Рейтинг авиакомпаний: кто опаздывает больше всех

5 августа 2011, 07:31
"Сегодня" составила первый "рейтинг пунктуальности" компаний, летающих в "Борисполь"

Половина самолетов задерживаются по вине самих авиакомпаний. Фото "Сегодня"

Не секрет, что уплатив большие деньги авиакомпаниям за то, чтобы сэкономить время в пути, пассажиры нередко сталкиваются с многочасовыми задержками рейсов, а опоздание с вылетом и прибытием на 15—20 минут у некоторых компаний — практически норма. "Сегодня" на основании данных, которые нам предоставила Госавиаслужба, составила первый в Украине рейтинг пунктуальности авиаперевозчиков, которые летают в главный аэропорт страны "Борисполь" (см. инфографику).

Как видим, практически все компании нарушают расписание полетов. Но только одни по чуть-чуть, а другие — "с размахом". Увы, самой непунктуальной оказалась украинская — это "АэроСвит": 8 рейсов из 10 не улетели вовремя, средняя задержка — более получаса. Недалеко от нее ушла и "Днеправиа". Также, что бросается в глаза, больше количество задержанных рейсов у крупнейших мировых авиакомпаний. 73% рейсов "Люфтганзы" задерживаются, а у KLM — 78%. А вот самые дисциплинированные — это маленькие авиакомпании "Донавиа" и "Моторсич".

Реклама

ПОЧЕМУ ЗАДЕРЖКА. Как разъяснил нам первый зам Госавиаслужбы Александр Гречко, примерно 20% рейсов задерживаются по метеоусловиям. "Непогодных" причин задержки три: по вине авиакомпании — 50% (например, не подали самолет, не заправили его вовремя), по вине аэропорта (не загрузили багаж) — 20%, другие причины (пассажиру перед взлетом стало плохо) — 30%. "Есть международная норма: допустимо, если полет выполнен с отклонением от расписания не более чем на 15 минут", — говорит Гречко.

*Кликните, чтобы увеличить

Реклама

Но, по его словам, главная причина задержек авиакомпаний все же — отсутствие резервных самолетов. По правилам, положено иметь такие машины, чтобы сразу же подать их на посадку, если основной борт окажется неисправным. Увы, этого нет, отсюда порой и многочасовые задержки. "Для того чтобы самолет окупался, он должен летать не менее 250 часов в месяц (примерно 8—10 часов в сутки. — Авт.), — рассказал нам Гречко. — Поэтому держать много резервных машин перевозчикам накладно. И если, например, у компании, имеющей, условно говоря, три самолета, один вышел из строя, регулярность полетов уменьшилась со 100% до 66%, ведь заменить его нечем. А если есть 100 самолетов, и один вышел из строя — регулярность перелетов стала 99%, но за счет резервной машины пассажиры ничего не заметили".

КОМПЕНСАЦИИ. С 16 сентября вступит в силу Воздушный кодекс, который детально прописывает права пассажиров и ответственность компаний за ненадлежащее качество услуг. Например, если у перевозчика много задержек рейсов из-за нехватки резервной техники, Госавиаслужба не разрешит открыть дополнительные направления, увеличит количество чартерных рейсов, сейчас это возможно. Пассажиры смогут получить компенсацию от перевозчиков за то, что рейс был задержан или отменен. Коль вылет задержали (до 1500 км на 2 часа и более, а до 3500 и дальше — на 3 часа и более) — пассажиру обязаны предоставить еду и напитки за счет перевозчика в зале ожидания аэропорта. Если ожидание растянулось на одну и более ночей — представители авиакомпании обязаны за свой счет отвезти пассажиров в отель и обратно и поселить. А также дать возможность сделать бесплатно два телефонных звонка, отправить телеграмму, факс или e-mail, если для этого есть технические возможности в аэропорту. При отмене рейса дальностью до 1500 км каждому пассажиру перевозчик обязан выплатить 250 евро, до 1500—3500 км — 400 евро, свыше 3500 км — 600 евро. Это выше, чем стоимость билета в экономклассе.

"АЭРОСВИТ": МАЛО "КРЫЛЬЕВ"

Реклама

Авиаторы также признают, что основная причина серьезных задержек — нехватка самолетов. "Наша маршрутная сеть развивалась более динамично, чем авиапарк, — говорит помощник гендиректора "АэроСвита" Сергей Куцый. — Недостаток самолетов усугубился тем, что несколько бортов не вернулись своевременно с планового техобслуживания (понадобился ремонт. — Авт.), отсюда и возникли задержки отдельных рейсов, что повлекло за собой неудобства для пассажиров. Но мы в последние полгода закупили до двух десятков новых машин, в том числе 6 "Эрбас-320", три Боинга-737 и 4 Боинга-767, в 2012-м купим 10 "Эмбраер-190" и новый Боинг-737-800". Куцый обещает, что у пассажиров не будет оснований жаловаться на задержку рейса, а если это случится по вине авиакомпании, все пострадавшие получат денежные компенсации.

КАК МЫ СЧИТАЛИ РЕЙТИНГ ЗАДЕРЖЕК

Данные по общему количеству рейсов, часов и минут опоздания по вылету рейса за январь—июнь 2011 года предоставлены Госавиаслужбой Украины. Они касаются только аэропорта "Борисполь" (впрочем, на него приходится львиная доля пассажирских авиаперевозок в стране). Мы брали в расчет только те авиакомпании, которые совершали не менее 5 рейсов в месяц. Вверху списка — самые непунктуальные перевозчики, внизу — наоборот, те, у кого пассажиры в расчете на один выполненный рейс меньше всего томились в ожидании. Мы ранжировали список по коэффициенту опоздания, полученный путем деления общего времени задержки рейсов на общее количество совершенных рейсов (а не только задержанных). Это позволило получить объективную картину о пунктуальности перевозчика, с учетом того, насколько часто он задерживает рейсы. Например: безусловный лидер по среднему времени опозданий (91 минута) — "Грузинские авиалинии". Однако у них задерживались только 27% рейсов (в сравнение с 86% у "АэроСвита"). То есть в целом они летают относительно дисциплинированно, и это помогло им переместиться на второе место в таблице.