Рулить правильно и красиво

12 февраля 2009, 18:20
Как мы брали уроки водительского мастерства.

Реклама

Многие описанные в данном материале приемы и методы вождения и обучения вождению, способы совершенствования личных навыков опытным водителям покажутся давно известной банальщиной, а для новичков, напротив, могут быть не совсем понятны. Однако материал будет нелишним прочесть всем мастерам руля и передачи. Наверняка найдется в нем какой-то полезный совет даже для самого искушенного шофера.

Желание научиться водить автомобиль впервые возникает у большинства особей мужского пола вида хомо сапиенс где-то в р-не 12 лет, в период начала полового созревания со всеми вытекающими из организма гормонами, желанием командовать и управлять всем вокруг. Я не был исключением, и посему за несколько уроков, которые мне преподал отец на нашей старенькой "шестерке" по дороге на дачу, научился заводиться автомобиль, сдвигать его с места и рулить, переключая передачи. Желание удовлетворилось, а вот до обретения водительских прав дело как-то не дошло. Недосуг, учеба плюс работа – в юности, а в более зрелом возрасте – новые оправдания: зачем мне ездить за рулем, если я люблю по вечерам расслабиться и выпить пенного пивка с друзьями, а для решения всех вопросов есть такси (которое не намного дешевле бензина, масла, обслуживания и парковки личного автомобиля, и т.п.).

Однако в один прекрасный момент меня замечательным образом переклинило. Я перестал пить алкоголь. Не скажу – бросил, потому как не бросал; просто от вида и запаха алкогольной продукции меня без всяких видимых причин начало вернуть. Я оправдывался перед друзьями, приглашавшими меня в бар, что уже, видимо, выпил свою бочку. Друзья шутили, "свою цистерну". Эх…

Реклама

Ну, в общем-то. Времени свободного неожиданно появилась масса, энергии – выше крыши, прокуренные такси резко перестали вызывать энтузиазм в качестве транспортного средства, а в сознании всплыли кадры достаточно яркого секса в машине со случайной подружкой – машина была одного моего верного приятеля, и он ходил вокруг нее кругами и курил, пока мы занимались любовью. Да, еще одно. Перестав пить и висеть в кабаках, я стал обнаруживать в своем бумажнике и на своей кредитной карточке больше денег, чем обычно, что подвигло меня размышления из серии "как бы эти деньги не про…ть, а выгодно вложить". Я не верю в депозиты, их придумали не для меня, а на новую квартиру все же маловато будет. Все эти факторы собрались в какой-то момент и выкристаллизовались в одну ясную, четкую, яркую и мощную мысль, рухнувшую на мой череп и вмещавшееся в нем сознание, подобно обуху топора. Надо купить машину!

И сразу же, вслед за этим гениальным решением, в голове всплыла другая, не менее ценная и гениальная мысль: нужны права. Я зашел к своему другу, кандидату в мастера автоспорта, на кофе, и попросил его посоветовать хорошую автошколу. На что мне был задан вопрос:

- Тебе просто нужны права или ты хочешь научиться хорошо и правильно ездить, не создавая пробок и аварий?

Реклама

Ответ был очевиден, потому мой друг, философски выпустив кольцо дыму изо рта, изрек:

- Тебе надо к Володе.

Как выяснилось впоследствии, "Володя" (я его называю немного иначе, более уважительно – Владимир), – руководитель автошколы "Профессионал", специализирующейся на обучении уже имеющих права, опытных водителей, безопасному и контраварийному вождению, специальным приемам безаварийной езды, водительской психологии и всяким прочим хитрым водительским штукам. Я не был уверен, что справлюсь (ну, выгонял таксистов с их кресел и рулил вместо них по дороге домой – вечером, уже без пробок, ну по степи крымской рулил периодически – так там ни машин, ни ГАИ), но энтузиазм переполнял меня, и я решился на встречу.

Владимир сразу взял быка за рога:

- Это будут индивидуальные уроки, на разных машинах, трех для начала. Одна – без ничего, ни АБС, ни ЕСП, ни гидроусилителя руля, только мотор да коробка механическая… На ней как раз базовые принципы освоим. Другая – покруче, с гидравликой, антипробуксовкой, коробка – "механика". И еще есть большая машинка – БМВ, с коробкой автомат – на ней закончим, если что. А если нет, то еще есть пара машин. Работать будем на спецплощадке и в городе, в пробках. Обгоны изучим на "Запорожце", у нас есть.

- Зачем же "Запор"? – изумился я. – Я его покупать-то точно не буду.

- Лучший тренажер для отработки обгонов, – Владимир был абсолютно непреклонен. – Он настолько слабый, нединамичный, неудобный и непредсказуемый, что, научившись рассчитывать расстояния и выбирать скорость для обгонов на нем, на любом другом авто на трех метрах обгон выполнишь.

