Россия vs ЕС: что теряет Украина от замены одной торговой свободы на другую

21 декабря 2015, 08:33
С 1 января 2016 г. между Украиной и ЕС заработает зона свободной торговли (ЗСТ). В ответ Россия усложнит доступ украинским товарам на свой рынок

После вступления в силу ЗСТ с ЕС Россия введет новые торговые санкции против Украины. Фото: ТАСС

16 декабря президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке с 1 января 2016 г. в отношении Украины действия договора о зоне свободоной торговли (ЗСТ) СНГ. Кроме того, с этой же даты будет введен запрет на импорт украинских продовольственных товаров. Вторая мера является частью ответных санкций России к странам, которые ввели санкции по отношению к ней.

Зона свободной торговли – это тип международного сотрудничества, при котором в странах-участниках отменяются взаимные таможенные пошлины и налоги, а также количественные ограничения в торговле, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться.

Реклама

Что будет приостановлено

Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 г. в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, ратифицировавшими его. Позже к соглашению присоединили еще пять стран.

Практика показала, что проблем во внешней торговле, по крайней мере Украины и России, меньше не стало. Под разными предлогами РФ регулярно вводила различные ограничения на экспорт некоторых украинских товаров. При этом, как правило, механизм урегулирования споров, предусмотренный договором, игнорировался. Например, в договоре записано, что если одна из сторон считает, что ее интересы нарушаются, то она должна доказать это. На деле же россияне просто говорили, что, например, украинские сыры не отвечают санитарным требованиям, поэтому запрещается их экспорт.

Реклама

Почему будет приостановлено

В 2014 г. Украина и ЕС подписали Соглашение об ассоциации и ЗСТ. Сразу после этого Россия заявила, что соглашение нанесет ей вред и стала грозить санкциями Украине. Идя навстречу россиянам, в конце 2014 г. Украина и ЕС договорились об отсрочке до 1 января 2016 г. применения положений соглашения относительно создания углубленной и всеобъемлющей ЗСТ.

Реклама

Трехсторонний переговорный процесс, который начался еще в июле 2014 года, велся для того, чтобы разъяснить России, как ЗСТ с Евросоюзом будет действовать на практике, и понять, что так пугает россиян. Но Москва так и не смогла аргументировать свои опасения. Например, она потребовала, чтобы Украина отложила на 10 лет внедрение технических и фитосанитарных стандартов ЕС. Но это невыполнимо, т. к. без этих стандартов просто невозможна свободная торговля с ЕС. Опасаются россияне и того, что если Украина будет одновременно участвовать в двух ЗСТ, то возникнет угроза реэкспорта европейских товаров под видом украинских.

С 1 января торговля между Украиной и Россией не прекращается

Сегодня, 21 декабря должна состояться еще одна трехсторонняя встреча на уровне министров, но президент РФ издал указ, не дожидаясь ее. Этот факт еще раз подтверждает политический характер претензий РФ к Соглашению об ассоциации Украины с ЕС.

Как изменится порядок торговли с Россией

С 1 января торговля между Украиной и Россией не прекращается. Но режим этой торговля понижается со "свободного", до "наибольшего благоприятствования". Таможенные ставки станут не нулевыми, а 6-7% (в зависимости от групп товаров), то есть теми же, что действуют для товаров Евросоюза. На украинские товары теперь будут распространяться различные ограничения, квоты и т. п. На российском рынке они могут подорожать примерно на 10%, что неизбежно негативно скажется на их конкурентоспособности и уровне продаж.

Вполне вероятно, что Украина ответит аналогично, введя тот же режим "наибольшего благоприятствования" для России, и обложит пошлинами товары, ввозимые оттуда. Специалисты говорят, что средневзвешенная ставка этих пошлин будет ниже, чем российская – около 4%, так как на такие условия в свое время согласилась Украина при вступлении в ВТО.

Что теряет Украина

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что украинская экономика понесет значительные убытки из-за приостановки Россией договора о ЗСТ.

