Новая стратегия Нацбанка: достоинства и недостатки

31 августа 2015, 08:26
НБУ переходит к режиму инфляционного таргетирования, рискуя забыть о необходимости содействовать экономическому росту в стране.

НБУ планирует достичь установленной среднесрочной цели по инфляции

В ст. 6 Закона "О национальном банке Украины" говорится, что согласно Конституции Украины, основной функцией Нацбанка является обеспечение стабильности гривни. При ее выполнении НБУ должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве. Поскольку понятие "стабильность" в данном контексте не очень четкое, то скажем, что многим экономистам нравится определение, сформулированное экс-главой ФРС США Аланом Гринспеном: "Ценовая стабильность подразумевает ситуацию, при которой экономические агенты не учитывают колебания цен при принятии экономических решений".

Опираясь на эти положения закона, уставшие от вопросов о курсе гривни и от обвинений в том, что они не могут предсказать его, руководители НБУ в декабре прошлого года заявили, что забота о курсе — не их обязанность, они отвечают за уровень инфляции (т.е. за ту самую ценовую стабильность). Поэтому будут перестраивать свою работу так, чтобы как можно быстрее перейти к так называемому инфляционному таргетированию, т.е. установлению целевого уровня инфляции на определенный период и совершению действий, направленных на достижение и удержание этого уровня.

Реклама

Отметим, что Нацбанку действительно трудно прогнозировать курс гривни, так как часть инструментария влияния на него находятся в компетенции правительства, на курс также отчасти влияет ситуация на мировых валютных рынках. Но ведь и уровнем инфляции в нынешних украинских условия НБУ не в силах управлять до конца! Так что такой выбор был сделан, скорее всего, по настоятельному совету МВФ, который является горячим сторонником такого неолиберального подхода к деятельности центробанков.

Мировой опыт таргетирования инфляции

Политика инфляционного таргетирования впервые была применена в Новой Зеландии в 1990 г., и особенно популярной она стала после валютных кризисов 1990-х, в ходе которых показал свою неэффективность прежний фаворит – политика управления обменными курсами, которая не помогла справиться с валом атак спекулянтов. Ранее, в начале 1980-х, популярным подходом было таргетирование денежной массы.

Реклама

Основной инструмент денежно-кредитной (монетарной) политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — изменение учетной процентной ставки центробанка. Механизм здесь такой: повышение учетной ставки приводит к росту депозитных ставок в коммерческих банках, что увеличивает привлекательность сбережения денег по сравнению с их расходованием. Понижение этой ставки действует в обратном направлении. Кроме того, повышение учетной ставки повышает стоимость кредитования в банках, что снижет спрос на него. Соответственно понижение учетной ставки способствует росту объемов кредитования, происходит увеличение количества денег у населения. Поэтому снижение учетной ставки повышает уровень инфляции, а ее повышение – понижает его.

Экономисты говорят, что инфляционное таргетирование требует выполнения двух условий:

- центральный банк должен иметь достаточную степень независимости, как минимум – быть свободным в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции (это условие в Украине, хотя бы формально, но выполняется);

Реклама

- правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража, т.е. дохода, получаемого от эмиссии денег. Жесткая же налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность монетарной политики (пока в Украине мы наблюдаем то, чего не должно было быть).

Инфляционное таргетирование предполагает переход к плавающим валютным курсам. Но это плавание отнюдь не свободное. В соответствии с методологией МВФ, в рамках режима плавающего валютного курса допускаются не только косвенные, но и прямые методы воздействия регулятора на динамику валютного курса, т.е. купля/продажа им иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для предотвращения чрезмерных курсовых колебаний. Но эти операции не должны иметь доминирующего влияния, и курс формируется под воздействием рыночных факторов. Кроме того, в рамках данного подхода не допускается установление целевых ориентиров динамики или уровня обменного курса национальной валюты. Так сейчас и происходит в Украине.

Полностью отказаться от участия в процессе курсообразования в рамках таргетирования инфляции могут позволить себе главным образом страны с развитой финансовой системой и экономикой в целом. Таковых, по данным МВФ, сейчас 11 (Австралия, Канада, Чили, Чехия, Израиль, Япония, Мексика, Норвегия, Польша, Швеция и Великобритания). Всего же в настоящее время около 30 стран таргетируют инфляцию.

