Внешние долги Украины: сколько страна должна кредиторам и кто будет рассчитываться

26 июня 2015, 08:09
Один день из трех украинцам придется работать на оплату госдолга

Госдолг Украины растет. Фото: zn.ua

Долг называется государственным потому, что он касается не только и даже не столько чиновников этого самого государства, а всех граждан страны. Чиновники берут в долг и расходуют полученные средства, по большому счету, по своему усмотрению. Но когда долги и проценты по ним приходится выплачивать, то просят граждан (за чей счет выплаты и производятся, т. к. сами чиновники не производят никакой прибавочной стоимости) "войти в положение".

Госдолг выплачивается из доходов бюджета страны, которых никогда не бывает много. И чем больше средств будет направлено на обслуживание долга, тем меньше их останется на инвестиции, развитие страны, социальные нужды. Причем проблемы с внешним долгом во всех странах более болезненные и острые, чем с внутренним. 

Реклама

По состоянию на 1 мая текущего года государственный и гарантированный государством внешний долг Украины составлял $42,9 млрд (903,1 млрд грн). Для понимания масштаба подобных цифр их обычно сравнивают с ВВП – украинский внешний госдолг сейчас составляет 57,6% номинального ВВП по итогам 2014 г., а общий госдолг – 70,2%.

Конечно, эти цифры не означают, что такую часть произведенного за год в стране продукта нужно отдать кредиторам, т. к. выплаты по долгам растянуты на годы и порой десятилетия. Но и ежегодные выплаты (обслуживание и погашение долга) внушительны. Так в начале прошлого года Минфин планировал, что в 2014 г. иностранным кредиторам придется заплатить $5,75 млрд, а в 2015 г. – $7,75 млрд.

Реклама

Расходы, связанные с выплатой внешнего долга, млн грн (прогноз Минфина по состоянию на 05.02.2014 г.)

Долговые обязательства

2014

Реклама

2015

Обслуживание

10 053,30

10 938,76

ЕБРР

152,72

226,37

Европейский инвестиционный банк

84,39

169,32

Консорциум немецких банков во главе с АКА

0,23

--

МБРР

127,85

165,69

МВФ

480,81

140,55

Минсельхоз США

3,55

3,24

Немецкая государственная кредитная организация (KfW)

4,23

5,52

Еврооблигации 2005

327,14

334,54

Еврооблигации 2006

559,30

579,04

Еврооблигации 2007

401,63

415,80

Еврооблигации 2010

1 280,31

1 325,50

Еврооблигации 2011

1 677,69

1 736,90

Еврооблигации 2012

2 851,75

3 660,80

Еврооблигации 2013

2 071,88

2 145,00

Японский банк международного сотрудничества

29,82

30,49

Погашение

35 875,41

50 981,90

ЕБРР

647,93

1 203,56

Европейский инвестиционный банк

290,22

669,62

Консорциум немецких банков во главе с АКА

14,56

--

МБРР

1 556,10

2 146,50

МВФ

24 009,05

8 430,68

Минсельхоз США

12,11

12,54

Немецкая государственная кредитная организация (KfW)

14,56

--

Еврооблигации 2005

--

6 758,40

Еврооблигации 2010

--

4 400,00

Еврооблигации 2012

8 500,00

--

Еврооблигации 2013

--

26 400,00

Российская федерация

830,88

860,20

Японский банк международного сотрудничества

--

100,40

ВСЕГО, млн грн

45 928,71

61 920,66

ВСЕГО, млн $ (официальный курс – 7,99 грн за доллар)

5 754,53

7 749,77

Этот прогноз на сегодняшний день размещен на сайте Минфина как самый актуальный. Но при попытке сопоставить "план" и "факт" сразу возникают трудности.

Например, 22 июня, выступая в ТВ-программе премьер-министр Арсений Яценюк сказал, что "Украине удалось вернуть в 2014 г. внешним кредиторам $14 млрд". Почему такое огромное расхождение в цифрах – долги возвращались досрочно? Вряд ли. Или просто премьер озвучил "политическую", а не бухгалтерскую цифру, ведь даже суммарно внутренних и внешних долгов вернули меньше? 

Украина не только возвращает долги, но и наращивает их.

