Расшифровываем результаты краш-тестов: на что обратить внимание, выбирая безопасный автомобиль

27 января 2014, 20:00
Мы выяснили, за что автомобилям раздают звезды на краш-тестах

Реклама

Выбирая машину, большинство потребителей задумывается не только об удобстве и комплектации авто, но и о безопасности "железного коня". Особые опасения вызывают авто компакт-класса (например, Mazda 2). Конечно, продавцы ссылаются на результаты краш-тестов, где такие машины получают высокие оценки, но в маленьком авто подсознательно чувствуешь себя уязвимее, чем в большой и тяжелой машине. Увы, это расхожее мнение на днях получило научное подтверждение: Страховой институт дорожной безопасности США (IIHS) опубликовал отчет по результатам краш-тестов таких авто. Результаты шокируют: из 11 мини-каров, подвергшихся имитации лобового столкновения с 25%-ным перекрытием, по четырехбалльной системе оценку "удовлетворительно" получил лишь один, четыре вытянули на "неуд" и шесть получили оценку "плохо". Оценку "хорошо" (самую высокую) не заработала ни одна модель. Неужели такие машины не стоит покупать, или же американские эксперты просто предъявили к автомалышам слишком высокие требования? И как вообще проводят испытания машин на безопасность? "Сегодня" разбиралась в этом вопросе.

В чем суть теста IIHS?

Несмотря на вроде бы шокирующие результаты, называть эти авто "капсулами смерти" не стоит. Дело в том, что испытания проходили по новой методике, разработанной в середине 2012 года. Ее суть состоит в том, что фронтальная часть автомобиля сталкивается с жестким препятствием на скорости 64 км/ч, при этом удар приходится на 1/4 передка машины со стороны водителя. Особенность этого испытания в том, что большая часть силового каркаса автомобиля в нем не участвует, а, следовательно, защита водителя и пассажиров значительно ослабевает. По замыслу разработчиков, такие условия достоверно моделируют столкновение с деревом или столбом, когда водитель, что называется, не вписывается в изгиб дороги.

Подтверждением того, что тест по новой методике слишком суров, являются результаты испытаний авто более крупного размера. Так, испытания сразу после введения теста провалили Audi A4 и Mercedes C-класса (у первой при ударе открылась дверь, а второй зажал ноги водителя педалями), а также Lincoln MKZ, Acura TSX и Lexus IS.

Реклама

Результаты краш-тестов в США

Оценка "приемлемо": Chevrolet Spark

Информация, считанная с датчиков манекенов, подтвердила, что опасности серьезных повреждений нет ни для одной части тела, даже для наиболее уязвимых при подобных авариях левой голени и стопы. Но специалисты IIHS обращают внимание покупателей на то, что обошедший всех в данной серии тестов Spark — весит 1334 кг, поэтому, несмотря на результаты тестов, он не может обеспечить защиту седоков на уровне больших и более тяжелых машин.

Оценка "на грани": Mazda2, Kia Rio, Toyota Yaris, Ford Fiesta

Главная претензия к этим авто — чрезмерное смещение манекенов вперед, что может привести к тяжелым травмам. Кроме того, манекены либо плохо удерживались ремнями безопасности, либо их голова соскальзывала с подушки безопасности. При этом в Toyota Yaris подушки не сработали вовсе, что не позволяет этому автомобилю считаться безопасным.

Оценка "плохо": Mitsubishi Mirage, Nissan Versa, Toyota Prius C, Hyundai Accent

Реклама

Эти авто получили низкие оценки за то, как во время удара работают структурные элементы кузова и удерживающие устройства. Боковая подушка безопасности, которая играет важную роль при такого рода ударах, обеспечила недостаточный уровень защиты, а рулевая колонка вдвинулась в салон (у трех машин в результате удара даже сместились сиденья).

Худший результат: Fiat 500 и Honda Fit (Jazz)

Структура автомобилей была серьезно повреждена, нарушилось расположение сидений, рулевой колонки, подушек безопасности. В случае с Fit голова манекена едва скользнула по подушке, а затем ударилась о приборную панель. У Fiat 500 оторвало дверь со стороны водителя. В случае аварии практически неизбежны тяжелые повреждения ног, причем не только левой (со стороны удара), но и правой.

Европейские нормы

В ЕС также проводят довольно жесткие испытания автомобилей, среди которых компакт-классу уделяют довольно много внимания. Оценки ставит такая авторитетная организация, как EuroNCAP, а краш-тесты выполняются в шести лабораториях по всей Европе. Одна — во Франции (UTAC в Монтерее), две — в Германии (ADAC в Мюнхене и Bast в Бергише-Гладбахе) и по одной в Нидерландах (TNO в Дельфте), Испании (IDIADA в Таррагоне) и Великобритании (TRL в Беркшире). Всего выполняется 4 теста.
Полномасштабный тест лобового столкновения. Тестируемое авто на скорости 64 км/ч врезается в поддающееся деформации препятствие, при этом только 40% ширины транспортного средства контактирует с препятствием.

