перелопатил кучу ресурсов в интернете, днями напролет смотрел ролики, узнавал, как строят из соломы в Европе и США.

"Сходил на пару семинаров и понял, что интернет-материалы не менее информативны, чем лекции. Были бы желание и усидчивость копаться", — говорит он.

Перемены в жизни

Большие изменения произошли в мировоззрении, признается Василий. Вероятно, вращение среди природного и натурального подтолкнуло его к тому, что стал веганом.

"Сначала отказался от рыбы и мяса, теперь уже и от молочки, хлеба, глютенов", — перечисляет он.

В результате радикально сменился круг общения —  в жизнь вошли совершенно новые люди. Перераспределились траты: кино, театры, застолья, походы по ресторанам и покупки дорогой еды отпали — стали попросту неинтересны.

"У меня и офиса-то больше нет — решил, что ни к чему на него тратиться, встречи с клиентами — всегда на объектах, сам в постоянных разъездах", — говорит бизнесмен.

Рабочий кабинет Василию заменили смартфон и компьютер (пользуется настроенной CRM-системой, автоматизирующей отношения с клиентами). И вся жизнь, по словам новатора, стала как-то проще: "Я избавился от постоянной гонки, стрессов и тревог, что могу не успеть или клиент откажется. Мне намного спокойнее, к проблемам отношусь по-философски: один клиент уйдет — другой придет. И, как показывает практика, от этого только выигрываю", — делится взглядами Василий.

Вся история в цифрах

Чтобы экопанели раскрутились, у 41-летнего Василия Чивилева ушло несколько тысяч долларов, вырученных от проданной машины, и три года презентаций, выставок и рекламы. За это время они с партнером (5 бригад, 25 строителей) завершили более 70 объектов. Один дом (до 150 кв. м) отнимает в среднем 4—6 месяцев. Чтобы довести его до состояния "под отделку", за "квадрат" берут $300—350. Это дешевле, чем работа с кирпичом, и компаньоны уверены, что экология и выгода вскоре победят традиции. Но пока похвастаться стабильным доходом Василий не может.

"В какие-то месяцы зарабатываю больше, чем раньше на директорских должностях, а иногда — ноль или минимум,  — описывает денежную ситуацию он. — В целом я в деньгах потерял. Но если раньше я в перспективу только верил, то сейчас отчетливо ее вижу. Нужно потерпеть некоторое время, чтобы выйти на следующий уровень".

Сегодня предпринимателю тоже хватает, условно говоря, на путешествия по Европе. Но тратить деньги на них не тянет — так увлечен своим детищем.

В Украине построили уже более 70 домов из экопанелей. Фото: из архива В. Чивилева

Советы бывалого

"Люди, сомневаясь, часто спрашивают совета у родных. И, по-моему, зря: 9 из 10 скажут "не занимайся ерундой, у тебя отличная работа, сиди и трудись. Это вас не ободрит", — говорит Чивилев.

Подбирая делового партнера, смотрите больше на его человеческие качества, чем на профессионализм: при полном взаимопонимании, даже не будучи профи, достигнете большего, чем в постоянных нестыковках. Проект сам по себе не реализуется: если самообразованию посвящать хотя бы час в день, через 2—3 года будете обладать солидным багажом знаний.