Наше It-будущее: куда пойти работать, чтобы быть успешным

8 апреля 2018, 01:42
В каком направлении лучше думать айтишникам: будущее — за виртуальной реальностью, блокчейном и играми

Светлые головы. На разработку несложного приложения нужно минимум 2—4 месяца работы и 5000 долларов

Рынок IT-услуг так обширен, что в нем легко затеряться и потратить уйму усилий и немало средств на убыточное дело. Ведь минимальная стоимость разработки несложного приложения, по словам Владимира Бондаренко из компании Mauris, занимающейся разработками ІТ-решений,  — около $5000, и минимум 2—4 месяца работы. Причем, чтобы отбить эти затраты, нужно вложить в продвижение продукта в два раза больше, чем в саму разработку (доказанное правило). И все равно только после этого вы узнаете, была ли идея удачна: окупиться проект, по словам Владимира, может как через неделю, так и никогда.

С помощью экспертов мы выделили несколько наиболее перспективных направлений, над которыми сегодня есть смысл потеть ради заработка или будущих дивидендов. Так, например, по словам Бориса Траяна, руководителя платформы na-starte.com, настоящий бум на рынке IT сделали криптовалюты и блокчейн. Очень много украинских разработчиков уже сотрудничают с проектами этого направления, развивают свои стартапы на блокчейне в составе международных команд. Вот где водятся большие инвесторские деньги!

Реклама

Задача №1: данные — в "одно окно"

Чаще всего на модерацию na-starte.com приходят соцпроекты — направленные на то, чтобы сделать удобным пользование госреестрами, упростить общение правительства и пользователя, рассказывает Траян. Нередко сегодня, чтобы решить какой-то формальный вопрос, запатентовать свой стартап, зарегистрировать ТМ или получить лицензию, нужно пройти семь кругов ада (не менее 15—20 инстанций). Финтех-стартапы работают над тем, чтобы такие процедуры решались по схеме "одно окно".

"Но государству надо подсунуть уже готовое решение, а не голую идею. Например, как использовать чат-бот, чтобы в одном окне получить данные о судимости человека, зная лишь его ФИО, — объясняет руководитель стартап-платформы. — Это ведь open data, общедоступная информация. Но зачастую, чтобы такую добыть, надо перелопатить 5—10 сайтов, по которым они разбросаны. Задача разработчиков — удобно аккумулировать данные".

Надо понимать: проекты на пересечении социалки и инноваций не принесут большой прибыли в короткий срок. Но со временем, когда работа в этом направлении станет очень востребована, первопроходцев будут приглашать на аналогичные разработки раньше всех, а нынешние проекты послужат хорошим портфолио. В том, что будущее за системами вроде Prozorro, сомнений нет: в Европе "open data"-революция свершилась еще 5—7 лет назад, и Украина уверенно идет тем же путем. И заказчики из Западной Европы с удовольствием покупают финтех- и легалтех-разработки украин­цев, чтобы усовершенствовать свои ресурсы.

Реклама

Проблема. Чтобы решить какой-то вопрос, нужна кипа бумаг

Не по-детски: игры приносят 80% прибыли

Компания Mauris, помимо разработок, занимается аналитикой и собирает собственную статистику. Согласно ее данным, за 2017 год 80% прибыли на рынке мобильных приложений досталось мобильным играм.

"С чисто финансовой стороны, намного выгоднее заниматься созданием простой мобильной игры, чем разрабатывать "серьезное" приложение, — делится наблюдениями Владимир Бондаренко, сооснователь компании. — Начинающему стартаперу есть смысл браться за максимально простую игру с простой механикой, которая завлекает игрока надолго".

Суть игры должна сводиться к тому, что в нужный момент пользователю надо всего лишь провести по экрану пальцем или зажать комбинацию, чтобы получить результат. Обычно такие игрушки отнимают 1—2 месяца работы, на них можно протестировать свои навыки и проверить, насколько востребована идея. Вариант хорош тем, что объем работ невелик, а плоды видите быстро — и, отметив ошибки первого проекта, лучше реализуете второй и третий. Это удобнее, чем трудиться над игрушкой 2 года, непрерывно в нее вкладывая: простой продукт позволить быстро отбить деньги рекламой и встроенными платежами.

