Нефтяные итоги: как лихорадило цены на черное золото в 2017 году

29 декабря 2017, 16:37
Сделка ОПЕК и союзников не привела к ожидаемому эффекту, но рынку помогли другие факторы

Фото: AFP

Прошел ровно год с начала действия историческойсделки стран ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи для того, чтобы ликвидировать перенасыщение рынка и поднять цены на нефть. Формально успех сделки очевиден – цены за год выросли на 18%, запасы нефти снижаются. Однако рост цены обеспечен, в основном, другими факторами, и с момента объявления о сделке до принятия решения о ее продлении на 2018 год цена не изменилась, а цель по уровню запасов нефти достигнута чуть меньше, чем наполовину.

Участники сделки ОПЕК+ уверяют, что без соглашения цена болталась бы на уровнях 25-30 долларов за баррель. В результате страны-участники соглашения уступают свою долю рынка другим производителям, но бюджеты зависимых от нефти стран исправно наполняются. Сделка продлена еще на год, но ее успех снова не воспринимается как очевидный.

Реклама

Как это было в 2017-м: сделка ОПЕК+ и последствия

Пока Россия искала новые источники нефти, уходя вглубь, на восток и на шельф, "сланцевая революция" совершила прорыв и превратила крупнейшего потребителя нефти в мире – США – в одного из крупнейших производителей. В результате США смогли, если исходить из их собственной статистики, не только догнать, но и обогнать Россию и Саудовскую Аравию по объемам добычи нефти и конденсата. Кроме того, с Ирана, обладающего существенными запасами нефти, были снятые "ядерные" санкции.

В итоге рынок оказался перенасыщен нефтью, и с середины 2014 года цены на "черное золото" спикировали с отметок выше 100 до 50 долларов за баррель. Россия и ОПЕК в лице ее лидера – Саудовской Аравии – решили прибегнуть к методу 15-летней давности и совместно ограничить добычу. Путь к новому соглашению был тернист, но отметка в 28 долларов за баррель в начале 2016 года заставила конкурентов превратиться в союзников.

Правда, за год договоренности чуть не сорвались, но в конце 2016 года 13 стран из числа ОПЕК и 11 стран, не входящих в картель, сумели установить для себя ограничения – предварительно резко нарастив добычу, выбрали точкой отсчета октябрь 2016 года, от которого было решено снижаться – на 1,8 млн б/с. Срок снижения нефтедобычи был установлен в полгода, цель – убрать с рынка излишек нефтяных запасов, которые превышали на тот момент средний пятилетний уровень примерно на 300-350 млн баррелей.

Реклама

Цены воодушевились и совершили уверенный прыжок с уровней в 47 до 55 долларов за баррель. Но такая цена понравилась и нефтяникам США, рентабельность добычи которых также балансировала на уровне 50-55 долларов за баррель, и они увеличили производство нефти из сланцевых пород.

Эксперты заговорили, что усилия участников соглашения ОПЕК+ нивелируются ростом добычи нефти в США, договариваться с которыми об ограничении производства нереально. Все участники рынка пришли к выводу, что ввиду перенасыщения рынка нефтью на фоне падения спроса возвращение к цене в 100 долларов за баррель – долгосрочная перспектива, и надо учиться работать при цене, вдвое меньшей.

С начала действия соглашения запасы то снижались, то вновь отрастали. Если, по данным ОПЕК, на конец октября 2016 года они превышали средний 5-летний уровень на 300 млн баррелей (данные публикуются с двухмесячным лагом, то есть этой информацией ОПЕК обладала в декабре), то к маю 2017 года запасы показали снижение лишь на 30-40 млн баррелей.

Реклама

Участники сделки поддерживали рынок вербальными интервенциями, обещая продлить ее в случае необходимости. Одновременно весной на мировом рынке в полной мере проявились геополитические риски – разразившийся политический и экономический кризис в Венесуэле грозил сокращением поставок нефти из этой страны, а расторжение рядом стран дипломатических отношений с Катаром дало повод заподозрить возможный выход страны из соглашения и его развал. Также рост цен подстегивали удары США по Сирии и остановка добычи нефти на крупнейшем месторождении Ливии.

