Открываем сапожную мастерскую

13 июля 2008, 20:00
Чтобы открыть сапожный бизнес, на старте понадобится около $5 тысяч.

Фото с сайта visualphoto.com

Желание открыть свое дело и стать бизнесменом возникает у многих людей. Некоторым не хватает свободного времени, чтобы подумать о своей мечте всерьез, большинство пугают хлопотность процедур оформления и финансовая затратность. И только единицы из нас решаются отправиться в плавание под названием "бизнес". Рискнем?

Специально для тех, кто хочет открыть свое дело, "Сегодня" открывает ежемесячный спецпроект "Школа бизнеса", в котором вы найдете советы бывалых бизнесменов, инструкции специалистов о том, как правильно и эффективно начать свой бизнес.

Реклама

Первый урок нашей "Школы бизнеса" — о том, как открыть свою обувную мастерскую. Этот вид бизнеса считается довольно стабильным: украинцы еще не стали настолько богатыми, чтобы выбрасывать обувь, отходив в ней сезон и, как правило, одну пару ремонтируют по несколько раз. Поэтому рискнувший открыть свою мастерскую всегда будет иметь стабильный доход. Кроме того, подобный бизнес может всегда перерасти из малого в большой: например, со временем перейти в статус сети мастерских.

ХОЖДЕНИЕ ПО ИНСТАНЦИЯМ

1. ИСПОЛКОМ. Перевоплощение обычного гражданина Украины в бизнесмена начинается с визита в райадминистрацию — в отдел госрегистрации администрации того района, в котором вы прописаны по паспорту.

Реклама

В этом отделе вам выдадут стандартный бланк "Регистрационной карточки на проведение госрегистрации физлица-предпринимателя", которую нужно заполнить, а затем вернуть обратно — вместе с копиями паспорта, идентификационного кода и квитанцией об уплате регистрационного взноса. Регистрационный сбор на сегодняшний день составляет 170 грн. ($30) для юридических и 34 грн. ($7) для физических лиц. Через 2 дня вам выдадут бланк свидетельства о госрегистрации СПД.

2. НАЛОГОВАЯ. Далее идем в налоговую инспекцию своего района, чтобы и получить "Справку о взятии на учет плательщика налогов". Эта справка выдается в "едином окне". Для получения справки нужны свидетельство о регистрации и паспорт.

Обязательно укажите в налоговой инспекции ту систему налогообложения, по которой планируете работать: на "едином налоге", "фиксированном патенте" или платить налоги на общих основаниях. Для того чтобы это сделать, вы должны будете в "единое окно" подать заявление установленного образца.

Реклама

3. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД. С 2004 года в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту засчитывается только тот период, в котором предприниматель был зарегистрирован в Пенсионном фонде и уплачивал страховые взносы. Вам надо будет лично явиться в райотделение пенсионного фонда со справкой из налоговой администрации и свидетельством о регистрации.

Запомните! Срок, в который необходимо стать на учет в пенсионном фонде, ограничен 20-м числом месяца, следующего за датой регистрации частного предпринимателя.

4. ДРУГИЕ ФОНДЫ. С полученными документами вы должны зарегистрироваться в фонде занятости и фонде соцстраха ( если планируете при наступлении страхового события получать соцуслуги — оплату больничного и т.д.). Но при условии регулярной уплаты страховых взносов.

В случае приема на работу наемных работников вы должны зарегистрироваться еще и в управлении статистики.

Поочередно посещаем:

- Отделение исполнительной дирекции Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности;

- Отделение исполнительной дирекции Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- Отделение исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного соцстрахования на случай безработицы.

Отметим, что для того, чтобы зарегистрировать своих наемных работников в Фонде занятости, вам будет необходимо прийти туда вместе с ними, предоставить все документы, подтверждающие ваши трудовые отношения ( при "Едином" налоге таких не должно быть более 10 человек).

На все про все в среднем у вас уйдет 1-2 недели.

АЛЬТЕРНАТИВА ВЗЯТКАМ. Если посещение госучреждений является для вас обременительным — можно обратиться в специальную фирму. Теряете в деньгах, но не тратите время и нервы. Регистрация СПД через фирму в Киеве вам обойдется в 700 (без печати)—900 грн. с печатью, срок выдачи документов составляет 8-10 рабочих дней. Для регистрации СПД вам необходимо подготовить ксерокопию паспорта (1, 2 страница и страница фактической прописки), а также копию идентификационного кода.

В дальнейшем все проплаты по инстанциям может совершать ваше доверенное лицо при наличии соответствующей документации ( юридически заверенной доверенности).

Вам незачем рисковать и давать взятки, оплатите услуги специализированных фирм и получите гарантированный результат.

