Милиционеры и клерки таксуют после работы. Сколько можно получить

16 июля 2011, 09:00
На "Мерседесе" в удачный день можно заработать 800 гривен, на ВАЗе — 400.

Крутая тачка. На курортах с дорогой машиной на извозе можно и звезд после вечеринок подбирать. Фото М. Львовски

Продолжая серию публикаций о том как, где и на чем можно подзаработать крымчанину в курортный сезон, своим опытом поделились те, кто имеет машину и зарабатывает частным извозом. "Сегодня" выясняла, что лучше: поступить на службу в такси или самостоятельно искать клиентов.

"Человек с улицы, решивший заниматься частным извозом, вряд ли сможет получить хотя бы одного клиента на междугороднюю поездку, — рассказывает водитель с пятилетним стажем Владимир. — Ситуация такая: в основном, такие денежные заказы берут с автовокзала и аэропорта, откуда разъезжаются курортники и туристы. Подъехать и встать там с шашками не удастся. Там есть свои таксисты, которые работают годами. Вас сначала мягко попросят уехать, а если "не услышите" — могут разбить стекло или попинать машину. Вообще, сколько в городе фирм такси, но ни одна из них не дежурит возле ж/д вокзала. Да, в случае звонка клиента, конечно, забирают, но чтобы стоять там долго — такого нет. Если говорить о Симферополе, то город давно поделен. Есть свои точки у частных бомбил практически в каждом районе. Официальные таксисты туда не суются, а если и останавливаются, то ненадолго. В принципе, войти в этот бизнес самостоятельно — очень тяжело, лучше поступать в контору и годик-полтора покататься от них, освоить досконально город, набрать базу своих клиентов".

Реклама

С ДИСПЕТЧЕРОМ. У официального сотрудничества со службами такси есть свои плюсы — и прежде всего это какие-никакие гарантии безопасности: номер телефона клиента, заказавшего такси, остается у диспетчера, а вам скажут секретный пароль на случай опасности.

"Например, таксист взял пассажиров, поехал, а через какое-то время понимает, что это вовсе не клиенты, а обычные грабители, — рассказывает диспетчер Светлана. — Он просто включает рацию, говорит позывной и между делом — секретный пароль, например числовую комбинацию или обычное для непосвященного человека слово: "Звезда". Диспетчер знает: "звезда" — это сигнал о том, что клиенты не хотят платить, лезут в драку или стряслась другая беда. Тут же сообщает ближайшим машинам такси, что нужна помощь. Если водитель просто будет кричать в рацию, что его собираются ограбить, ему скорее всего дадут чем-то тяжелым по голове, бросят на заднее сиденье и укатят куда-нибудь — потом ищи-свищи. А так потенциальные преступники не знают, что помощь спешит. Таксисту самое главное — протянуть время". Но бомбилы-частники в такие средства защиты не верят. "Каждый, кто хочет работать в такси, должен уметь постоять за себя, — считает Николай, уже восемь лет промышляющий частным извозом. — Не бояться ехать в отдаленные районы ночью, но быть осторожным. А конторы только берут себе проценты за заказ, который поступил диспетчеру, и обещают заработок в 300—400 гривен в день. На самом деле выходит, в лучшем случае, гривен 200".

Реклама

ПРОЦЕНТ И УЛЫБКА. Каждый таксист, работающий на контору, платит фиксированную или процентную ставку от заказа, который ему предоставил диспетчер. "Все записывается и в конце дня или в конце каждой недели таксист платит эту сумму, — продолжает Николай. — Я тоже год отработал на хозяина, потом обзавелся своими клиентами и просто ушел от него. Кроме умения постоять за себя, главное, когда везешь клиента — это хорошее настроение. Знаете, сколько раз замечал, если ты злой или расстроенный, то никто не даст чаевых, а если веселый, то клиент платит сверху. Удивительно!" "Ничего удивительного тут нет, — объясняет психолог Татьяна Иванова. — Просто веселый, улыбчивый человек располагает клиента к себе, и тот, чтобы проявить симпатию, платит чаевые. Улыбка — это вообще закон успешного бизнеса. Будь то такси, продажа пирожков или заключение миллионного контракта".

Как рассказывают таксисты, еще клиента может расположить мягкая музыка и чистый салон.

"Вообще, если решили идти работать в такси, то должны понимать, что автомобиль — это не только ваше рабочее место, это ваше лицо, — объясняет директор фирмы такси Владимир. — Если человек, который работает на меня, этого не понимает, то в первый раз я ему объясняю, во второй штрафую на семьдесят гривен, а после третьего — отказываюсь сотрудничать. Если решили работать на себя, то это вообще должно быть золотое правило!".

Реклама

Частным извозчикам, кроме порядка в салоне, придется позаботиться и о поиске клиентов.

"Тут уж как повезет, — говорит Николай. — Пишите объявления на туристических форумах, знакомьтесь с людьми, которые сдают квартиры, они могут подкинуть клиента, напечатайте визитки с номером вашего мобильного. Если уже взяли пассажира, то довезите его, будь то пару кварталов или пару сотен километров так, чтобы он к вам вернулся. Предложите музыку на выбор! Это мало кто делает, но, скажу честно — это действует".

ВЕЧЕРАМИ ТАКСУЮТ КЛЕРКИ И МИЛИЦИОНЕРЫ

Поступить на службу в такси не так уж и просто. Корреспондент "Сегодня" для чистоты эксперимента попробовал.

"Необходим полный пакет документов на машину, техталон, страховка, потом вы пройдете собеседование с нашим директором и ваше авто осмотрит наш механик, — объясняет Людмила, одна из менеджеров симферопольского такси. — Необходимо купить рацию — можете у нас, стоит 700 гривен, или поищите на радиорынке, там есть подешевле. Если не знаете город досконально, то необходимо приобрести GPS-навигатор". В принципе, официальное сотрудничество с такси — один из оптимальных вариантов. Во-первых, вы заранее можете обговорить свое время работы и выезжать по вечерам, если в дневное время трудитесь в другом месте. "Очень многие ребята у меня так и работают, — говорит директор одной из фирм города Владимир. — Есть менеджеры, клерки и даже сотрудники милиции, которые после службы подзарабатывают себе на хлеб с маслом. Мы можем попросить выйти на работу в неоговоренное время, но если человек не может — никаких обид. К тому же, если оформиться в соответствии с законом, у вас не будет проблем с ГАИ". Кстати, по Закону Украины "Об автомобильном транспорте", перед каждым выездом автомобиль должен пройти техосмотр, а водитель — медицинский осмотр.