Новый бюджет: доходы от налогов могут увеличить на 70 млрд грн

16 декабря 2014, 08:53
Сильнее всего правительство планирует "заработать" на НДФЛ

Налогов станет меньше, но сборы от них хотят увеличить. Фото: ogo.ua

Последние недели правительство занимается доработкой проекта бюджета на 2015 год. Предполагается, что в Раду документ должен попасть не позже 20 декабря. Проект уже побывал в парламенте – он был зарегистрирован в пятницу, но уже на слудующий день отозван.  В то же время глава Минфина Наталья Яресько накануне заявила, что проект бюджета готов лишь наполовину, поэтому публичное обсуждение документа в ближайшую неделю нецелесообразно.

Кроме того, руководителям центральных органов исполнительной власти вместе с депутатами было поручено создать рабочие группы по вопросам доработки законопроектов по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы и проект бюджета-2015. В распоряжении "Апострофа" оказался проект бюджета, переданный на доработку депутатам.

Реклама

Правительство рассчитывает, что доходная часть казны в следующем году увеличится на 14,4% по сравнению с нынешним ‒ до 432,34 млрд грн, в том числе общий фонд вырастет на почти 28% ‒ до 411,9 млрд грн. Расходы будут расти менее динамично ‒ затраты госбюджета увеличатся на 9,9% ‒ до 485,3 млрд грн, общего фонда казны на 20,6% ‒ до 463,8 млрд грн. Предельный размер госдолга к концу года составит 933,9 млрд грн (рост показателя на 127 млрд грн по сравнению с текущим годом).

В частности, налоговые поступления должны вырасти на почти 70 млрд грн (349 млрд грн).

Больше всего ‒ втрое ‒ планируется увеличить отчисления от налога на доходы физлиц (НДФЛ) ‒ до 44,16 млрд грн. Кабмин ранее предлагал расширение дифференцированных ставок налогообложения доходов, введение непрямых методов оценки доходов граждан с применением повышенной ставки налога на сверхдоходы. Кроме того, правительство ожидает рост отчислений от рентных платежей за пользование недрами (на 47,4%); НДС (9,6%) ‒ как внутреннего, так и импортного, возмещение налога планируется на уровне 62,8 млрд грн (+22 %); акциза с произведенных в Украине (28,7%) и импортируемых товаров (более 600%).

Реклама

Эксперт Международного центра перспективных исследований Василий Поворозник предполагает, что Кабмин планирует достигнуть роста поступлений от НДФЛ за счет увеличения доли отчислений местных бюджетов в госказну. Например, отчисления Киева предложено увеличить с 50% до 75%. Налоги с импорта растут за счет девальвации. Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец предполагает, что доходы госбюджета могут расти за счет снижения расходов на финансирование угольной промышленности, сокращения налоговых льгот, компенсации стоимости тарифов. "Это может дать экономию в размере 10% от ВВП", ‒ говорит он. Аналитик Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук не видит причин для такого существенного роста доходной базы казны: "Налоговая база вряд ли резко вырастет, даже если пересмотреть налоговые ставки".

Также Кабмин хочет пересмотреть принцип отчисления Нацбанком средств в бюджет. Если сейчас регулятор платит ежеквартально (в 2014 году по 5,7 млрд грн; суммарно ‒ 22,8 млрд грн), то в 2015 году он может уплатить сумму в 30 млрд грн не позже 11 мая. 

При этом, было обещано, что бюджет-2015 будет принят, исходя из новых Бюджетного и Налогового кодексов. Документов пока нет, но некоторая информация об инициативах правительства известна.

Реклама

Так, сообщалось, что в Налоговом кодексе правительство предложит сократить число налогов в стране уже в первом квартале 2015 г. с 22 до 9 (хотя далеко не все налоги исчезнут, просто несколько старых платежей сведут в один новый). Одновременно усиливается налоговое давление на физлиц, в частности, могут повысить сбор в пенсионный фонд при покупке наличной валюты, отменить льготы по уплате налога на жилую недвижимость, продлить на год взимание так называемого "военного налога", ввести прогрессивную шкалу ставок налога на доходы физлиц – от 15 до 25%, увеличить налоги на доходы от депозитов и дивиденды, понизить порог цены, при которой оплата покупки должна быть безналичной.

Премьер-министр также настаивает на необходимости внедрения системы электронного администрирования НДС уже с 1 января 2015 г. Он говорит, что последние шесть месяцев правительство совместно с профильными ведомствами вплотную занималось вопросом улучшения процедуры автоматического возмещения НДС. Однако глава ГФС сказал: "Скорее всего, будем предлагать перенос сроков электронного администрирования. Мы просто физически не успеваем по времени". Напомним, что закон об электронном администрировании НДС принят в конце июля этого года и вступает в силу 1 января 2015 г. Но с предложением отложить его введение к президенту и премьеру уже обратились Европейская бизнес-ассоциация и Федерация работодателей Украины, по оценкам которых, новая система не устранит всех НДС-проблем, но приведет к большим финансовым потерям предприятий.

Изменения в Бюджетном кодекс должны дать больше финансовой свободы местным властям. Им может стать проще занимать деньги, они сами будут решать, где хранить свои средства. Расширятся источники поступлений в местные бюджеты. В Кабмине считают, что изменения в Бюджетном кодексе принесут местным бюджетам не менее 39 млрд грн дополнительного дохода в 2015 г.

По информации источника в Кабмине, бюджет категорически не устраивает депутатов ‒ им предоставлено мало времени на качественную отработку документа и всех параллельных бюджетному процессу законопроектов.

"С учетом настроений в Верховной раде принятие бюджета может быть перенесено на январь", ‒ говорит собеседник изначния. Напомним, что в данном случае вступает в силу норма Бюджетного кодекса об ограничении расходов казны: правительство обязано осуществлять ассигнования общего фонда в размере не более 1/12 расходов бюджета на 2014 год. Поворозник также уверен, что принятие бюджета в январе намного реальнее, чем до конца текущего года. В документе, по его словам, много противоречий ‒ например, в проекте отсутствуют любые упоминания Министерства информполитики и, соответственно, для него не предусмотрено бюджетное финансирование.