Покупатели дорогих машин могут уйти на черный рынок

4 февраля 2012, 08:53
Автосалоны обязали отчитываться Минфину о клиентах, купивших машину от 150 000 гривен. Юристы говорят: люди могут перейти на черный рынок, а государство в итоге недополучит налоги

В автосалонах. Автомобилисты говорят, что не видят денег, все платится через банк, фото А.Яремчука

Покупатели автомобилей по цене от 150 тысяч гривен (например, "Тойота Королла" или "Хюндай Туксон", и, конечно, крутые "Бентли", "Феррари" и т. д.) попали под контроль органов, ведущих борьбу с отмыванием "грязных" денег — это Госслужба финансового мониторинга при Минфине. Напомним: в Украине с 2002 года действует закон о противодействии отмыванию средств, полученных незаконным путем, по которому обо всех проплатах свыше 150 тысяч гривен банки должны подавать сведения в Минфин. Теперь это же обязали делать и автосалоны.

ОТКУДА ДЕНЬГИ. С февраля 2012 года, как разъяснил нам гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, все автосалоны, которые продают автомобили стоимостью свыше 150 тысяч гривен, обязаны стать на учет как субъекты финансового мониторинга, брать у клиентов при продаже авто паспортные данные и выяснять (хотя бы формально, попросив покупателя указать происхождение денег. — Авт.), откуда деньги на покупку. "Мы за то, чтобы бороться с "грязными" деньгами, но при чем здесь автосалоны, о них даже в законе не сказано, ведь продавцы не берут ни наличку, ни безнал, все проплаты идут через банки, пусть они и отчитываются, — недоумевает Назаренко. — А если, например, машина за 150 тысяч гривен продается в кредит, клиент внес наличкой лишь 30 тысяч, надо сообщать о такой сделке или нет? На самом деле деньги отмываются не здесь, а на автобазарах, там продают "Феррари" по цене "Жигулей" и не платят налоги". С этим согласны и в салонах. "У нас все проплаты только через банк", — сказали нам в одном из них.

Реклама

"ФАС" ДЛЯ НАЛОГОВОЙ. В Минфине утверждают, что все законно, автосалоны — это "структуры, проводящие финоперации с товарами", о которых сказано в законе, поэтому должны отчитываться. А уж госслужба финмониторинга, проанализировав данные продаж, поручит, например, налоговой выяснить, откуда у гражданина деньги на дорогой автомобиль и уплатил ли он с них налоги. В прес-службе ГНСУ нам подтвердили, что Минфин может дать такое поручение, и такой контроль действительно поможет выявить тех, кто работает в тени, не платит налоги, а потом пытается истратить неправедно заработанные деньги.

По мнению юриста Василия Мирошниченко, это решение Минфина — "типичный пример злоупотребления правильной идеей". "Власть перестаралась, пытаясь заставить еще и продавцов автомобилей "стучать" на покупателей, — говорит Мирошниченко. — Да, налоговая вправе, получив информацию о дорогой покупке, например, автомобиле, вызвать его владельца и попросить объяснить источник доходов. Но если это станет массовым, люди будут бояться идти в автосалоны, уйдут на черный рынок и государство в итоге недополучит налоги".

С МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТОЙ ПОЙДУТ НА АВТОРЫНОК. Мнения рядовых граждан разделились. Так, например, киевлянин Александр Панчев считает, что честному человеку нечего бояться проверки налоговой: "Власти пытаются поставить заслон крупным взяточникам, которым станет сложнее засветить нечестные деньги, а большинство граждан покупают автомобили дороже 150 тысяч грниве в кредит, поэтому к ним вопросов быть не должно. Конечно, неприятно тратить время и нервы на возможный поход в налоговую, но на западе такой контроль — обычная практика, поэтому там и налоги платят честно". Львовянин Владимир Мякившев, наоборот, против: "У меня легальные доходы — 1000 гривен в месяц, работаю охранником. Зато сдаю за 4000 гривен квартиру, с которых 15% налога не плачу принципиально. И еще подрабатываю частным извозом. Думаю покупать новый автомобиль, за которым теперь пойду на авторынок, а не в салон, чтобы не светиться перед налоговой".