Руководитель Антикризисного штаба ДТЭК Дмитрий Сахарук: "Поставки угля стали политикой"

22 декабря 2014, 07:43
Глава Антикризисного штаба ДТЭК рассказал о запасах угля, причинах коллапса и о цене электричества из газа

— Каковы итоги прошедшей недели по ситуации в энергетике Украины? Удалось ли решить хоть часть проблем или все усугубилось?

— Из-за нехватки мощности "Укрэнерго" пришлось увеличить объемы аварийных отключений с 3,5 ГВт до 6,5 ГВт. С наступлением холодов ситуация может усугубиться. На складах всех ТЭС в Украине остался только 1 млн т угля, а в такое же время год назад было 4 млн т. Антрацитового угля, на котором работают 7 из 14 ТЭС, осталось 225 тыс т (неделю назад было 250 тыс т, а год назад – 2 млн т). Половина электростанций с минимумом топлива.

Реклама

— В общем, ситуация все еще плачевная. Кстати, ранее утверждалось, что на ТЭС антрацитового угля осталось на 4—5 дней, но спустя 10 дней уголь не закончился. Его сэкономили, закупили?

— Одна ТЭС в сутки потребляет от 5 до 12 тыс. т угля, в зависимости от нагрузки и погоды. Несложно прикинуть, на сколько дней осталось топлива на ТЭС, где осталось меньше всего угля: Трипольская ТЭС — 6 тыс. т и Змиевская ТЭС — 10 тыс. т (обе входят в ПАО "Центрэнерго"), ДТЭК Луганская ТЭС — 11 тыс. т, ДТЭК Криворожская ТЭС — 16 тыс. т, ДТЭК Приднепровская ТЭС — 28 тыс. т. Пять этих станций работают на дефицитном угле антрацитовых марок А/Т, который есть только на Донбассе. Экономить уголь на этих станциях позволяет то, что ДТЭК в 1,5 раза увеличили нагрузку на шести других своих электростанциях, работающих на угле марки Г. Также ситуацию спасает импорт угля. Например, ДТЭК с августа по ноябрь импортировал более 1,4 млн тонн антрацита  — это 64% всего импорта угля в Украину за период и потратил на эти цели более 1,5 млрд грн.

— Что делает государство для решения проблемы? Что делает для этого конкретно ДТЭК?

Реклама

— Государство вводит графики аварийных отключений электроэнергии в пиковые часы. Все электростанции связаны в единую систему, и если хоть одна ТЭС из-за нехватки угля отключится, это может привести к лавине отключений на других электростанциях. При минусовой температуре вода в трубах станций замерзнет и повредит их. Запустить остановленные ТЭС не получится до весны.

Станции ДТЭК в режиме повышенной нагрузки сейчас вырабатывают 75% электроэнергии всех теплоэлектростанций Украины. С 2007 года ДТЭК инвестировал более 6 млрд грн в модернизацию 15 энергоблоков. Благодаря своевременной техподготовке энергооборудование сейчас выдерживает экстремальные условия работы. Шахты ДТЭК в Павлограде и Доброполье за 11 месяцев этого года добыли 34,5 млн т угля газового угля, благодаря запасам которого сейчас удается удерживать на плаву всю энергосистему Украины. Кроме того, ДТЭК привозил антрацит из Австралии и ЮАР, а также с наших ростовских шахт ДТЭК ШУ Обуховская, покупали в Кузбассе.

— Каков, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

Реклама

— Можно импортировать электроэнергию или импортировать газ для производства из него электроэнергии, или импортировать уголь, а можно вывозить уголь с Донбасса. Например, при дефиците в 6,5 ГВт импортировать из России технически можно только 1,5 ГВт. Электроэнергия из газа стоит дорого — 2 грн за кВт-ч, при том как из угля — 86 коп за кВт-ч. За импортный газ и уголь надо платить в валюте. С нынешним курсом это сложно. Корабли с углем из Австралии и ЮАР идут по два месяца. А Россия с 21 ноября без объяснений стала задерживать вагоны с уже предоплаченным углем.

При этом в зоне АТО в Луганской области на складах украинских шахт лежит 3 млн т угля, из которых 2,5 млн т — это уголь ДТЭК. Этого хватило бы на три месяца. Но этот уголь нельзя вывезти, поскольку разрушена железнодорожная инфраструктура, никто ее не восстанавливает. Нет никакой государственной позиции в Украине, вывозить этот уголь с Донбасса или нет. Этот уголь уже оплачен — шахты заплатили за электроэнергию и оборудование, шахтерам выплачены зарплаты. Сейчас поставки угля из России и зоны АТО стали политическим вопросом. Для его решения нужна политическая консолидация усилий на уровне первых лиц государства.

— Каков ваш прогноз развития ситуации?

— К сожалению, с августа, когда уже были четкие прогнозы о надвигающемся энергетическом кризисе, государством не было принято никаких системных решений. Подготовка к этой ситуации по сути не проводилась. Чиновники ходили на совещания в Минэнергоугля, держали в руках готовые варианты решений, но ничего не делали. Например, первый уголь из ЮАР по госконтрактам прибыл в Украину только в декабре и в недостаточном объеме. Если так будет идти и дальше, то всем предстоит готовиться к большим отключениям электроэнергии, чем сейчас.