Мне предстояло ездить в разные дни с разными инструкторами (чтоб разные стили и навыки преподавания были), постоянно меняя машины (чтоб не привыкать к одной конкретной, чтоб навыки формировались максимально универсальными и впоследствии я мог сесть за руль абсолютно любого авто, и, настроив его за минуту, ехать без проблем), в разных погодных условиях и на самых сложных с точки зрения вождения улицах Киева, а также на предназначенном для подготовки водителей-спортсменов треке.

…И мы начали.

День первый. Ремни, зеркала, кресла и рули.

Садимся в необычного виду "Мазду" – небольшую, таких на улицах Киева и не встретишь, оклеенную номерами телефонов и буквами "У", Владимир приступает.

- Сначала выстраиваем кресло. Оно должно стоять в таком положении, чтоб при полностью выжатом сцеплении было удобно, не нужно было ерзать по нему, а также чтоб при этом между ногами и рулем можно было разместить три пальца.

Это вроде как не сложно. Но потом выясняется, что еще есть один важный критерий – расстояние до руля.

- Когда спина расслаблена и лопатки лежат на спинке кресла, запястья рук, если их вытянуть, должны в аккурат ложиться на руль, – инструктирует Владимир.

Подстраиваюсь, но тут же меняется угол ног и три пальца между ногой и рулем уже не втиснешь.

- А это критически важно, – напутствует меня сенсэй. – В критической ситуации, где потребуется быстрое вращение руля, рука, удерживая руль, должна свободно пройти над ногами!

Прилаживаюсь. Теперь – боковые зеркала. В них, как оказалось (это зависит от особенностей машины, в большинстве авто – как раз мой случай), нужно видеть ручку передней двери – в нижнем углу со стороны машины. Для верхнего зеркала особый ориентир – задняя левая стойка. Ее должно быть видно в левом углу зеркала.

- Машина должна стоять на "ручнике" и "скорости", – готовит меня к первому "старту" на "Мазде" инструктор. Поэтому работа с ней такая: выживаем сцепление, заводим мотор. Включаем поворот. Передача. Если уже на передаче, проверяем, первая ли (или задняя, если надо). Выжимаем тормоз, отпускаем ручник. Потом – зеркало. И лишь потом – движение.

Правда, перед этим еще ремень безопасности застегнуть нужно. И знать, что сидеть в кресле положено расслабившись, положив спину на кресло, но ни в коем случае не касаясь подголовника головой! Ибо при ударе "в попу", если голова лежит на подголовнике, ей некуда откидываться – посему легко ломается шея.

Так я и начал кататься по городу, осваивая перекрестки, повороты, остановки, светофоры и прочие прелести дорожной жизни.

День второй. Горки, палки и "елки-палки!"

Второй день должен был пройти на треке, где нам с "Маздой" предстояло осваивать различные препятствия – от горок разной величины, до дорог с боковым уклоном разной степени, объезжать всяческие шины и камни, заботливо набросанные посреди дороги инструктором и проскальзывать между всякими висящими палками, стараясь их не зацепить.

И если палки кое-как уворачивались от нас, колеса и камни уползали с нашей дороги, а наклонные плоскости с боковым уклоном благосклонно поддались с первой же попытки, то горка оказалась мучительным испытанием. Больше всего, конечно, мучилась маленькая "Маздочка". Ее небольшой двигатель ревел и глох от моих перегазовок, резких бросков сцепления и прочих пассов. Угол у горки ого-го, на середине подъема мне надлежало остановиться, и, безо всяких ручных тормозов и прочих "бонусов", а также отката, аккуратно толкнуть машинку наверх. Это было нелегким, братцы, делом. Я думал, поседею.

- Елки-палки! – возопил я, когда на надцатый раз автомобиль заглох.

- Резковато отпустил сцепление, – невозмутимо отметил инструктор, участливо глядя на мои трясущиеся от напряжения руки. – Чтоб с таким мотором на таком уклоне и нами двумя внутри все сделать без отката, надо чувствовать Ее (машинку). Педали газа, тормоза и сцепления должны взаимодействовать, как клавиши рояля. Вы играете на рояле? – осведомился он. Я лишь зашипел.

Но, надо отдать инструктору должное, после 20 попыток я мог стартовать с любым уклоном идеально, безоткатно и легко. Впоследствии в городе на подъемах вроде Бульвара Шевченко я снисходительно поглядывал на перегазовки, рывки и сжатые до бела вокруг руля пальцы рук других, даже опытных водителей.

День третий. Главное – маневры!

