Проводники платят взятки по 15 тысяч, чтобы попасть на выгодный рейс

22 июня 2011, 07:16
Теперь подбирать работников в каждый поезд будет компьютер.

В каком поезде будут работать следующие три месяца проводники — выберет компьютер. Фото С. Андреев

С 1 июля на железной дороге — революционное изменение. Здесь заработает автоматизированная система отбора проводников. Теперь формировать состав поездных бригад будет не человек, а компьютер, что позволит исключить возможность устраивать на престижные поезда "своих" людей. "У большинства проводников, которые годами не могли попасть на так называемые "престижные маршруты", появится, наконец, шанс поработать на любом рейсе, в том числе международном", — отметил гендиректор "Укрзализныци" Владимир Козак.

По действовавшей до сих пор системе, за каждым составом была закреплена поездная бригада, ездившая на нем годами. В железнодорожном ведомстве убеждены: это привело к процветанию коррупции. "Не секрет, что все поезда делятся на престижные и остальные. Престижными считаются, прежде всего, международные поезда — там у бригад более высокие зарплаты. Кроме того, работа на таком маршруте — это возможность возить контрабанду. Чтобы попасть в поездную бригаду на "жирное" направление, нужно заплатить взятку. Суммы доходили до полуторы тысячи долларов", — рассказала нам проводница Ольга. Это подтверждают и ее коллеги. Так, например, разрешение на оформление виз проводникам вагонов, курсирующих по всей Европе, выдавалось только после взятки в $500—2000 (4 000 – 15 000 гривен) в зависимости от маршрута.

Реклама

НАЖМИ НА КНОПКУ. Действовать новая система будет просто (кстати, в мае с ее помощью уже были сформированы бригады). Раз в квартал комиссия, состоящая из руководства железки, собирается в комнате, где на компьютере установлена программа отбора проводников. В нее внесены данные о нескольких тысячах проводников и начальников поездов, работающих на той или иной ж/дороге (всего их в Украине 6). Они выбирают поезд, нажимают кнопку — все, бригада сформирована. Второй раз нажать кнопку не получится — программа выдаст надпись, что это можно сделать только через три месяца. Также в программу невозможно вмешаться, внести или заменить фамилию, уверяют в "Укрзализныце".

ЗА И ПРОТИВ. Многие проводники довольны новой системой. "Я 10 лет работал в поезде на Львов. И даже мечтать не мог, что попаду в международный состав. И тут вдруг узнаю, что следующие три месяца буду ездить в Берлин! Я радовался, как ребенок", — рассказал нам проводник Иван.

Но есть и те, кто новому отбору не рад. Их главная претензия в том, что система ликвидирует устоявшиеся поездные бригады. Мол, случайным образом отобранным людям будет сложно сработаться, и они не будут следить за составом как за любимым детищем, поскольку находятся в нем временно. "Система недоработана. Когда президент идет на выборы — он формирует свою команду. Теперь же начальникам поездов дают случайных людей. А ведь мы отвечаем за безопасность пассажиров и всего состава. Если коллектив сработанный — любое ЧП будет решаться быстро и организованно. А если это люди случайные — о какой безопасности может идти речь?" — говорит начальница одного из поездов Татьяна.

Реклама

Вчера некоторые проводники даже вышли протестовать под стены Минтранса против новой системы. "Они обещали учесть наши предложения", — рассказал глава Свободного профсоюза железнодорожников Григорий Недвига.

МАТЕРЯМ — ПОБЛАЖКИ

В "Укрзализныце" уже учли ряд пожеланий проводников. Как рассказали нам в пресс-службе ведомства, при компьютерном отборе мужу и жене (даже если они состоят в гражданском браке) будут выдавать один номер, чтобы они попали при отборе в одну бригаду. Для этого необходимо, чтобы пара подала соответствующее заявление. Также при отборе будут отдельно учитывать пожелания матерей-одиночек с детьми до 14 лет, матерей малолетних детей или проводников, на чьем содержании есть инвалиды. Например, они не будут попадать на поезда большой дальности.