СТРОИМ БИЗНЕС ПО КИРПИЧИКАМ

МЕСТО. Удачным для бизнеса считаются "бойкие перекрестки": точки возле транспортных развязок, районы массовой торговли, территории скопления предприятий с многочисленным персоналом.

Получить облюбованное место можно двумя способами:

1. Подать заявление в районную администрацию того района, которому принадлежит территория. Срок аренды — 3 года. Срок действия паспорта на киоск — 1 год.

2. Если вы хотите получить место в функционирующем здании — подписать договор об аренде. Срок — 1 год.

3. Купить на аукционе в "Киевзем" разрешение на аренду территории (многие торги по аренде в Киеве временно прекращены).

Совет в тему

Владелец мини-мастерской по ремонту обуви Олег Курунжи, стаж работы 18 лет:

"Сэкономить деньги на установке охранной сигнализации можно еще на этапе выбора места для киоска. Ищите не просто людную территорию, а угол, где расположены торговые круглосуточные киоски. За мизерную плату или презенты продавцы с радостью присмотрят за вашим имуществом. Не забудьте на крайний случай оставить им контактные телефоны и адрес проживания".

Владелец киоска по ремонту обуви Андрей Нагорный, 6 лет стажа:

"Я нашел подходящее место под киоск возле престижного, круглосуточного супермаркета и выиграл трижды. Во-первых, статус клиентов — выше среднего, во-вторых — график работы позволяет по моему желанию продлить время обслуживания и третье — на территории дежурит охрана, и в сигнализации нет надобности".

Супруга мастера, бухгалтер обувной мастерской Анна Иванченко:

"Так называемого "крышевания" и рэкета сегодня в малом бизнесе нет. Зато существует прямая зависимость от арендодателей. Рекомендую поздравлять их со всеми официальными праздниками, днями рождения строгими и недешевыми презентами. Не лишними будут визиты вежливости, а вот что с собой брать — подскажет интуиция. Наш арендодатель — верующая женщина, вегетарианец и непьющая. Поэтому "в ход" идут исключительно сладости, фрукты и цветы".

КИОСК. Новый киоск с полками 3х6 может стоить до 33 тыс. грн., в зависимости от размеров и отделочных материалов, б/у размерами 2х3 — 3,5 тыс.грн., новый передвижной, обитый металлопластиковой вагонкой таких габаритов — 21 тыс.грн.

При планировании расходов не забудьте о: доставке, установке розеток, проводке и подключении электрокабеля.

Совет в тему

Владелец киоска по ремонту обуви Николай Семенюк, 6 лет стажа:

"По объявлению в интернете купил дешевый киоск за 3000 грн. При оформлении паспорта на киоск-мастерскую оказалось, что он не соответствует стандартам. Пришлось потерять время на его продажу и покупку нужного образца. Поэтому перед покупкой уточняйте в райадминистрации стандарт киоска для обувной мастерской".

ОБСЛУЖИВАНИЕ. В "Киевэнерго" вам следует заключить договор на обслуживание, подключение к сети, установку счетчика. Расход электроэнергии на мини-киоск — 200 грн. за 3 месяца.

Следующий пункт — киевская организация "Благоустрий", где перед подписанием договора вам выдадут "бегунок" с пунктами посещения: жэк — договор на вывоз мусора (30 грн в месяц); справка из санстанции района. К моменту начала работы киоска желательно пригласить представителей службы пожарной безопасности и получить акт о соответствии помещения нормам.

Совет в тему

Владелец мини-киоска по ремонту обуви Валерий Кравченко, стаж работы 5 лет:

"По неопытности я сам купил электросчетчик, вызвал электрика из ЖЭКа, оплатил установку. Позже, при подписании контракта с "Киевэнерго" оказалось, что все процедуры должны проводить специалисты этой организации. Пришлось демонтировать и продавать свой счетчик, зато новый мне установили и опломбировали быстро и бесплатно".

ОБОРУДОВАНИЕ. Обязательной является покупка вытяжек, противопожарных поверхностей для работы, огнетушителя. В комплект профессионального мастера входят: механический станок "СОМ" (4 тыс. грн.), специализированная швейная машинка для обувщиков — от 770 грн. до 1,5 тыс. у.е., электродрели, фены, плитки — от 250 грн., набор ручных сапожных инструментов.

Совет в тему

Владелец мини-мастерской по ремонту обуви Олег Курунжи, стаж работы 18 лет:

"При покупке электродрелей и фенов решил сэкономить и выбирал электроинструмент на рынке по цене до 300 грн. В итоге фен сгорел на первой же неделе работы, а дрель — через месяц. Сейчас имею горький опыт — электроинструмент нужно покупать в магазине, с гарантией".

КОМПЛЕКТУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ. Мини-киоск требует ежемесячной закупки аксессуаров и комплектующих на сумму от 200 до 1000 грн. Специализированные магазины предоставят вам скидку от 5 до 10% при покупке товара на сумму более 5 тыс. грн. Поэтому профи часто кооперируются, закупают и делят комплектующие между собой, что положительно влияет на стоимость заказов для населения.

Совет в тему

Владелец киоска по ремонту обуви Виктор Соседчук, 26 лет стажа:

"Важно делать крупные закупки "не в сезон", например, летом на зиму, а докупать мелочи в процессе работы. И еще, не стоит тратить время на рабочие докупки по мелочам, практически во всех специализированных магазинах есть люди, готовые принять ваш заказ по телефону и доставить. Вы потеряете пару гривен, зато выиграете драгоценное в сезон рабочее время".

РАБОТА С КЛИЕНТАМИ. С учетом активности киевлян, эффективно работать с раннего утра, когда люди только идут к транспорту и могут занести обувь на ремонт, и до окончания вечернего часа пик, когда люди возвращаются с работы домой. Субботу и первую половину воскресенья также желательно работать, в выходные решаются все накопившиеся за неделю бытовые проблемы населения.

Совет в тему

Штатный мастер ремонтного цеха при районном доме быта Андрей Буцало, стаж работы 12 лет:

"Начинающим мастерам рекомендую выработать собственную тактику поведения с людьми. Помимо мастерства, в работе важны и психологические качества — не допускайте обслуживания агрессивных, скандальных клиентов. Для пожеланий и жалоб зарегистрируйте книгу-журнал и не позволяйте посторонним влиять на ход вашей работы, ведь обувь требует особого внимания и мастерства".

Руководитель частной студии-ателье "Доктор обувь" Сергей Рогожников, 24 года стажа:

"В любом виде бизнеса нужно найти какую-то изюминку, то, что будет выгодно отличать вас среди конкурентов. Я первым ввел в Киеве новый вид услуги — для тех, кто дорожит своим временем и умеет его правильно оценивать, предложил "Ремонт обуви с доставкой" по месту требования.

Эту услугу можно немного трансформировать или же придумать новую. Тогда вы получите базу постоянных клиентов и бесплатную рекламу — о новинках киевляне любят рассказывать".

НОУ-ХАУ. Сапожник, пожелавший остаться инкогнито, стаж работы 5 лет:

"Изначально имея автомобиль "Нива", я купил передвижной киоск, оборудовал в нем мастерскую на колесах. Работаю без оформления и уплаты налогов. Основные клиенты — жители районных центров и сел. Приезжаю в пятницу вечером. В воскресенье отдаю выполненные заказы. Расчет 50х50, половина деньгами, половина — натуральными продуктами.

Спокойно бы платил государству, но в нашем законодательстве мастерская на колесах не предусмотрена. В целом же бизнес 100% стабильный, доходный и сытый".

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Леонид Женин начинал свою "сапожную карьеру" на советской обувной фабрике. В период политических изменений в стране работал в кооперативах у иностранцев-работодателей. Однажды ему улыбнулась Фортуна: "Я познакомился с пожилым мастером, которому ежедневная работа уже была в тягость. Договорились о купле-продаже киоска с паспортом и разрешительными документами. Это был 2002 год, и мастерская с оборудованием обошлась мне в 1,5 тыс. у.е. Оформлением регистрации занималась жена: за неделю она подготовила весь пакет документов. Правда, печать для бизнеса мы заказали через фирму (сейчас, знаю, это стоит 250 грн.), а можно было сэкономить — официально обратиться в разрешительную систему районных органов МВД с заявлением. Предоставить паспорт, идентификационный номер, свидетельство о регистрации и форму 4ОПП из Налоговой администрации, уплатить госпошлину (расценки сегодня — 81 грн. — обычная, и 162 грн. — срочная, в течение 3 дней).

Проблемы возникли с районной организацией "Благоустрий". Придирались ко всему — то фасадный вид киоска непрезентабельный, то урны у входа нет, потом график работы мелким шрифтом написан. За 250 у.е я обил киоск вагонкой, купил урну, заказал новые надписи из оракала. Специально для подобных сюрпризов оставляю НЗ около 100 у.е. За 6 лет работы в сапожном бизнесе впервые возникла угроза потерять аренду земли. Сегодня решение вопроса может потянуть на взятку в 1—2 тыс. у.е. Надеюсь, все обойдется бесплатно, по закону".

Уважаемые читатели! Вы можете стать героем нашего спецпроекта, если расскажете историю создания своего бизнеса в комментариях к этой статье.

Елена Солдаткина, Марина Долинец