Реклама

"На гребне популярности сегодня сюжеты, где можно выстроить свой город, а потом воевать с другими поселениями, или пошаговые сражения между разными сторонами", — приводит пример Бондаренко.

Именно такие игрушки в наше время зарабатывают больше всего во всем мире. Но это задачи для мастодонтов рынка: украинские компании в разработку крупных игр вкладывают не менее 300 000 долларов. Начинающему разработчику лучше потратить месяца полтора на реализацию проекта помельче, но с изюминкой. Например — игру в паркур: главный герой от первого лица передвигается по стенам, и в определенный момент нужно управлять им свайпом (проведя пальцем по экрану).

"Ее разработка заняла 2 месяца, и за короткий срок ее скачали более 1 млн человек, — рассказывает Владимир. — Простая графика и идея, но затягивает игрока. И разработчики на одной только видеорекламе быстро отбили затраты".

Есть еще один прием — милый персонаж, которым хочется любоваться. Очень удачной была мысль создать симпатичного котика, который слушает, что говорит пользователь, и забавно повторяет это. Такие вещи очень умиляют людей. А реализация проекта простейшая: речь записывается на диктофон, прогоняется через фильтр — и готово! А разработчики на этом приложении раскрутились так, что открыли уже крупную компанию и выпускают десятки приложений в год. И непременно  — управление на уровне одного клика или свайпа (2—3 элементов).

Тренд. Самой большой популярностью пользуются игры, где строят города и сражаются

Поисковик в одном смарт-"флаконе"

53% пользователей Украины пользуются чаще сервисами с помощью приложений в телефоне, чем сайтов.

"Поэтому любой смарт-сервис, умеющий собирать информацию и представлять ее в удобном для пользователя виде, будет востребован", — уверен Бондаренко.

Например, подборка всех кинотеатров в округе или фильмов, которые покажут в определенное время. Или список аптек с ценами лекарства, которое вам нужно купить... Словом, информационные агрегаторы любой тематики в фаворе.

Главный принцип — чем проще, тем лучше. Пользователь любит, чтобы ему разложили по полочкам, но ленится вникать в непонятное, поэтому сложный сервис надо максимально упрощать. Ему нужна кнопка, при нажатии которой задача решается. Для стартапера это выгодно: не надо ввязываться в сложный многофункциональный проект, можно сконцентрироваться на узкой проблеме, опубликовать, собрать отзывы и быстро оценить эффективность.

Старый добрый сайт

"Компании думают о собственном веб-сайте задолго до того, как запускаются", — говорит Владимир Бондаренко.

Поэтому написание сайтов все еще актуально и перспективно. Можно предлагать качественный продукт клиентам, а можно создавать свои информационные площадки: если раньше был спрос на скороспеющий низкосортный контент, то сегодня аудитория ценит контент высшего класса. А хороший сайт быстро научится зарабатывать на рекламе и через партнеров, размещающих информацию на вашем ресурсе.

Не забывайте: популярнейшая соцсеть Facebook анонсировала перестройку пользовательских лент, а в ВКонтакте для широких масс более недоступна. Раньше многие мини-предприятия вроде спортзалов, частных детсадов и маникюрных салонов обходились без сайтов, делая ставку на группы в соцсетях. Но как только соцсеть изменит алгоритм работы лент и вес групп в них уменьшится в пользу личных профилей, эффективность рекламы и самопрезентации через Facebook упадет. Чтобы компанию в нем видели, придется платить деньги. Уж лучше сделать собственный сайт.

Создание сайтов актуально

Полное погружение в виртуальный мир

Без сомнения, активно развиваться в ближайшие годы будет еще одно IT-развлечение — виртуальная реальность.