В апреле цена ушла вниз – меньше 50 долларов за баррель, то есть до уровня ноября 2016 года – предшествующего заключению исторической сделки. Как отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА), цены упали из-за роста нефтедобычи в США, отсутствия признаков снижения мировых запасов и увеличению позиций трейдеров, играющих на понижение.

Цены на нефть Brent в 2017 году:

В середине мае 2017 года главы Минэнерго России и Саудовской Аравии Александр Новак и Халид аль-Фалих приняли подписали совместное заявление, предлагающее продлить действие соглашение о сокращении добычи до 31 марта 2018 года. Формально вопрос был утвержден в конце мая на очередной конференции ОПЕК. Котировки снова поползли вверх.

Но в июле "свинью" подложили участники ОПЕК, не участвующие в сделке – Ливия и Нигерия, которые стали резко восстанавливать производство нефти по мере разрешения военных конфликтов, уронив цену снова до 45 долларов за баррель. Представители этих стран были вызваны на заседание министерского комитета по мониторингу выполнения сделки.

Росла добыча нефти и в США, а некоторые участники соглашения упорно не соблюдали свои квоты, в то время как Саудовская Аравия перестала слишком усердствовать в ограничениях на фоне сезонного роста внутреннего потребления нефти. "Двоечники" оправдывались тем, что они все исполняют, а виноваты некорректные данные "вторичных источников".

В августе мировой спрос на нефть начал уверенный рост, который затем был поддержан шквалом ураганов на побережье США, где сосредоточены НПЗ и добывающие мощности. Кроме того, продолжала падать добыча нефти в Венесуэле, где кризис развернулся в полную силу и обострился санкциями США. Нефть начала поступательный подъем с уровней 50 до 55 долларов за баррель. Но "на носу" была очередная конференция ОПЕК, назначенная на 30 ноября, и рынок снова начало лихорадить от слухов, что соглашение может быть продлено. К участникам сделки пришло и понимание, что регулировать рынок надо без оглядки на сланцевую нефть США и надеяться на рост спроса.

Под конец года цены продемонстрировали резкий скачок выше 65 долларов за баррель, но соглашение ОПЕК+ не имело к этому никакого отношения – прорвался нефтепровод Forties из британского сектора Северного моря, а позднее был взорван нефтепровод в Ливии.

"Год обнаружил несколько новых очень серьезных сдвигов в структуре поведения рынка и позиционировании инвесторов. В некоторых случаях всплески не отражали фундаментальных факторов – они готовят нас к более сильным колебаниям позднее" – считает глава исследований энергорынков в Barclays PLC Майкл Коэн.

Прогнозы на 2018 год

Рынок расходится в оценках, будут ли убраны с рынка излишки нефтяных запасов в 2018 году.

"Продление соглашения, наряду с ростом мирового спроса на нефть, должно поддержать цены на нефть в 2018 году. Тем временем, сохраняющийся рост объемов и восстановление позиций американской сланцевой истории – ключевые препятствия для цен на нефть в следующем году", – считают в "Атоне".

Нефтяной рынок не обязательно в 2018 году станет счастливым для тех, кто хотел бы видеть его более дефицитным, считает МЭА, отмечая, что в 2018 году "общий рост поставок может превысить рост спроса".

"В действительности в первой половине года может быть избыток в 200 тыс. б/с перед переходом к дефициту в 200 тыс. б/с во второй половине", – пишет агентство, отмечая, что в конце года рынок может сбалансироваться.

Однако рост производства "черного золота" запланирован также в Бразилии, Канаде, Великобритании и Казахстане, а нефтепровод Forties будет починен в начале января.

Аналитик Sberbank CIB Михаил Шейбе подчеркивает, что половина крупных международных аналитиков, таких как МЭА и Wood Mackenzie прогнозируют профицит на протяжении всех четырех кварталов, ожидая, что запасы, несмотря на продление сделки ОПЕК, могут расти.

"В противовес этому, есть опековское личное мнение, что спрос будет расти более высокими темпами. Агентства прогнозируют, что спрос вырастет год к году на 1,3 млн б/с, а ОПЕК прогнозирует, что спрос вырастет на 1,5 млн б/с. Следовательно, они (ОПЕК) видят, что в третьем и четвертом квартале будет дефицит", – сказал он.