Новые пошлины на иномарки: автодилеры против, а Кабмин ищет баланс

8 июня 2012, 12:06
После введения спецпошлины большинству автосалонов придется либо серьезно поднимать цены, либо закрываться

Пошлина на иномарки ударит по автосалонам

Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о введении спецпошлин на импортные авто.

Читайте 1-ю часть материала Пошлиной по иномаркам: когда и насколько могут вырасти цены на машины

Реклама

Сразу понятно, что на таком небольшом и бедном по мировым меркам рынке, как Украина, ценовая фора в 25% сильно ударит по бизнесменам, которые занимаются продажей импортных автомобилей. "Дела у нас и так идут плохо — максимальная маржа на автомобили сейчас составляет около 5—7%. Мы можем уступить покупателю максимум 3%. Ниже падать просто некуда", — рассказал нам на условиях анонимности директор одного из столичных автосалонов.

Во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) подтвердили "Сегодня", что после введения спецпошлины большинству автосалонов придется либо серьезно поднимать цены, либо закрываться. "Возьмите ставку и прибавьте НДС. Машины первого класса подорожают на 7%, а иномарки второго класса будут дороже на 18—20%", — говорит Олег Назаренко. Также эксперт настаивает на том, что повышение пошлин помимо разорения автосалонов, приведет еще и к серьезным потерям для бюджета страны. "По данным таможни, средняя стоимость ввозимого автомобиля $18,3 тыс., то есть сейчас государство получает с каждого автомобиля $1830. Дополнительная пошлина может привести к тому, что теперь иномарки могут завозить, как машинокомплекты, уплатив в бюджет только 100 евро", — говорит гендиректор ВААИД. При этом он считает, что объем продаж иномарок упадет до 80%.

Аргументы же о необходимости защиты украинского автопроизводителя в ВААИД считают необоснованными по той причине, что у них и без того было достаточно много времени для развития. Дело в том, что закон о льготах и преференциях для расположенных в Украине автозаводов действовал с 1998-го по 2008-й гг., причем до 2004-го года украинские автопроизводители (например, АвтоЗАЗ), не платили даже НДС. И за это время не было разработано ни одного отечественного автомобиля, а на конвейере выпускаются большей частью лишь устаревшие с точки зрения экологии и безопасности автомобили, причем большей частью из китайских машинокомплектов.

Реклама

ЧТО СКАЖЕТ ВТО

Реакция со стороны стран — участниц Всемирной торговой организации на желание Украины поднять пошлины оказалась прогнозируемой: Япония сразу же заявила о том, что согласно правилам ВТО Украина может ввести пошлины только в случае резкого непредвиденного роста импорта. Однако импорт авто в Украину не только не вырос, но еще и снизился на 71,5%. Правда, ничем серьезным этот протест Украине не грозит — опрошенные нами юристы по международному праву говорят, что в крайнем случае пошлину придется отменить. "Но разбирательство будет долгим, — считает советник юридической фирмы "Саенко Харенко" Наталья Микольская, — конечно, все зависит от того, насколько серьезные аргументы МКМТ приведет в своем решении и будут ли они соответствовать нормам ВТО". Партнер юридической группы AstapovLawyers Олег Мальский также говорит, что "разбирательства могут затянуться надолго".

Реклама

Существует надежда на то, что на снижение пошлин повлияет позиция России, которая не позволит нам поднять цены (в данный момент значительное число продаваемых в стране иномарок, например, "Хюндай Акцент", "Фольксваген Поло" седан, КИА "Рио" производится в России). Однако правительство Украины для этих авто либо сделает исключение, либо использует этот аргумент при непростых переговорах с Россией по газу.

В любом случае, если вы решили покупать авто, лучше сделать это в ближайшие месяцы. До роста цен.

КАБМИН ИЩЕТ БАЛАНС

Виталий Лукьяненко, пресс-секретарь премьер-министра, рассказал "Сегодня", что правительство пока еще не приняло окончательное решение. "Важно найти баланс между интересами потребителя, который хочет приобрести недорогой и качественный автомобиль, и интересом тех украинцев, для которых функционирование автомобильного производства является вопросом выживания. Ведь рабочие места нужно и создавать, и сохранять", — говорит Лукьяненко. По его словам, в Кабмине по этому поводу проводятся совещания, в которых участвуют все заинтересованные стороны. И хотя на сегодняшний день заслушали лишь мнение министра Петра Порошенко, будет учитываться и мнение продавцов иномарок. Источник в Кабмине неофициально сообщил нам, что, вполне возможно, будет принято компромиссное решение — пошлины поднимут, но не на 6—15%, а на 5—7%. В этом случае и украинский автопром получит ценовые преимущества, и по автоимпортерам это ударит не настолько болезненно.

Правда, представитель ВААИД настроен пессимистично: "На моей памяти не было случаев, чтобы правительство не прислушивалось к рекомендациям межведомственной комиссии". И новые пошлины могут стать реальностью уже к лету.

Если же это произойдет, то, по словам финансового директора компании "Автоальянс" Дмитрия Деменко, существующих складов хватит на 2—3 месяца реализации, даже если завоз прекратится завтра. После этого цены поднимутся на уровень пошлины, и произойдет обвал рынка. "Новые автомобили просто никто не будет завозить", — считает эксперт. Впрочем, по его словам, ходят слухи, что повышения пошлин не будет, а это лишь попытка напугать импортеров, чтобы они завезли на украинский рынок побольше машин и заплатили таможенные пошлины сейчас — попытка наполнить бюджет.