Нерастаможенное авто: аргументы для ГАИ и суда

1 июня 2012, 11:50
В законодательстве есть брешь, которую украинцы используют для того, чтобы ездить на нерастаможенных авто.

ГАИ. Забирает машины, особо в законодательство не вникая

Читайте часть 1. Как гражданину Украины ездить на нерастаможенной иномарке, не нарушая законы

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИНСПЕКТОРОВ ГАИ

Реклама

И все-таки, что делать, если вы едете за рулем автомобиля, принадлежащего иностранцу, а вас остановил инспектор ГАИ (пусть даже и за нарушения ПДД) и требует доказательств того, что автомобиль растаможен, а иначе грозит штрафплощадкой?

Во-первых, сошлитесь на ст. 16 ЗУ "О дорожном движении" и Правила дорожного движения, где указан исчерпывающий перечень документов, которые имеет право проверять сотрудник ГАИ: водительские права, свидетельство о регистрации транспортного средства (неважно — украинское или иностранное, а также то, кто там указан в качестве собственника) и страховой полис гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (либо сертификат "Зеленая карта").

Учитывая, что сам по себе факт нахождения за рулем не свидетельствует о том, что транспортное средство передано "во владение или пользование" этому водителю, никаких законов вы не нарушаете. Главное, чтобы автомобиль не был в розыске и не были перебиты номера. Напомните инспектору, что превышение служебных полномочий карается ст. 365 Уголовного Кодекса — от двух до 10 лет лишения свободы.

Реклама

ССЫЛАЙТЕСЬ В СУДЕ НА КОНВЕНЦИЮ

В едином реестре судебных решений мы нашли несколько случаев, когда суды принимали решения о конфискации автомобилей, оформленных как временный ввоз нерезидентом, но за рулем которых сидел водитель-украинец. Основание для конфискации — ст. 336 Таможенного кодекса Украины, которая предусматривает ответственность за осуществление операций с транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а именно — пользование и распоряжение ими без разрешения таможенного органа.

Реклама

Хотя водители-украинцы и аргументировали свою позицию тем, что им передали автомобиль только для управления, а не для использования, судьи особо в эти тонкости не вникали. По словам одного из водителей, пострадавших от такого решения суда, заседание продолжалось не более 3 минут, а судья лишь посмеялся над аргументами.

Поэтому советуем обратить внимание суда на Международную конвенцию "О временном ввозе", к которой Украина присоединилась в 2004 году. Согласно этому документу, "частные транспортные средства могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза".

При этом в ч. 2 ст. 19 ЗУ "О международных договорах" от 29 июня 2004 года сказано: "Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора". То есть о нарушении таможенных правил в этом случае речи идти быть не может. Но все зависит от судьи — риск остаться без машины все равно существует.