Отопление по-новому: как Рада хочет изменить закон о теплоснабжении

19 октября 2016, 08:46
Порядок услуги снабжения теплом медленно, но пытаются привести в соответствие современным требованиям

Закон о теплоснабжении могут изменить. Фото: nadymregion.ru

Закон "О теплоснабжении" был принят в 2005 г. В 2010-2015 гг. в него 14 раз вносились изменения и дополнения. Идеологически он дополняет нормы закона "О жилищно-коммунальных услугах" применительно к одной услуге – производство и поставка тепловой энергии.

На сегодняшний день в Верховной Раде на рассмотрении находятся несколько законопроектов, предполагающих внесение изменений в закон "О теплоснабжении". Часть из них приняты за основу (в первом чтении), часть находится на ознакомлении и рассмотрении, один документ возвращен инициатору для доработки. Большинство законопроектов направлены на урегулирование и стимулирование деятельности по производству тепловой энергии из альтернативных источников.

Реклама

Приняты за основу

  • Проект нового закона "О жилищно-коммунальных услугах" (1581-д от 10.12.2015 г.). Инициатор – группа народных депутатов. Принят в первом чтении 02.02.2016 г.

Предлагается в законе "О теплоснабжении" записать, что тарифы на тепловую энергию, которая вырабатывается и поставляется с помощью систем автономного отопления, устанавливаются отдельно для каждого многоквартирного дома, оборудованного такой системой. При этом должны учитываться себестоимость производства и поставки тепловой энергии и рентабельности субъекта хозяйствования, осуществляющего такую деятельность.

  • Проект закона "О внесении изменений в закон "О теплоснабжении" относительно стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников" (№4334 от 30.03.2016 г.) Инициатор – группа народных депутатов. Принят в первом чтении 22.09.2016 г.

Украина взяла на себя перед ЕС обязательство к 2020 г. достичь в общей структуре энергопотребления страны доли 11%, приходящейся на энергию, производимую из возобновляемых источников. Этот же показатель закреплен в Национальном плане действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г., утвержденном распоряжением Кабмина от 1 октября 2014 г. № 902-р.

Данная цель достижима двумя основными путями: наращиванием мощностей, работающих на альтернативных источниках энергии, и снижением потребления газа для производства энергии.

Реклама

Правительство решило, что на конец 2020 г. мощность объектов теплоэнергетики, использующих возобновляемые источники, должна составлять 14 940 МВт. Установленная тепловая мощность таких объектов, введенных в эксплуатацию в стране в 2014-2015 гг. составила всего 1204 МВт. Эти мощности позволят ежегодно замещать 416 млн кубометров газа.

По информации НАК "Нафтогаз Украины", общее уменьшение потребления газа в стране в 2015 г. по отношению к 2013 г., составляет 5,8 млрд кубометров (или 25%), в т.ч.: населением – 26% ; теплокоммунэнерго – 21%; бюджетными учреждениями – 33%.

Самые медленные темпы уменьшения потребления газа наблюдаются в секторе коммунальной теплоэнергетики. Основным сдерживающим фактором здесь является неравенство условий тарифообразования для производителей тепла из газа и из альтернативных источников.

Реклама

Для исправления ситуации предлагается внести изменения в закон "О теплоснабжении" относительно:

  • установления стимулирующих тарифов предприятиям на тепловую энергию, производимую для нужд бюджетных учреждений и населения из альтернативных источников, на уровне 0,9 тарифа на тепловую энергию из газа;
  • передачи полномочий от Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, органам местного самоуправления по установлению тарифов и местным администрациям – по лицензированию хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии с использованием альтернативных источников.

Авторы законопроекта считают, что его принятие будет способствовать стимулированию производства тепловой энергии из альтернативных источников на местном уровне, создаст благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в указанную сферу, поскольку предоставит гарантии на законодательном уровне по возврату инвестиций и получению прибыли.

Находятся на ознакомлении и рассмотрении

  • Проект закона "О внесении изменений в законодательные акты относительно совершенствования отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой" (№4643 от 11.05.2016 г.). Инициатор – Кабмин.

