Мир переходит на электромобили: когда Украина откажется от машин на бензине

3 августа 2017, 07:10
Все больше стран заявляют, что полностью откажутся от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания

В Украине осенью могут принять закон, который сделает электрокары дешевле на 20%. Фото: electrical-cars.net

В Украине бум электромобилей. По темпам роста количества электрокаров страна на пятом месте в мире. Однако по общему количеству машин мы пасем задних – в Украине более 3000 "зеленых" автомобилей, в Норвегии – 137 тысяч. И пока украинцы догоняют европейские страны, они готовятся отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Когда Украина сможет перейти на электромобили, узнавал сайт "Сегодня".

За 10-25 лет мир откажется от машин на бензине и дизеле

Страны Европы, Китай и Индия заявили, что откажутся от продаж автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Это делается, чтобы снизить выбросы в воздух и зависимость от нефтепродуктов. Сейчас эти страны стимулируют своих граждан покупать электромобили, выдавая гранты и снижая налоги. А через 10-20 лет они планируют запретить продажу авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Реклама

Последними об отказе от автомобилей на бензине и дизеле заявили Франция и Великобритания. Они планируют перейти на электрокары к 2040 году. В Соединенном Королевстве из всего числа машин пока 5% электрокаров. Чтобы увеличить количество "зеленых" авто, правительство предоставляет британцам грант на покупку электромобиля в 35% от стоимости машины и освобождает от налога на собственность. Во Франции электрокаров больше 100 тыс., или 1,2% всего рынка. Покупателям "зеленых" авто правительство компенсирует 10 тысяч евро.

Ранее о переходе на электрокары также заявили Индия, Нидерланды, Германия, Норвегия и Китай.

Стремление перейти на электромобили в Индии объясняют высоким уровнем загрязнения воздуха. По данным Greenpeace, в стране из-за выбросов ежегодно умирают 2,3 млн человек. Индия планирует запретить продажу новых авто на бензине и дизеле к 2030 году. Правительство намерено субсидировать покупку электрокаров два-три года, пока машины не станут доступными.

Реклама

В Норвегии каждый третий автомобиль электрический. Фото: hyser.com.ua

Нидерланды перейдут на электрокары к 2025 году. Вместо правительства людей стимулируют покупать электромобили местные власти. Покупателя электрокара освобождают от налога на регистрацию и налога на собственность.

Реклама

Германия и вовсе предлагает ЕС узаконить запрет на уровне Союза с 2030-го. Пока страна ввела стимулы для покупки электрокаров: освобождение на 10 лет от налога на собственность, грант на покупку "зеленой" машины в 4000 евро и низкие проценты по кредиту.

По весу электрокаров в мире лидирует Норвегия . Каждый третий автомобиль в стране – электрический. Экологические авто здесь не облагаются 25% НДС и налогом на автомобиль, также собственник электромобиля платит сниженный дорожный сбор.  В 2025 году Норвегия максимально повысит ограничение выбросов углекислого газа автомобилями до 0%, тем самым запретит авто с ДВС.

Автопроизводители из-за постоянного ужесточения экологических требований к автомобилям с ДВС сами начали ориентироваться на производство гибридных и электромобилей. Например, Volvo объявила, что к 2019 году у всех новых автомобилей будет аккумулятор и электродвигатель. Mercedes, Audi и Volkswagen также не отстают в гонке по производству электрических автомобилей.

"Это экология и стратегическая оптимизация использования природных ресурсов. Тенденции таковы, что после объявления планов государствами главные автопроизводители Европы меняют курс на электротягу. И вспомним наше голосование в Верховной Раде, когда нежелание временно отменить НДС для электромобилей начали прикрывать интересами национального производителя. Вряд ли интересы немецкого автопрома менее важны, однако автогиганты уже включились в конкуренцию на рынке электромобилей. Вместе с тем крупные европейские города также закрывают свои улицы для дизельных автомобилей. Такие шаги являются частью экологической стратегии", – поясняет главный исполнительный директор Electrocars Александр Кравцов.

Электрокары станут дешевле автомобилей с ДВС уже через 10 лет, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance. Сейчас батарея составляет примерно половину стоимости электрокара. К 2030 году стоимость аккумулятора упадет примерно на 70%. Через восемь лет цены на "зеленые" авто будут на уровне машин на бензине и дизеле. В 2030-м электрокары будут на 10-20% дешевле и продолжат снижаться в цене. А к 2040 году больше 50% автомобилей на рынке новых авто будут электрическими, подсчитали аналитики.

