Подводные камни автоаренды

24 апреля 2008, 15:23
"Сегодня" узнала, как правильно взять, использовать и вернуть арендованный автомобиль.

Фото с сайта visualphoto.com

Не за горами майские праздники, когда украинцы будут массово "бороздить" просторы Украины на своих четверых. А что делать "безлошадным"? Билеты закончились, а путешествовать то охота. Выход есть — взять авто на прокат.

Для начала находим фирму, которая занимается прокатом. Сделать это элементарно — нужно прошерстить Интернет или же просто позвонить по справочному телефону 059. Мы так и сделали. Вежливый голос спросил: "А какую модель авто вы хотите взять в прокат?" То есть, если вы решили арендовать "Мерседес" или "Ланос", то вам дадут контакты фирм, специализирующихся именно только на этих моделях. Если же вы еще не решили, то выбирать вам придется между "эконом-", "бизнес-" и "премиум-классом". Затем бронируем "колеса": оформляем заявку на сайте компании-арендодателя либо позвоним.

Реклама

Для того чтобы получить машину, за нее придется внести залог. Чем дороже авто, тем больше залог. Например, для машины стоимостью $15 тысяч залог составит $200—300, а для машины стоимостью $40 тысяч — $600-800. Кроме того, придется наперед оплатить аренду на оговоренный срок.

После предоставления необходимых документов, внесения залога и оплаты прокатного автомобиля вам выдадут ключи, техпаспорт, путевой лист и собственно автомобиль. Если возникает необходимость продлить срок аренды, следует сделать это заблаговременно, поскольку в последний момент может выясниться, что данный автомобиль уже зарезервирован кем-то другим.

КАК ЕЗДИМ. На арендованном авто нельзя покидать пределы страны. Также можно взять машину напрокат в одном городе, а вернуть — в другом, при условии, что в обоих населенных пунктах имеется филиал компании-арендодателя (поэтому если нужен автомобиль "в один конец", обращайтесь в контору посолидней с разветвленной сетью). Такая услуга называется One Way и обойдется она вам приблизительно в $80-100.

Реклама

Стоит помнить, что помимо собственно стоимости аренды, придется самостоятельно оплатить топливо. Многие компании ограничивают суточный пробег для машины, и за километраж сверх этого лимита тоже нужно доплачивать.

КАК ОТДАЕМ. Сдать автомобиль можно только в то время, которое определит компания-арендодатель (как правило, с 9:00 до 24:00), это следует учитывать при планировании своего графика. Пока автомобиль не примет сотрудник фирмы, за него ответственен клиент.

Когда вы в целости и сохранности вернете автомобиль компании-арендодателю, вам должны вернуть полную сумму залога. Однако, если во время поездки вы повредили какую-то часть автомобиля , то из залога высчитают сумму, необходимую на ремонт. Если же вы арендовали авто по безналичному расчету, сумма залога заблокируется на вашем счету.

Реклама

Теперь обратим внимание на такую важную, но неприятную сторону вопроса, а именно ответственность сторон при авариях и поломках. Если во время проката автомобиль сломался и водитель в этом не виноват, компания обязана бесплатно эвакуировать автомобиль и предоставить взамен другой. Бесплатная эвакуация предусмотрена и при ДТП.

В случае ДТП по вине арендатора нужно вспомнить, что в стоимость проката входит аж две страховки: обязательная и добровольная. Компенсацию за причинение вреда третьим лицам или самому автомобилю должны покрывать страховые компании. Арендатор в этом случае несет расходы по лечению (не дай Бог!) себя и пассажиров, а также выплачивает разницу, которая может возникнуть в случае "дорогих" аварий, при которых страховка не покрывает весь ущерб.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ДОГОВОРЕ

В договоре аренды сразу стоит оговорить как ограниченный, так и неограниченный пробег. В первом случае вы, начиная с определенного момента, вынуждены будете дополнительно платить за каждый наезженный километр. К примеру, взяв "Мерседес S600", вы должны будете платить $60 в час, плюс $1,25 за каждый километр. Поэтому соотнесите свои планы с условиями договора, иначе можно расстаться с солидной суммой. Тарифы не включают топливо, зато в договоре будет четко прописано, каким именно бензином нужно заливать бак.

Суточный тариф действует на протяжении 24 часов с начала проката. Если вы опоздаете более чем на час, то следующие сутки считаются полным прокатным днем и оплачиваются по полному суточному тарифу. При возврате автомобиля раньше срока расчет осуществляется за фактическое время пользования.