"Уже более 10 украинских компаний представляют свои услуги на этом рынке — создают контент и игрушки. В Украине же находится и одна из трех компаний мирового уровня, разрабатывающая виртуальные квесты", — рассказывает Бондаренко.

В этой нише хорошо работать, потому что конкуренция пока низка, и новые игры появляются раз в неделю, тогда как обычные — до десятка в день. А когда рынок взлетит — те, кто уже сегодня демонстрирует свои продукты, будут на наивысших позициях. Пока что стоимость комплекта для игры достаточно высока — 800—2500 долларов. Для личного пользования мало кто может себе позволить, но в клуб сходить можно (в Украине есть несколько). На сегодня продано около 4 млн спецустройств, и с каждым годом продажи растут на 50—70%. А когда снизится стоимость технологии, случится резкий скачок аудитории, продажи рванут (цена упадет до 300—400 долларов) — и для разработок, уже находящихся в каталоге игр, настанет звездный час.

Виртуальная реальность — это когда надеваете шлем, берете в руки джойстики и получаете эффект полного присутствия на игровой поляне, а сами вы — орк с луком и стрелами в руках. Если играть в американские горки, то ощущения так реалистичны, что вестибулярный аппарат может не выдержать и человек может упасть — так силен диссонанс между тем, что происходит с телом и в мозгу. У игр такого плана огромный потенциал, за ними будущее: пользователи ищут все более острых ощущений. Где еще можно почувствовать себя гладиатором в окружении голодных львов и получить мощный выброс адреналина, не уезжая при этом из родной страны? Поэтому разработчики, которые хотят в скором времени снять сливки со своих проектов, должны сконцентрироваться на том, чтобы игрок все глубже погружался в атмосферу. Виртуалка будет развиваться параллельно с кинотеатрами 7D, в которых зритель ощущает и запахи, и брызги воды и даже сиденье дергается по сценарию.

Интерактивные новеллы и фильмотеки

Что нужно современному пользователю, отчетливо видно по уже запущенным продуктам. Так, очень хорошо пошло приложение для сети клиник, которое планирует в будущем объединить множество других больниц. Оно позволяет общаться с лечащим врачом, обмениваться меддокументами и сохранять историю болезни в личном кабинете. Это электронная карта больного, которая заменяет обычную медкнижку и регистратуру тоже. А поскольку мессенджеры сегодня сверхпопулярны, чат с врачами через них — очень удачная идея.

Также пришлась по душе пользователям мысль собрать все киносимпатии украинцев в одном приложении. Вы можете выбирать, что по душе, по заданным критериям в каталоге, отмечать, что понравилось, что не одобряете и блокируете, и система автоматически подберет, что предложить вам на будущее.

Еще более амбициозный проект — литературный. По статистике, продажи печатных книг за последние два года упали минимум в два раза, а рынок электронных наблюдает небольшой, но прирост (+3% за 2017 год). Новое мобильное приложение, по идее разработчиков, должно стимулировать чтение и увеличить заработки писателей. Схема проста: писатель пишет рассказ, айтишники его визуализируют, добавляют игровые моменты (бои, миссии) и подают книжку как виртуальную новеллу, где героев надо довести до конца истории в интерактивном формате. Сейчас приложение в стадии тестирования, но в будущем оно может превратиться в платформу для многих авторов.

Всегда в чести изобретения, и помимо мира гаджетов, облегчающие жизнь. Так, украинская команда стартаперов, по словам Траяна, придумала систему, которая позволяет хозяевам через камеру контролировать поведение домашних животных или общаться с любимчиками, сидя на работе.

"В США эта новинка стала бомбой и опередила даже проект Илона Маска по доходам за определенный период! Только такие разработки не столько Украину интересуют, как развитые страны. На Западе "собачьи" камеры оказались очень востребованны, а в Украине идея совершенно не зашла", — рассказывает Траян.

Другие умельцы создали устройство крепления лампочки к люстре на магните. Больше не существует проблемы застрявшего цоколя в патроне: потянул на себя — и лампочка отсоединилась.