Потери от "авиаблокады" между Россией и Украиной составят миллионы долларов

17 октября 2015, 08:31
Людям придется больше платить за билеты, но аэропорты все равно пострадают

Запрет на полеты между РФ и Украиной выгоден иностранным перевозчикам. Фото: media.meta.ua

С 25 октября небо Украины будет полностью закрыто для полетов российских авиакомпаний. Запрет авиаперелетов между Украиной и Россией ощутят на себе все участники рынка: аэропорты потеряют от $10 до $20 млн в год, а госпредприятие "Украэрорух" не досчитается около $10 млн. С другой стороны, от потери украинскими авиаперевозчиками российского направления выиграют авиакомпании других стран — Беларуси, Польши, Турции. Кроме того украинцы будут вынуждены платить больше за билеты в Россию, пишет "Апостроф".

В конце сентября Украина ввела санкции против 25 российских авиакомпаний, которые летают в аннексированный Крым. Минтранс России принял ответные меры, запретив пяти украинским авиакомпаниям — МАУ, "Днеправиа", YanAir, WizzAir и "МоторСич" совершать полеты в Россию и обратно. Украинская сторона обратилась к россиянам с просьбой объяснить причины ограничений. Не получив ответа, с 25 октября Украина закрыла воздушное пространство для всех российских авиакомпаний.

Реклама

Реальные последствия от украинских санкций ощутят на себе пять российских авиаперевозчиков, которые на сегодняшний день осуществляют регулярные рейсы в Украину — "Аэрофлот" (его дочки "Россия" и "Трансаэро"), S7 Airlines и Utair. По словам экс-главы Государственной авиационной службы Дениса Антонюка, ранее пассажиропоток между Украиной и Россией достигал 800-900 тыс. человек в год.

"Половина пассажиров летели рейсами Киев-Москва, Москва-Киев, другая — во второстепенные пункты: Владивосток, Магадан, Иркутск", — добавляет эксперт. В первом полугодии 2015 года поток пассажиров между странами уменьшился: украинские авиакомпании перевезли в Россию 187 тыс. пассажиров, российские в Украину – 469 тыс., сообщили в Госавиаслужбе.

Кто проиграет

Реклама

По мнению Антонюка, взаимный запрет на полеты ощутят на себе все участники рынка:

"Транзит пока не закрыт. Но если его закроют, из-за снижения сборов за аэронавигационное обслуживание "Украэрорух" не досчитается около $10 млн в год".

Потери понесут украинские авиаперевозчики. В Россию выполняют рейсы "Международные авиалинии Украины", "Днеправиа" и "Мотор Сич". МАУ осуществляет полеты из Киева в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, и из Одессы в Москву. Компания потеряет от закрытия российского рынка около $35,6 млн, сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. Прямые потери доходов от выполнения рейсов составят $19,6 млн в год. Убытки от перераспределения транспортной сети маршрутов составят $5,8 млн, от простоя судов, взятых в лизинг под перевозки в России, — $10,2 млн в год, от закрытия транзита воздушным пространством — $6,4 млн в год.

С другой стороны, МАУ выгодны украинские санкции против "Аэрофлота", S7 и "Трансаэро". По словам экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, российские авиаперевозчики составляют конкуренцию МАУ на прямых рейсах и на транзитных направлениях. "Они предлагали самые дешевые перелеты из Украины в Японию, Южную Корею, Вьетнам и Китай", — отмечает Кава.

Реклама

По прогнозам директора по коммерческим и административным вопросам "Днеправиа" Сергея Посылаева, доходы компании от закрытия авиасообщения с Россией снизятся на 30%. "Это для нас ощутимый объем", — подчеркивает он.

Украинские аэропорты потеряют от введения санкций $10-20 млн в год, прогнозирует Денис Антонюк. "Российское направление было ключевым, поэтому потери будут серьезными. В Борисполе на него приходилось 10% всего пассажиропотока", — говорит Александр Кава.

Кто выиграет

Введение Украиной и Россией взаимных санкций выгодно авиаперевозчикам других стран. "В Россию будут летать через аэропорты Минска, Риги, Стамбула и Кишинева", — отмечает Антонюк. Билеты по этим направлениям подорожают на $20-30.

После введения санкций пассажиропоток по московскому направлению переключится на "Белавиа", а также на Air Baltic, польского авиаперевозчика LOT и турецкого Turkish Airlines, прогнозирует директор компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Через Москву проходит множество транзитных рейсов: Киев-Москва-Пекин, Киев-Москва-Нью-Йорк и другие. "Это были самые дешевые направления. Перелет по ним подорожает на $70-100", — прогнозирует Денис Антонюк.

Часть пассажиров могут воспользоваться железнодорожным или автотранспортом.

Запрет на полеты грозит экономическими потерями и неудобствами для украинцев, но такие меры необходимы, уверен эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник. "Мы должны исходить из критериев безопасности. В вопросе, что является приоритетом — торговля или война, ответ — очевиден", — подчеркивает он.