Большинство стран ввели инфляционное таргетирование, когда уровень инфляции у них уже был низким. Происходит так потому, что в условиях высокой и волатильной инфляции сложно ее прогнозировать и достигать целевого уровня. Кроме того, центральные банки рискуют утратой доверия, если им не удается достичь установленного уровня инфляции. Но опыт Израиля и Гватемалы показывает, что таргетирование инфляции можно эффективно применять и в качестве антиинфляционной стратегии.

Чаще всего инфляционный уровень устанавливается совместно правительством и центробанком. В трети стран его устанавливает центральный банк, а в Норвегии, ЮАР и Великобритании – правительство.

Недостатки политики

После кризиса 2008-2009 гг. политика инфляционного таргетирования стала менее привлекательной в мировом масштабе. Оказалось, что она — не лучший путь к процветанию экономики. Дело в том, что даже если конкретная количественная цель была разумной в тот момент, когда ее поставили, то последующие непредвиденные события зачастую делают ее серьезным препятствием для работы регулятора. Монетарные власти сталкиваются с трудным выбором: нарушить заявленные цели — что подорвет доверие к ним, либо проводить слишком жесткую или слишком мягкую политику, что причинит ущерб экономике.

Но перед таким выбором центробанки оказываются только в том случае, если стремятся лишь контролировать инфляцию, отказываясь принимать на себя обязательства по содействию экономическому росту, т.е. реализуя в чистом виде так называемый неолиберальный подход к своей работе, появившийся в рекомендациях международных финансовых организаций.

Между тем, центробанки большинства развитых и развивающихся стран выполняли и продолжают выполнять роль ключевых агентов экономического развития. Они проводят политику, согласованную с целями государства, и наделены так называемым двойным мандатом, который означает, что центробанк отвечает не только за поддержание ценовой стабильности, но и за содействие экономическому росту. Например, в задачи ФРС США входит поддержание занятости, что фактически равнозначно содействию экономическому росту.

Планы и их реализация в Украине

Если исходить из буквы закона, то Нацбанк фактически наделен если и не двойным, то полуторным мандатом, т.к. в ст.6 Закона "О Национальном банке Украины" говорится, что НБУ способствует соблюдению устойчивых темпов экономического роста и поддерживает экономическую политику Кабмина при условии, что это не препятствует достижению обеспечения стабильности гривни и поддержания ценовой стабильности в государстве.

Более того, в ст. 7 того же закона в июне этого года изменена редакция п.16, теперь одна из функций НБУ определяется так: "анализирует и прогнозирует динамику макроэкономических, денежно-кредитных, валютных и финансовых показателей, в том числе составляет платежный баланс". То есть, наверное, и вопросы о курсовых прогнозах теперь руководителям НБУ можно задавать?

Переход к новой стратегии НБУ зафиксирован в его постановлении №541 от 18.08.2015 "Об основных принципах денежно-кредитной политики на 2016-2020 гг.". В нем говорится, что низкая и стабильная инфляция – один из основных вкладов в стабильный экономический рост, который может быть обеспечен Нацбанком. Перейти к инфляционному таргетированию планируется до конца 2016 г.

Краткосрочные целевые показатели для годового изменения индекса потребительских цен определены следующие:

  • декабрь 2016 г. – 12% (диапазон 9-15%);
  • декабрь 2017 г. – 8% (6-10%);
  • декабрь 2018 г. – 6% (4-8%);
  • декабрь 2019 г. и далее – 5% (4-6%).

Отметим, что в большинстве стран целевой уровень инфляции сейчас определен в 2%.

НБУ планирует достичь установленной среднесрочной цели по инфляции, прежде всего, путем корректировки ключевой процентной ставки. В зависимости от дефицита или профицита банковский системы ключевая ставка будет или ставкой по операциям по предоставлению ликвидности (например, рефинансирования), или по операциям по стерилизации (например, проведение тендеров по размещению депозитных сертификатов Нацбанка). Такие операции будут проводиться по заранее установленной цене. Ключевая процентная ставка будет дополняться коридором процентных ставок по кредитным и депозитным операциям овернайт.

В постановлении определены и дополнительные инструменты для достижения целевых показателей инфляции. Документ также предусматривает использование обязательного резервирования для усиления влияния изменения ключевой процентной ставки на процентные ставки на межбанковском рынке. Но НБУ отмечает, со временем он будет отказываться от использования этого инструмента.

Нацбанк также будет осуществлять интервенции на валютном рынке для наращивания международных резервов, сглаживания колебаний валютного курса, а также для поддержки ключевой процентной ставки.

При этом количественные показатели обменного курса устанавливаться не будут.