Рынок покупок в группах: перезагрузка

30 августа 2011, 13:16
Пожалуй, одной из наиболее своеобразных для украинского населения форм потребительской активности является приобретение/покупка в группах.

Бурное развитие так называемого рынка альтернативного финансирования привело к появлению компаний, предлагающих свои услуги тем потребителям, которые в силу определённых причин не могут или не хотят становиться клиентами банковских учреждений. Этому немало способствовали сами банки, придерживаясь в последние годы довольно жёсткой политики в плане требований к потенциальным заёмщикам. Неудивительно, что украинцы массово начали обращаться к альтернативным способам решения проблемы недостачи наличных средств.

Пожалуй, одной из наиболее своеобразных для украинского населения форм потребительской активности является приобретение/покупка в группах. Рынок приобретения товаров в группах в Украине сформировался ещё задолго до кризиса и сокращения банковского кредитования. Только по данным крупнейших операторов ООО "АВТО ПРОСТО" и ЧАО "АИСЕ Украина", работающих на автомобильном рынке, более 41 000 украинцев уже получили автомобили через их программы, а ещё тысячи клиентов станут автовладельцами в ближайшем будущем. Эти цифры не позволяют проигнорировать реально существующий спрос на такие услуги. Объём и потенциал данного рынка очевидны. Другое дело, что он отличается неоднородностью и не всем понятной спецификой. Отсюда восприятие покупки в группах как "неправильного кредита", а подобных компаний как "недобанков".

Реклама

Следует отметить, что существуют операторы, деятельность которых вызывает недоумение даже у других компаний-администраторов систем приобретения в группах. Под видом "покупок в группах" такие компании могут предложить приобрести участок земли, недвижимость, бытовую технику, автомобиль. Нередко предлагают "всё сразу и за три рубля". Для тех, кто хоть немного разбирается в функционировании системы покупок в группах, очевидно, что организация и администрирование покупки земельного участка и, скажем, холодильника, должны существенно отличаться. И здесь закономерно закрадываются сомнения в способности подобной компании обеспечить приобретение желаемого всеми клиентами.

Есть ли добросовестные операторы на рынке приобретений в группах? Безусловно. Существуют признаки, которые помогут потенциальному клиенту отделить "зёрна от плевел" – добросовестного администратора от тех, кто таковыми не является. Прежде всего, это имя бренда, которое добросовестный администратор не станет утаивать в своих рекламных объявлениях, что нередко ещё можно видеть на практике. Также имеют значение репутация и надёжность партнёров-поставщиков приобретаемого товара, количество единиц товара, распределяемых ежемесячно среди клиентов программы, прозрачность распределения товара, социальная активность компании. Важный момент: в договоре добросовестного администратора будет чётко указано, что речь идёт именно о формировании групп участников с целью приобретения товаров того или иного вида, например, автомобиля с указанием конкретной марки и модели.

Для потребителей финансовых услуг, сомневающихся стоит ли воспользоваться тем или иным предложением, есть хорошая новость: грядут перемены. Недавние изменения в украинском законодательстве отнесли администрирование приобретения товаров в группах к финансовым услугам. В ближайшее время должны быть разработаны условия лицензирования деятельности администраторов. Стоит отметить, что лидеры рынка отнюдь не сопротивляются будущему лицензированию. У серьёзных администраторов уже давно вызрело понимание того, что формализация и унификация правил деятельности будет способствовать развитию систем покупок в группах и оградит потребителя от недобросовестных операторов, что приведет к лучшему восприятию сути этой услуги обществом.

Реклама

Таким образом, основа для глубоких и качественных преобразований на отечественном рынке покупок в группах заложена.

Артем Пограничный