Помимо пробок в часы пик на Окружной, Подоле и в центре, мои инструкторы всячески пытались разнообразить мои нелегкие учения сложными перекрестками с неправильной геометрией, непонятными развязками, местами, где по встречке на односторонней невозмутимо едут какие-то нарушители на джипах, пешеходы не обращают внимание на отсутствие переходов, не работают светофоры, а знаки противоречат друг другу. Таких милых сердцу моих инструкторов мест в украинской столице оказалось гораздо больше, чем я мог предположить, у меня даже стали зарождаться мысли о статьях с призывами ужесточить ответственность пешеходов и водителей за нарушения всяческих ПДД и выдавать автоматы с боевыми патронами инспекторам ГАИ, а гранатометы – парковщикам.

Однако главной мысль, которой был пропитан третий день моих автоучений, были перестроения, и все, что с ними связано.

- Остерегайся дешевых иномарок (вроде "Ланосов", "Авео") и мотороллеров, – напутствовал меня инструктор. – С мотороллерами все и так ясно: покупают их либо малолетки, либо всякие развозчики пиццы – и те, и другие всегда куда-то спешат. Это уже первая проблема. Они не стремятся уступать тебе дорогу или пропускать пешеходов, для них главное – проехать любой ценой. Еще – их снедает чувство собственной ничтожности, так как мотороллер – конечно, транспортное средство сомнительное. И, чтоб доказать окружающим, а в первую очередь – самим себе, что мотороллер – штука стоящая, они идут на все возможные риски. Как доказать? Очень просто: убедить окружающих и себя в том, что мотороллер протиснется там, где большой машине не пройти. Вот они и лезут меж рядов, подкрадываются справа и в "мертвую зону" – место возле машины, которое не увидишь в зеркалах, устраивают прочие подлости: норовят проехать наперерез потоку машин и повернуть в неположенном месте. Одна беда с ними, в общем. А водители дешевых иномарок – это вообще особые фрукты.

Кто их покупает? Верно, таксисты, которые мнят себя хозяевами городских улиц, и менеджеры среднего звена, либо люди специфической категории – достаток которых не позволяет купить приличную машину, а болезненное достоинство – российские "Жигули". А так – вроде и иномарка, и не дорогая, вроде хорошо "бегает" – и проста в обслуживании. Вот они их и берут. Беда лишь в том, что эти люди, в отличие от таксистов, не мнят себя хозяевами дорог – они просто беспринципно и беспощадно идут по головам автолюбителей и своих коллег, не считаясь ни с чем! Владельцы иностранных машин бюджетной категории, как правило, обладают ущемленным самолюбием, желанием посамоутверждаться, показать мощь и силу своей машины (а этой мощи в рискованных маневрах, как правило, и не хватает). Их надо объезжать десятым рядом!

Маневры в течение одного буквально дня – с перестроениями из ряда в ряд, остановками у бровки и т.д. и т.п. очень наглядно подтвердили справедливость инструкторских слов. Я всей душой возненавидел мотороллеры и дал себе зарок не стать владельцем дешевой иномарки.

Мертвая зона

Еще одна важная штука, которую я выучил в тот день – что не все, происходящее на дороге за твоей спиной, в зеркалах отражается. И уповать на сверхмодные сферические зеркала в этом вопросе тоже тщетно. Потому, приняв решение о перестроении и проверив его правильность в зеркале, в последний момент перед вращение руля стоит заглядывать в эту самую мертвую зону (мне ее инструкторы рисовали на бумажке, показывали, ходя вокруг машины и периодически исчезая в зеркалах) – либо в окно правой задней двери, либо вывернув голову налево. Полезная оказалась штука. Дважды лично мне помогла избежать неприятных моментов (ну, если и не авария, то визг шин, мат и клаксон послушать пришлось бы с избытком).

День четвертый. Нижний предел

Для того, чтоб я стал ассом паркплощадок, гением дорожных пробок и мастером гаражей, инструктор расставил на площадке много стальных арматурин, воткнутых в кирпичи. По его замыслу, я должен был ездить между ними, вокруг них, научиться касаться их зеркалам, бамперами и ручками дверей так, чтоб они не падали.

- Для этого придется освоить движение машины на нижнем пределе ее мощности, когда она вот-вот заглохнет. Работать будем без педали газа, только сцеплением и тормозом! – рассказал мне тренер.

Нелегкое это дельце, я вам скажу! Арматурины то и дело падали, и краски на зеркалах оставалось все меньше и меньше! На ямках и неровностях автомобиль периодически норовил заглохнуть, но, полтора часа упорных упражнений все же дали свои плоды, и "Шкода Фабиа" почти бесшумной порхала меж железяк, аккуратненько их касаясь.

- Теперь на любом паркинге и в любой пробке по сантиметрам двигаться сможешь! – уверенно ободрил меня инструктор.

День пятый. Задний ход

- Мастерское владение задним ходом, – приступил к делу инструктор, – помогает не только легко и уверенно парковаться, но и удобно маневрировать на паркингах и в прочих узких местах, экономя время на необязательном развороте.