В прошлом году нам выделили:

  • МВФ – $4,6 млрд;
  • ЕС – $1,1 млрд;
  • Международный банк реконструкции и развития — $1,2 млрд;
  • Германия – 1,6 млрд евро;
  • Канада – $179 млн;
  • Япония — $96 млн.

Были также выпущены еврооблигации под гарантии США на $1 млрд.

В текущем году были эмитированы подобные же еврооблигации под гарантии США и весьма вероятна третья такая же эмиссия в конце года. От МВФ уже получено около $5 млрд и еще $1,7 млрд ожидаются летом. Если депутаты примут наконец необходимые законы, то поступят еще $1,5 млрд от Всемирного банка и 1,2 млрд евро от ЕС.

Конечно, эти кредиты увеличивают долговую нагрузку. Но одновременно они же могут способствовать облегчению бремени расплаты по долгам. При правильном использовании эти ресурсы могут сыграть роль своего рода инвестиций в экономику, которые помогут ей стать эффективнее, то есть более доходной и менее затратной. И тогда реальное развитие экономики может приближаться к прогнозируемому правительством максимальному уровню.

Прогноз доходов сводного бюджета при различных сценариях развития экономики, млн грн

2015

2016

2017-2019 в среднем за год

мин.

средний

макс.

мин.

средний

макс.

мин.

средний

макс.

476

560

635

522

640

841

588

698

894

Источник: Минэкономики

Облегчит задачу выплаты внешнего госдолга и его реструктуризация, за которую сейчас правительство при поддержке МВФ борется с частными кредиторами. История эта затянулась, до заключения соглашения еще далеко. Стороны обменялись последними версиями условий, которые их устраивают, и 29 июня или 1 июля наконец должна состояться их очная встреча при участии представителей МВФ. По словам министра финансов Натальи Яресько, это будут не переговоры, а просто встреча, в ходе которой будут обсуждаться макроэкономические прогнозы правительства и технические вопросы.

Украина будет настаивать на списании номинальной части долга, на рассрочке и снижении купонных выплат. Но в качестве уступки украинская сторона готова предложить механизм, который позволит уменьшить сумму списания, если экономика страны начнет возрождаться быстрее плана.

Кредиторы по-прежнему против списания. Но они уже, скорее всего, не настаивают на выплатах за счет золотовалютных резервов, поняв, что МВФ, с которым им нет резона ссориться, не разрешит это. Взамен они предлагают в дополнение к рассрочке и снижению ставки купона несколько лет не производить выплаты по погашению тела кредита.

Если компромисс будет достигнут, то он, однозначно, облегчит выплату внешнего госдолга. Если же нет, то в июле, по словам Яресько, возможен дефолт (24 июля должны состояться выплаты по купону еврооблигаций). И тогда по долгам станет расплачиваться еще проще (хотя появятся иные сложности).

На днях практически снялась неопределенность с классификацией долга перед Россией в $3 млрд, полученного в декабре 2013 г. в результате целевого выпуска еврооблигаций – МВФ, скорее всего, признает его официальным, т. е. государственным, а не коммерческим (хотя ранее у экспертов фонда было и другое мнение).

Реструктуризировать такие долги фонд своим клиентам не разрешает. Но это может помочь Украине в переговорах с другими кредиторами. Ведь до этого кредиторы понимали, что Россия однозначно не пойдет ни на какую реструктуризацию, а Украина декларировала, что все кредиторы будут в равном положении. Поэтому зачем части кредиторов добровольно идти на уступки? Теперь же этот долг будет выведен за периметр согласованной с МВФ программы реструктуризации, причем по воле самого МВФ, а не по вине Украины.

Долг России придется выплатить.

Конечно, $3 млрд – сумма внушительная (плюс $75 млн ставка последнего купона). Но лучше уж быстрее избавиться от такой обузы. Президент Петр Порошенко назвал этот кредит "взяткой Януковичу", но юридически наверняка все оформлено чисто. А на Западе не любят, когда нарушаются договора.

И еще один нюанс – МВФ сейчас запрещает Украине использовать для выплат кредиторам золотовалютные резервы. Но к декабрю соглашение с кредиторами наверняка будет достигнуто (или будет объявлен дефолт). Поэтому, возможно, что МВФ, помня о своей роли в урегулировании вопроса с российским кредитом, разрешит в виде исключения использовать $3 млрд из золотовалютных резервов.