По развитию электромобилей Украина обогнала соседние страны

Украина по темпам роста рынка электрокаров на пятом месте. Еще в 2012 году в стране было зарегистрировано всего семь электрических авто. Сегодня их больше трех тысяч. Например, в Беларуси зарегистрировано 27 электрокаров, в России – 920, в Молдове – 47. На пятое место Украины в рейтинге повлияла небольшая поддержка электрокаров государством. В конце 2015 года депутаты приняли законопроект №1674, который отменил ввозную пошлину на электромобили. Однако Украине есть куда стремиться. Министерство инфраструктуры планирует снизить стоимость электрокаров на 20%. Ведомство еще в начале года презентовало проект для стимуляции продаж "зеленых" авто в стране. Однако его до сих пор не приняли.

"Мы как раз на этапе, когда можем двигаться в темпе развитых стран, а можем застрять в раздумьях. Украина хорошо стартовала, отменив пошлины на электромобили с 1 января 2016 года, выведший в топ-5 стран по темпам развития рынка электромобилей, но уже полтора года никаких других шагов не делается", – добавляет Кравцов.

По проекту, в Украине до 2021 года предполагается освободить импортные электромобили от ряда налогов и сборов: НДС – 16,8%, сбора в Пенсионный фонд – 4,8% и акцизного сбора – 109 евро. Кроме того, в правительстве хотят сделать налоговую скидку автодилерам на налог на прибыль и возмещать часть стоимости авто покупателю. Для отечественных производителей электромобилей – отменить НДС и ввести льготную ставку налога на землю до 2028 года, сбор в Пенсионный фонд отменят только до 2021-го. Также планируют отменить пошлину на импорт комплектующих для электрокаров и установить отсрочку от уплаты НДС на полгода.

На сколько могут подешеветь электрокары в Украине

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, льготные условия для электрокаров привлекут в страну крупных автопроизводителей - ToyotaVolkswagen, Hyundai, Nissan и других.

Если парламент примет этот проект, тогда Украина сможет выйти на уровень Европы, считает Олег Назаренко, директор Всеукраинской автомобильной ассоциации дилеров и импортеров: "Если политическая воля будет, то мы ничем не отличаемся от европейских стран, которые сделали заявления об отказе от машин на ДВС. Если государство не будет делать дотаций и создавать условия для производства электрокаров, тогда мы никогда не достигнем того уровня".

  В разработке проекта по стимулированию продаж электромобилей принимал участие Tesla Club Ukraine. Сооснователь организации Назар Шимоне-Давида отмечает, что Верховная Рада должна принять закон уже осенью. Сейчас проект дорабатывается. В частности, пока не определено, какую сумму Украина сможет компенсировать покупателю электрокара.

"Развитие электрокаров можно усилить в Украине, но не остановить. Думаю, к 2040 году предложений автомобилей с ДВС не будет. Переход произойдет намного раньше, чем мы думаем. Еще пять лет назад мы не думали, что будем говорить об этом сегодня. Уже большинство автопроизводителей заявили, что через какое-то время перейдут на производство электрокаров. Те, кто этого не сделает, просто не выдержат конкуренции", – отмечает эксперт.

Главный исполнительный директор Electrocars Александр Кравцов отмечает, что Украина вполне может отказаться от продажи авто с ДВС в 2040 году вместе с Европой. Однако есть риски. Если в ближайшее время Министерство инфраструктуры не запустит комплексную программу, то мы окажемся далеко позади, несмотря на прогресс в последнее время. 

"Мы имеем неплохой старт, естественный рост рынка, интерес бизнеса и хорошие потенциальные возможности – все это в условиях мирового тренда электромобилей может дать неожиданно хороший результат. Кроме того, когда два года назад мы говорили, что электромобили – хороший вариант для городов-миллионников, то сегодня экспансия продвинулась на меньшие города. Уже не только Киев, Харьков или Одесса могут похвастаться электро-такси. Они есть уже в Днепродзержинске, например, а еще сколько их будет", – говорит Кравцов.

Вместе с количеством электрокаров в Украине появляется сеть для зарядки таких машин. Сегодня в Украине их больше 600. Они появляются не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах, райцентрах. На карте зарядных станций видно, что Украина по их количеству уже обогнала Беларусь, Болгарию, Румынию и Польшу.