Для этого самого мастерского владения на небольшом участке дороги коварный злодей (так я назвал в тот день инструктора) расставил (при чем, абсолютно несимметрично) с десяток конусов, которые я должен был объезжать, двигаясь задним ходом, и глядя только в зеркала.

На маленькой скорости не зацепить ни один конус получилось раза с четвертого, а вот на более высокой я банально не успевал крутить головой, глядя в каком зеркале исчезает, а в каком – появляется очередная фишка (по этим ориентирам нужно было быстренько вращать рулем).

Я психовал и нервничал, и оттого получалось с каждым разом не лучше, а хуже. Заметив это, инструктор предложил расслабиться и сделать паузу, перекурить.

- Ну уж нет, – разозлился я. – Сначала у меня получится.

…И через 40 минут получилось. Инструктор вжимался в кресло и хватался за ручку над дверью – так лихо, с визгом покрышек я одолевал задним ходом замысловатую траекторию поворотов.

День шестой. Автомат

На БМВ 5-й серии с автоматической коробкой передач я, признаться, заскучал. Коварной педали сцепления не было, не нужно было думать о ручке переключателя передач, тормозила и разгонялась машина легко, из-за чего всяческие перестроения свелись к включению поворота и нажатию на педаль газа с одновременным вращением руля. А пробки и вовсе превратились в неспешную беседу с инструктором на отвлеченные темы.

Но! После нескольких часов упражнений на "автомате" я понял одну важную вещь. Я понял, почему водители дорогих машин очень часто ведут себя по-хамски на дороге, резко тормозят, вынуждая весь ряд остановится, неожиданно перестраиваются, не думая о том, что соседям по ряду придется сбрасывать кропотливо набранную скорость, гудят в клаксоны при малейших задержках на перекрестке.

Они просто не понимают, что изменение скорости, старт с места, торможение двигателем, набор скорости, неожиданные маневры с резким ускорением или торможением требуют каких-то усилий, напряжения и представляют какие-то трудности. У них нет пределов передач, на которых надо переходить на пониженную или, наоборот, повышенную скорость, у них нет работы со сцеплением, проблем с откатом, у них не может заглохнуть мотор даже на самой маленькой скорости. Вы должны это помнить, Господа водители. Те, у кого в стальном коне – автомат – просто не понимают, что изменения скорости и динамики движения автомобиля требуют от тех, у кого "механика", каких-то усилий. А об этом стоит все же помнить, пожалуй.

Тяжело в учении, легко на дороге

В течение всех занятий я также колесил по самым мерзко обустроенным паркингам различных супермаркетов, парковался на малюсеньких пятачках на обочинах самых загруженных улиц, учился правильно заезжать на тротуары смотреть на знаки, даже если их нет.

- Если перед перекрестком на нашей дороге нет знаков – вроде "Уступи дорогу" или "Главная дорога", это не обязательно означает, что перед вами – перекресток равнозначных дорог. Можно попробовать посмотреть на знаки на перпендикулярной улице. А там вполне может найтись перевернутый треугольник – "Уступи дорогу", либо шестигранник – "Стоп".

Так что если дерево прикрывает знаки либо их нет, смотри на пересечение!

Вот такие вот пироги. В качестве внутреннего экзамена школы "Профессионал" я несколько часов колесил по центру города в час пик, при чем, с меня требовали уровень вождения, как у водителя с 3-4 летним стажем. Я никому не должен был создавать помех, нельзя было нарушать правила и нужно было везде, где это можно, ехать быстро – на грани скоростного предела. Магнитола играла достаточно громко – чтоб привыкал сразу с музыкой ездить, периодически инструктор предлагал мне за рулем покурить (я курильщик, и он утверждал, что хоть курение за рулем и является угрозой безопасности движения, я все равно в будущем буду пренебрегать этим правилом).

А "на закуску" в качестве завершения экзамена мы сгоняли в Крым. На новеньком Mitsubishi Lancer X с вариаторным автоматом и двухлитровым мотором. За рулем был я.

Когда после нашего полуторатысячекилометрового экзамена я подошел к Володе (к этому времени я называл его уже так), и спросил, могу ли я теперь спокойно ездить безо всяких инструкторов, и закончено ли наше обучение, он мне ответил:

- По городу ездить можешь. И по трассе. Обучение закончено. В первой фазе.

- А что значит "в первой фазе"? – насторожился я.

- Нам еще предстоит: мастерское владение "ручником", резкий объезд препятствий на большой скорости, управляемые заносы и развороты, а также небольшие секретные приемы экстренного вождения спецслужб – мы им не всех обучаем, но ты справишься. За пару недель освоим.

Редакция благодарит школу безопасного вождения "Профессионал" за помощь в подготовке материала.