Перпендикулярное боковое столкновение. Выполняется на скорости 50 км/ч, когда тестируемое транспортное средство остается неподвижным, а в него врезается тележка, представляющая другое транспортное средство.

Боковое столкновение со столбом. Авто на скорости 29 км/ч врезается в твердый металлический столб.

Воздействие авто на пешехода. Проверяют степень травматичности в том случае, если машина на скорости 40 км/ч наедет на человека: внимание уделяют травмам головы и ног. Для достижения более показательных результатов вместо целого манекена используются его отдельные части.

На основе результатов испытаний получают три оценки: защита взрослых в авто, безопасность детей в авто и степень защиты пешехода. Также EuroNCAP требует, что в набор стандартного оборудования авто входили антиблокировочная система тормозов (ABS) и система курсовой устойчивости (ESC).

Все авто компакт-класса, которые не прошли тест по упомянутой выше американской методике, по мнению экспертов EuroNCAP, являются довольно безопасными — нет ни одной модели, получившей меньше 4-х звезд. Более того, аутсайдеры американского рейтинга — Fiat 500 и Honda Fit (Jazz) — получили 5 звезд в Европе.

Насколько тесты отображают реальность

Увы, испытания (как европейские, так и американские) дают лишь приблизительное представление о том, насколько безопасен тот или иной автомобиль. Выполняя тесты лобового столкновения на скорости 64 км/ч, имитируется воздействие испытуемого транспортного средства на автомобиль подобного размера, когда оба из них двигаются с одинаковой скоростью около 55 км/ч. Именно на этой скорости происходит, как показали исследования, большинство аварий. Тут отметим, что в Европе скорость в населенных пунктах ограничена отметкой в 50—60 км/час, тогда как у нас ГАИ не наказывает за превышение скорости до 20 км/час — все разгоняются до 75—80 км. Кроме того, невозможно учесть всех вариантов столкновения либо наезда на пешехода, так что речь идет о "средней температуре по больнице". Естественно, что при столкновении авто, массой больше 2-х тонн (например, внедорожник) с малолитражкой до тонны, шансов выжить у водителя и пассажиров более тяжелого авто больше. Однако многочисленные исследования показали, что на скорости от 100 км в час способов обеспечить безопасность просто не существует.

Также открытым вопросом остается безопасность людей в салоне авто в том случае, если в него въехали сзади — тесты на этот счет не проводятся, так как в случае, если водитель и пассажиры пристегнуты, такое столкновение редко приводит к серьезным травмам (ремень удерживает человека на месте, а подголовник исключает перелом шеи). Но если люди сами игнорируют рекомендации, не пристегиваясь, то, сколько звезд получило авто в результате тестов не имеет особого значения — от удара об руль и/или панель приборов и переднее сиденье люди получают серьезные травмы головы и спины.

Авторы телепередачи TopGear в ходе эксперимента разбили самый безопасный автомобиль 20-летней давности (массой более 2-х тонн) и среднюю по безопасности машину, но нового образца (массой в 1,5 тонны). Датчики зафиксировали, что в современном авто манекен получил куда меньше повреждений — это весомый аргумент против покупки б/у авто.

Альтернативные испытания

В отдельных странах существуют собственные методики проведения испытаний авто, которые не всегда совпадают с испытаниями в ЕС и США.

C-NCAP. В Китае действуют свои стандарты безопасности. Проводит краш-тесты органиация C-NCAP (China NCAP), которую позиционируют как аналог европейской EuroNCAP, хотя многие авто с китайскими сертификатами европейские тесты на безопасность не проходят. По программе C-NCAP автомобиль подвергается фронтальному удару с перекрытием в 100%, смещенному с перекрытием в 40% и боковому. Но скорость, на которой бьются автомобили, отличается от европейской. Например, фронтальный тест проводят на 50, а не 64 км/час.

ANCAP. Для австралийского рынка тесты проводит организация Australian NCAP. Методика схожа с EuroNCAP (смещенный фронтальный и боковой удары). Но выдвигаются более жесткие критерии оценки: жизненное пространство должно сохранить форму, рулевая колонка, торпедо, крыша, боковые стойки, пол не должны сильно вдавливаться в салон, после удара двери должны оставаться закрытыми, но легко открываться.

Признаки безопасности

Подушки. Фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира устанавливаются на авто уже давно. В последние годы начали оснащать машины еще и боковыми шторками — люди в салоне защищены и при ударе сбоку, и если автомобиль перевернется.

Кузов с зонами деформации. Отдельные части имеют различную жесткость и разную сопротивляемость удару — меньшую у передней и задней части, большую у средней части, чтобы происходило плавное гашение удара и пассажирский салон был защищен от деформации.

Системы активной безопасности. Это и ABS, и ESP. Полезен адаптивный круиз-контроль (поддерживает заданную скорость) с функцией обнаружения пешеходов с полным торможением в случае опасности.

Материалы салона. Дешевый пластик в случае аварии разлетается по салону и часто наносит водителю и пассажирам осколочные ранения.