В момент заключения договора обязательно поинтересуйтесь, включены ли в цену аренды местные налоги, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, страхование возможных повреждений арендованного автомобиля и т. д. Иначе опять же вас могут ждать непредвиденные и очень крупные расходы.

Некоторые фирмы предупреждают о возможной "франшизе" — размере материальной ответственности в случае угона или ДТП. Как правило, ее сумма равна сумме залога. Можно потребовать от фирмы документ, который освободит вас от ответственности за поломку машины (зарубежный аналог — collision damage waiver). Заплатить, конечно, все равно придется, но гораздо меньше, чем если ликвидировать последствия аварии самостоятельно.

Арендованная машина — это почти всегда "кот в мешке". Поэтому обязательно проверьте внешний вид и техническое состояние машины. Подробно запишите в договоре все неисправности и заставьте сотрудника агентства проката поставить подпись. Были случаи, когда арендаторы заставляли неопытных клиентов платить за якобы разбитые зеркала, поцарапанные двери и т.д. Если же все неисправности были заранее указаны в контракте – этой неприятности не случится.

ЗАРУБЕЖНЫЕ КИЛОМЕТРЫ

Хорошо, конечно, сесть в автомобиль и поехать от родного порога прямо в Прагу, Париж или Канны. Только пока дотащишься до границы по нашим-то дорогам, да пока на границе простоишь в очереди на КПП, да пока разберешься с бумажками... Словом, хлопотное это дело. Так что, добравшись поездом или самолетом за рубеж, поклонникам автопутешествий куда проще воспользоваться услугами проката автомобилей по прибытию. В теории все выглядит крайне незатейливо: плати да катись. Однако и там вас ждет куча подвохов.

Существует три основных типа прокатных агентств:

первый — транснациональные сети, чьи названия у всех на слуху и чьи логотипы можно увидеть в любом аэропорту;

второй — фирмы rent-a-car, работающие в определенном регионе;

третий — транспортные бюро, принадлежащие международным авиакомпаниям или работающие с ними в тесном контакте.

Бывают, конечно, и микроскопические фирмы, сдающие напрокат автомобили для поездок по отдельно взятому городу или области. У каждого из типов прокатных агентств есть свои плюсы и минусы.

Начнем с лидеров — транснациональных компаний rent-a-car. К плюсам их услуг относятся возможность арендовать машину в одном городе, а сдать ее — в другом, а то и вообще в другой стране, гарантия надежности самого автомобиля (в нем не будет скрытых дефектов, а его состояние будет если не идеальным, то максимально приближенным к идеалу), качественное составление договора аренды (без подвохов и закавык, способных нанести существенный урон кошельку клиента).

Из минусов — высокие цены на услуги, а также крайне придирчивое отношение сотрудников транснациональных компаний к документам арендатора. Скажем, вы никогда не получите машину у них, если ваш водительский стаж менее года. Более того, в некоторых компаниях действует правило, согласно которому, чем меньше стаж вождения, тем выше арендная плата.

Практически в каждой фирме — от мала до велика — действует система предварительных заказов. Обычно цена аренды в этом случае ниже. Однако если у вас есть кредитная карточка, предпочтительнее бронировать автомобиль заранее, а оплачивать услуги фирмы на месте, чтобы не возникало денежных недоразумений. Наконец, крупные компании предпочитают не связываться с клиентами, не имеющими кредитных карточек.

В фирмах более мелкого достоинства, цены, как правило, на 30-40% ниже, чем у "акул" прокатного бизнеса. Возможность "проколоться" здесь выше: вам могут подсунуть неисправный или просто очень старый автомобиль, или составить грабительский договор. Зато здесь вполне могут выдать машину и без кредитки — за наличные, и начинающим водителям, а если суметь договориться – то даже тем, у кого вообще нет водительских прав.

Что же касается агентств, работающих при авиакомпаниях, то они предоставляют существенные скидки клиентам авиакомпаний-партнеров. А уважающая себя авиакомпания не будет связываться абы с кем, так что звание ее партнера — уже гарантия качества обслуживания.

В любом случае, помните — при выезде за рубеж обязательно наличие международных водительских прав и стажа не менее года. Хотя во многих странах вы сможете взять машину по отечественным правам, но если вас остановит полиция, то взятки или штрафы будут от $100.