Михаил Фрейдлин: В Южной Корее практически без ископаемых ресурсов ВВП на душу населения вырос до $25000, а у нас — около $3000 на украинца

1 апреля 2015, 08:14
Кандидат экономических наук, эксперт по вопросам инновационной экономики рассказал, как, по его мнению, сформировать оптимальную модель развития Украины, что поможет разрешить конфликт и каким образом привлечь интеллектуалов к управлению страной

Михаил Фрейдлин

— Власть жалуется на кадровый голод, в то же время многие надежды украинцев связаны с гражданским обществом. Как обеспечить возможность украинским интеллектуалам влиять на работу государственной власти?

— Мощь государства создается интеллектом гражданского общества и тягой людей в созиданию. В сильных странах работают социальные лифты для лучших представителей общества. В слабых странах, наоборот, наверх всплывает эгоизм и непорядочность. Посмотрите, как далеко шагнули в своем развитии страны, стартовые условия в которых были во много крат хуже нынешних украинских! А потому, что их власть была прочно консолидирована с национальной элитой, с народом. Как повернуть вспять негативные тенденции в Украине, изменить депрессивное психосоциальное настроение населения, создать, наконец, условия для созидательных процессов в стране? Я бы предложил, для начала, полноценно использовать имеющиеся возможности информационного общества. Для этого создать общенациональную коммуникационную систему "Всеукраинский мозговой штурм" – гибрид масштабного портала и крупных социальных сетей, интегрированных в традиционные медиа-ресурсы (прежде всего, телевидение). Такая система будет поощрять гражданское общество на поиск кон­структивных идей и проектов для решения различных задач в экономике, культурной, соци­альной и экологической областях, законотворчестве, инновационной, образовательной, творческой и других сферах как на всеукраинском, так и местных уровнях. Виртуальное народомыслие таким образом будет трансформироваться в подлинное народовластие, в коллегиальное управление всей страной. Это отразится на гармонизации отношений общества и власти, создании институтов "опережающего" развития, повсеместной инновационной активности. Заодно будет утолен и кадровый голод, особенно, на верхних этажах власти.

— Не все готовы работать много, чтобы жить по-новому. Но любой передел бизнеса убивает инвестиционный климат. Как объяснить обществу, что зарезать корову – пусть она и чужая – можно только один раз, а молоко завтра взять будет негде?


— Без подъема внутренней экономики объяснить будет непросто. Но на "Великой шахматной доске", подобно азиатским тиграм и драконам, Украине предстоит стать не менее крепким бизоном. Для этого следует задаться вопросом: каким образом в Южной Корее, в которой практически отсутствуют ископаемые ресурсы, за 30 с небольшим лет ВВП на душу населения вырос со $100 до $25000, а в Сингапуре – до $50000? А у нас – в умном, но пока небогатом обществе – на украинца приходится около $3000.

— Где Украине искать рецепты для восстановления экономики? Ориентироваться на современный финансовый мир, как предлагает власть, или на послевоенную Европу, что всё чаще звучит со стороны оппозиции?


— Чтобы не плестись в хвосте мирового прогресса, требуется собственная, самостоятельная доктрина преобразований в обществе и государстве. 

Навязываемая "успешность" чужого опыта в наших условиях может превратить страну в сырьевой придаток. МВФ всегда появляется в слабых, несамостоятельных странах. Вслед за ним заходят инвестиционные "добродетели", скупают резко дешевеющие активы страны. Страну, по сути, раздевают, она теряет экономический суверенитет, становясь придатком чужих стран. Возникает резонный вопрос к западному миру, их финансовым институтам: если вы так радеете о благоденствии украинского народа, почему не кредитуете наиболее конкурентоспособные направления развития страны, например, продовольственный комплекс?  

— В Украине сейчас наиболее важный вопрос – как остановить войну. Какие методы необходимо задействовать в первую очередь?

— Есть реальные перспективы решить эту сложнейшую проблему, прежде всего, в ее самом критическом месте — ведь Москву тоже интересуют пути примирения с сохранением лица и геополитической позиции. В рамках свободной экономической зоны "от Лиссабона до Владивостока", о которой говорила Меркель, можно было бы, например, признать Крым территорией-кондоминиумом, находящейся под совместным суверенитетом и управлением Украины и России. В такой МСЭЗ Крым мог бы обладать специальным экономическим статусом. Думается, что для перспектив развития полуострова, гражданского согласия в Украине, замирения России и спокойствия в Европе — это достойная тема для переговоров.

Скептики могут возразить, что Россия, например, может не согласиться на такой шаг. Разумеется, такое может быть. Но думается, если российские политики соразмерят такого рода "уступку" с возможностью восстановления и наращивания гуманитарного и экономического сотрудничества с Украиной и другими европейскими странами, то компромисс будет достигнут.

Реклама

Для Донбасса возможна другая политическая схема достижения мира, восстановления и развития, имею в виду его украинскую неотъемлемость. В осуществлении этой схемы могли бы также принять участие ЕС и Евразийский Союз.