"Мы готовы платить эту цену для того, чтобы быть свободными и независимыми... Я не сомневаюсь: за несколько лет соглашение с ЕС компенсирует все те потери, которые наша национальная экономика, бюджет государства, социальная сфера страны и кошелек каждого украинца понесли от агрессивного закрытия Россией своего рынка".

Потери от запрета ввоза на территорию РФ украинских продовольственных товаров, по данным украинского правительства, могут достигнуть 600 млн долларов в год. Возможные потери от ликвидации режима свободной торговли пока никто не считал, это должно сделать Минэкономразвития. Но с учетом того, что за последний год объем торговли с Россией и так упал в 2,5 раза, потери будут не столь большими, какими могли бы быть еще пару лет назад.

Все, от чего россияне могли отказаться, они уже сделали. Можно предположить, что Украина сегодня является поставщиком именно тех товаров, которые являются существенными для российского рынка. Поэтому спад из-за ввода пошлин будет, но в целом для страны он вполне может быть компенсирован за счет других географических направлений экспорта. Разумеется, процесс этот не одномоментный, появятся издержки переключения, часть экономических агентов существенно пострадает, но катастрофы не будет.

Европейские перспективы

Наибольшие компенсационные надежды для Украины связаны с началом работы ЗСТ с ЕС. Но отмена пошлин и рост экспорта на европейский рынок – события далеко не жестко связанные. В последнее время ЕС уже имел режим льготной торговли с Украиной. Несмотря на это, за январь-октябрь 2015 г. объем экспорта украинских товаров в страны ЕС уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,4%, составив 10472 млн долларов, или 33,4% от общего объема экспорта. Но спад экспорта в РФ за этот же период оказался почти в два раза большим. Да и в целом украинский экспорт упал сильнее, чем только в ЕС – на 31,8%.

Географическая структура внешней торговли товарами за январь-октябрь 2015 г.

 

Экспорт

Импорт

 

млн  долларов

% к 2014

млн долларов

% к 2014

Россия

4013

45,7

6400

57

СНГ

6506

49,6

8814

58,2

ЕС

10472

71,6

12547

72,1

Источник: Госстат

Основу товарной структуры украинского экспорта в целом за первые 10 месяцев этого года составляли недрагоценные металлы и изделия из них – 26,0%, продукты растительного происхождения – 20,3%, механические и электрические машины – 10,1%, минеральные продукты – 8,5%, жиры и масла животного или растительного происхождения – 8,2%, готовые пищевые продукты – 6,4% и продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 5,8%. На этом фоне товарная структура экспорта в страны ЕС уже сейчас выглядит менее сырьевой, что обнадеживает.

Товарная структура экспорта в страны ЕС за январь-октябрь 2015 г.

 

млн долларов

% к 2014

% в общем объеме

Черные металлы

2264

66,5

21,6

Электрические машины

1191

86,4

11,4

Зерновые

1144

71,7

10,9

Руды, шлак и зола

829

60,8

7,9

Готовые пищевые продукты

603

82,6

5,8

Древесина и изделия из нее

596

93,7

5,7

Плоды (семена) масличных культур

539

73,0

5,1

Растительные и животные жиры и масло

452

65,9

4,3

Текстильные материалы и изделия

417

82,6

4,0

Продукция химической промышленности

344

56,4

3,3

Реакторы, котлы, машины

276

77,9

2,6

Изделия из черных металлов

213

77,6

2,0

Источник: Госстат

Россия все еще остается основным внешнеэкономическим партнером Украины. Но за минувший год ее доля упала на треть, на 6.3 п.п. При этом выросла относительная значимость стран, которые в отношениях с Украиной не так сильно, как россияне связывают политику и экономику.

Эффективность инвестиций

Большинство украинцев в разных формах, но уже очень много заплатили за выбор европейского будущего для нашей страны. Сейчас к этому добавятся и экономические потери, связанные с ликвидацией режима свободной торговли с Россией. Хотелось бы считать это все не потерями, а инвестициями в будущее Украины. Но управляют этими инвестициями наемные менеджеры: президент страны, министры и народные депутаты. Инвесторы же – граждане Украины – имеют право и должны требовать от этих управленцев эффективного исполнения должностных обязанностей.