Реформа "Укрзализныци": рельсы – государству, поезда – частникам, подорожание проезда – народу

4 июня 2015, 08:00
Мининфраструктуры презентовало законопроект о перестройке на железной дороге. Эксперты: главная проблема – как компенсировать транспортникам убытки от перевозки пассажиров

Мининфраструктуры: частные перевозчики заменят изношенные вагоны современными Фото из архива "Сегодня"

Мининфраструктуры взялось за реформирование железной дороги — вчера министр Андрей Пивоварский презентовал в Кабмине законопроект "О железнодорожном транспорте".

Ключевые моменты таковы: монополист-гигант разделят на несколько независимых структур. Рельсы, вокзалы и т. д., а также то, что останется невостребованным, останутся в собственности государства, а локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны — приватизируют (сейчас бизнес-структурам принадлежит лишь часть грузовых вагонов). Также планируют создать Нацкомиссию по регулированию тарифов на пассажирские и грузовые перевозки (НКРТ), и некий орган безопасности — который будет заниматься выдачей лицензий машинистам, контролем техсостояния путей и подвижного состава. Мнения экспертов разделились: одни считают это хорошей идей, которая сможет вывести УЖД из крутого пике, а другие — что по сути ничего не изменится, лишь билеты на проезд подорожают.

Реклама

ИЗБАВЛЕНИЕ. Как разъяснил Пивоварский, реформа УЗ необходима: у государства нет денег на закупку локомотивов и пассажирских вагонов, износ большинства которых близок к 100%, а у бизнеса деньги есть, но нет возможности купить. Если закон примут, то, по словам министра, изменения к лучшему народ увидит уже через два года: люди поедут в новых вагонах, а государство сможет зарабатывать на сдаче в аренду рельс.

По мнению директора Центра транспортных исследований Сергея Вовка, изменения в работе "железки" назрели давно, а передача подвижного состава в частные руки, с сохранением контроля государства за инфраструктурой и тарифообразованием, должны сделать работу дороги эффективной и прозрачной. Это, по его словам, позволит построить новые подъездные пути и ж/д ветки — ведь, по подсчетам ЦТС, для обновления и модернизации железных дорог нужно до 2020 г. вложить около $13 млрд. В том числе половину — на локомотивы, около $3 млрд — на грузовые вагоны, $2 млрд — на пассажирские и более $3 млрд — на колеи и станции.

ПОЧЕМ ПРОЕЗД. Как напомнил нам Вовк, сейчас в Украине все пассажирские перевозки убыточны и дотируются УЗ самостоятельно — за счет прибыли, полученной от транспортировки грузов. Эту схему хотят отменить как непрозрачную. "НКРТ установит экономически обоснованные тарифы на все перевозки. Стоимость пассажирских может увеличиться", — говорит Вовк.

Реклама

Отдельная тема — оплата социальных пассажирских перевозок: пригородного транспорта (электричек) и других маршрутов, которые важны для пассажиров, но неприбыльные. Для возмещения убытков закон предлагает перевозчикам оплачивать такие перевозки из местных бюджетов на основании договора с УЗ и монетизировать льготы населению.

РАДА. "Закон о реформировании железной дороги нужен. Я сторонник того, чтобы дорога оставила себе только базовые активы и отдала подвижной состав и непрофильные предприятия. Но вопрос адресных дотаций за перевозку льготников очень сложный. Его надо глубоко проработать", — сказал нам член транспортного комитета ВР Игорь Шкиря.

"Эта идея была предложена еще год назад, когда я был министром инфраструктуры, – говорит нардеп Максим Бурбак. – Отдать подвижной состав частникам – это европейский опыт, похожая схема работает в Польше. Закон нужный, думаю, за него проголосуют".