На сегодняшний день не установлена четкая ответственность потребителей за самовольное отключение от тепловых сетей и внутридомовых систем централизованного отопления. Также нет механизма, позволяющего определять территории теплоснабжения, в пределах которых может действовать только конкретная система теплоснабжения (централизованная или автономная, индивидуальная). Не соответствует современным требованиям и процедура утверждения схемы теплоснабжения.

Исправить недостатки предлагается путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях и законы "О теплоснабжении", "О рынке природного газа", "О местном самоуправлении в Украине" и "О жилищно-коммунальных услугах".

  • Проект закона "О внесении изменений в закон "О теплоснабжении" о передаче полномочий на установление тарифов и лицензирования хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии из альтернативных источников" (№4580 от 04.05.2016). Инициатор – Кабмин.

Этот законопроект по многом перекликается в "депутатским" №4334, который уже принят в первом чтении, поэтому вряд ли его будут рассматривать в сессионном зале как отдельный документ. Велика вероятность, что правительство просто поработает с профильным комитетом, чтобы внести нужные ему коррективы в №4334, подготовленному ко второму чтению.

  • Проект закона "О внесении изменений в ст. 19 закона "О теплоснабжении" относительно заключения долгосрочных договоров на поставку тепловой энергии" (№4581 от 04.05.2016). Инициатор – Кабмин.

В пояснительной записке к законопроекту написано, что анализ ситуации по внедрению инвестиционных проектов, связанных с установлением в бюджетной сфере теплогенерирующих мощностей на альтернативных видах топлива, свидетельствует о наличии рисков, сдерживающих долгосрочные капиталовложения. Такими рисками является отсутствие у бюджетных учреждений и органов местного самоуправления стимулов к заключению долгосрочных договоров по поставкам тепловой энергии. Эти риски сдерживают приток инвестиций в мероприятия по увеличению доли альтернативных источников энергии в сфере производства тепловой энергии.

В проекте закона, в частности, планируется разрешить бюджетным учреждениям заключать договоры на поставку тепловой энергии, срок которых будет не меньше, чем срок окупаемости соответствующих инвестиционных проектов (не менее 5 лет).

  • Проект закона "О внесении изменений в некоторые законы относительно перехода к использованию альтернативных видов топлива и перехода субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, к стимулирующему регулированию" (№4937 от 08.07.2016). Инициатор – Кабмин.

Целью разработки данного проекта закона названо внедрение стимулирования замещения природного газа при производстве тепловой энергии путем введения отдельного порядка формирования тарифов на тепловую энергию, которая производилась из альтернативных источников, а также обеспечения перехода субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, в частности в сфере теплоснабжения, к стимулирующему регулированию.

Стимулирующее регулирование (RAB-регулирование) – это система образования тарифов на основе их долгосрочного регулирования. Ею предусматривается установление величины необходимого дохода в зависимости от достижения установленных показателей надежности снабжения и качества обслуживания потребителей, а также мотивация регулируемых компаний к снижению расходов.

Возвращен инициатору для доработки

  • Проект закона "О внесении изменений в некоторые законы относительно усовершенствования законодательства в сфере теплоснабжения и ЖКУ" (№2670 от 20.04.2015). Инициатор – Кабмин.

Авторы законопроекта отмечали, что в настоящее время в Украине законодательно закреплен основной принцип установления тарифов на уровне не ниже экономически обоснованных расходов на производство (предоставление). Вместе с тем, в ряде законов содержатся нормы, оставляющие возможность устанавливать тарифы с отклонением от экономически обоснованных расходов с последующим возмещением из соответствующего бюджета. Необходимо эти лазейки закрыть путем внесения законодательных изменений.

К проекту закона были высказаны замечания как членами профильного комитета ВР, так и АМК, Главным научно-экспертным управлением. Комитет, однако, рекомендовал принять его в первом чтении, а замечания устранить при подготовке ко второму. Но депутаты решили не спешить с окончательным закрытием возможностей для заработка на бюджетных тарифных возмещениях и 21 мая "завернули" законопроект.