МВФ стал кредитором, советчиком и "злым полицейским" для НБУ – зам Гонтаревой

1 декабря 2015, 16:52
Главные задачи НБУ – поддержание ценовой и финансовой стабильности, а также содействие устойчивым темпам экономического роста

Дмитрий Сологуб. Фото из Facebook

Международный валютный фонд для Национального банка Украины играет роль кредитора последней инстанции, советчика и "злого полицейского".

Об этом заявил заместитель Главы Национального банка Украины  Дмитрий Сологуб во время дискуссии о том, нужна ли Украине собственная макроэкономическая стратегия, состоявшейся в понедельник в Украинском кризисном медиа-центре. 

Реклама

"Если мы говорим о том, какую роль должен играть МВФ, для нас как для Национального банка – в сотрудничестве с МВФ мы видим три роли. Первая и самая важная – это кредитор последней инстанции. Потому что, к сожалению, без денег МВФ сложно альтернативу какую-то найти, учитывая все риски и дисбалансы, которые в украинской экономике, во-первых, были накоплены, во-вторых, были усилены конфликтов на Донбассе и изменением во внешней торговле страны, когда экспорт в Россию практически под запретом оказался. Вторая роль – советчика, потому что накоплена в фонде достаточно большая экспертиза многонациональная, то есть как все это происходило в разных странах. В Национальном банке произошло достаточно много изменений, не так много исторической памяти, поэтому действительно есть такие моменты, когда нужно прибегнуть к внешней помощи. Наверное, самый яркий пример, который можно привести, – это стресс-тестирование банковской системы, которое в этом году впервые было сделано самим Центральным банком. И тут помощь МВФ и Мирового банка была достаточно неоценима. И третье – стреноживатель. Иногда в наших переговорах МВФ играет роль злого полицейского и говорит: "Нет, так делать нельзя, потому что там-то и там-то обожглись уже на этом". Но это такая двусторонняя дискуссия. Она достаточно открытая. Мы раньше этого никогда не делали, в то время, как у МВФ уже накоплена экспертиза. Мы подробно обсуждаем и меморандум о финансовой и экономической политике, и другие наши документы как раз для того, чтобы найти приемлемый баланс интересов. Это не программа МВФ – это программа украинского правительства. И поэтому под ней стоят подписи основных политиков. Потому что из-под палки заставить что-то делать, как показывали примеры предыдущих программ МВФ в Украине, нереально – в результате ничего не получится", – сказал он.

Говоря о заданиях НБУ, Дмитрий Сологуб отметил поддержание ценовой стабильности, финансовой стабильности и содействие устойчивым темпам экономического роста, если это не противоречит первым двум целям.

"Что касается ценовой стабильности, мы уже декларировали, что мы будем постепенно переходить к режиму инфляционного таргетирования и рассчитываем в следующем году достаточно серьезно снизить инфляцию. Соответственно, наша монетарная политика будет направлена на эти цели. Тут, конечно, может возникнуть вопрос, а как же с устойчивым экономическим ростом, потому что можно сказать, что высокие процентные ставки и валютные ограничения – они мешают бизнесу. Проблема только в том, что есть понятие времени. Мне кажется, для того, чтобы в стране действительно наступило устойчивое экономическое развитие, должны быть выполнены два основных условия. Первое условия – это макроэкономическая и финансовая стабильность, а второе условие – это создание нормального бизнес-инвестиционного климата", – сказал он.

Реклама

При этом Дмитрий Сологуб пояснил, что, например, отмена валютных ограничений не обязательно приведет к росту инвестиций.

"Я уже с инвесторами проводил разговор по поводу того, что "давайте мы все отменим из валютных ограничений и в стране все останется так же, как есть на данный момент, – скажите, кто готов в два раза больше увеличить эксплоужер в Украину на инвестиции?" К сожалению, никто не соглашается. Негативный эффект от ограничений мы видим – и он будет, потому что все хотят сначала проверить, действительно ли можно теперь делать то, что нельзя было делать раньше. Когда-то, наверное, будет и положительный эффект. Учитывая текущую макроэкономическую ситуацию, не факт, что стабильность макроэкономическая полностью будет сохранена", – сказал он.

По мнению Дмитрий Сологуба, то же касается и процентных ставок.

Реклама

"Проблема с кредитованием в банковской системе – она структурная. Она не связана с ценовым фактором. Она связана с одной стороны с низкой капитализацией банковской системы, а с другой стороны – с уровнем спроса на кредитные ресурсы. Поэтому в этой ситуации на данный момент мы все-таки рассчитываем что то, что находится в нашей сфере, а именно первая макроэкономическая финансовая стабильность, требует еще усилий, которые не позволяют перейти к таким активным, я бы даже сказал агрессивным, действиям что касается процентных ставок или что касается административных ограничений. Но мы безусловно этот процесс оцениваем практически каждый день, в том числе с нашими коллегами из МВФ, и ситуацию – каждый день собираемся, пересматриваем и стараемся идти в этом направлении, продолжая именно с тех ограничений, которые наиболее губительны для притока прямых иностранных инвестиций", – сказал заместитель Валерии Гонтаревой. 

Говоря о финансовой стабильности как одной из основных функций Национального банка, он пояснил, что задача НБУ направлена, в первую очередь, на очищение банковской системы, сколько бы это ни стоило.

"Потому что даже та же ценовая стабильность, тот же режим введения инфляционного таргетирования требует нормально работающей банковской системы. Чтобы вот этот механизм монетарной трансмиссии, когда действия Центрального банка влияют на ситуацию на рынке, влияют на процентные ставки в экономике, – для этого требуется, чтобы была нормально работающая банковская система", – заключил он.

Напомним, миссия МВФ находилась в Киеве 12-20 ноября для проведения дискуссий в рамках второго пересмотра выполнения программы EFF. После визита в Фонде заявили об углублении взаимопонимания с властями Украины и ждут принятия бюджета и налоговой реформы в рамках этой программы.

Открытая в марте этого года четырехлетняя программа EFF общим объемом SDR12,348 млрд (около $17,04 млрд по текущему курсу) с первым траншем в $5 млрд предполагала ежеквартальный пересмотр программы, выделение в 2015 году еще трех траншей по SDR1,18 млрд (около $1,63 млрд) и уменьшение квартальных траншей в 2016-2018 годах до SDR0,44 млрд ($0,61 млрд).