LNG-терминал Украине не особо нужен, но "строить" его продолжают

23 июля 2015, 08:47
Тема СПГ выходит из экономической плоскости в политическую

В Украине вновь "воскресили" проект LNG-терминала. Фото: cryptome.org

13 июля "Нафтогаз Украины" подписал двухлетний меморандум о взаимопонимании с американской компанией Frontera Resources. Стороны намерены сотрудничать в сфере инвестирования в разведку и разработку нефти и газа в Украине, а также реализовать проект импорта сжиженного природного газа (СПГ или LNG в английском написании) из мощностей американской компании в Грузии.

Подтвержденные запасы природного газа компании в этой стране составляют около 300 млрд куб. м (для сравнения – прогнозной потребление газа Украиной в 2015 г. составляет 34 млрд куб. м).

Реклама

Украинские проекты LNG-терминалов

Эта договоренность имеет свою предысторию. С одной стороны, Frontera Resources еще в марте 2012 г. подписывала меморандум о взаимопонимании с Госслужбой геологии и недр. Предполагалось, что она будет заниматься разведкой и добычей углеводородов в Украине, но тогда ничего из этого не вышло. И вот новая попытка.

Реклама

Одновременно это и вторая попытка украинских властей перевести в практическую плоскость вопрос с поставками в страну СПГ. Старт первой попытке был дан в декабре 2010 г., когда было создано госпредприятие "Национальный проект "LNG-терминал".

В ноябре 2012 г. дочка "Нафтогаза", компания "Укртрансгаз", якобы, начала строительство соединения будущего терминала с газотранспортной системой страны. Говорилось, что сначала будет построен трубопровод первой очереди, который позволит получать от терминала газ в объеме 5 млрд куб. м год, а затем второй – на 13,35 млрд куб. м. Строительство должно было быть профинансировано за счет собственных средств "Укртрансгаза" (всего 1,15 млрд грн).

LNG-терминал планировалось разместить в районе порта "Южный" в Одесской области. На первом этапе должен был быть реализован вариант FSRU, т. е. к наземной инфраструктуре должна быть подключена плавучая установка для хранения и регазификации (превращения в газообразное состояние) СПГ мощностью 5 млрд куб. м в год, которую планировалось за $60 млн в год арендовать у американской компании Excelerate Energy. На втором этапе – к 2018 г. должен быть построен наземный терминал мощностью 10 млрд куб. м. Испанская Gas Natural должна был возглавить консорциум по строительству терминала и искать для него участников.

Реклама

Но в начале декабря 2012 г. разразился скандал – оказалось, что от имени Gas Natural контракт на $1 млрд подписал человек ("лыжный инструктор"), который не имел на это полномочий.

С этого момента проект начал угасать.

То самое скандальное подписание договора с "лыжным инструктором".

Фото: zn.ua

В январе 2013 г. Госнацпроект отказался от найма американской компании APCO Worldwide, которая должна была помогать улучшать имидж проекта по строительству терминала, т. к. исчезла потребность в ее услугах. В марте были отменены торги на привлечение кредитов на общую сумму 222 млн евро, которые планировалось направить на разработку проектно-сметной документации, выполнение подготовительных работ и на начальную стадию строительства морской части проекта терминала. В середине 2013 г. говорилось, что Украина может принять участие в строительстве терминала сжиженного газа в Хорватии и Турции.

В феврале 2014 г. и. о. министра энергетики Эдуард Ставицкий заявил, что вопрос строительства терминала в настоящее время для страны неактуален, т. к. есть более реальные способы диверсификации поставок газа: реэкспорт из стран Евросоюза и добыча сланцевого газа.

Окончательно же (по крайней мере на сегодняшний день) проект LNG-терминала, предполагающий доставку газа танкерами из Азии и Африки, "закрыла" Турция, которая по надуманным причинам отказалась пропускать через пролив Босфор LNG-танкеры. А поскольку турецкое руководство сейчас больше ориентируется на Москву, чем на Киев, то изменить его позицию не получается.

Но в апреле 2014 г. премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина сохраняет планы по строительству LNG-терминала. И вот появился меморандум с Frontera Resources. По словам директора по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрия Витренко, американская компания сможет начать поставлять грузинский газ в Украину через 2-3 года. Прежде чем обсуждать конкретные поставки, она должна осуществить экономический анализ добычи в Грузии, экспорта, продажи газа, затем провести разведочное бурение.

В реализации этого проекта американцы заинтересованы не меньше украинцев, т. к. им нужно куда-то сбывать газ, добываемый в Грузии. Трубопроводных мощностей там практически нет, а танкеры с СПГ Турция не выпустит из Черного моря. Так что потенциальными импортерами являются только Украина, Турция и Болгария.

Но Украина сейчас очень заинтересована в наращивании собственной добычи газа и энергосбережении (по крайней мере, на словах). Согласно планам, через 4 года страна должна импортировать максимум 3 млрд куб. м газа, так что поставки через LNG-терминал станут не очень нужными. Хотя это и хороший канал диверсификации поставок газ в страну. Юрий Витренко уверяет, что обо всем этом они откровенно говорят с американцами, которые, возможно, будут адаптировать свои стратегии.

Что такое СПГ

Сжиженный природный газ образуется путем его сильного сжатия и охлаждения до температуры кипения (около минус 162°C). Для этого требуется много энергии – до 25% от ее количества, содержащегося в сжиженном газе.

При сжижении природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз.

СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотность которой в два раза меньше плотности воды. Химический состав СПГ зависит от его источника, но всегда основную часть (до 95%) составляет метан.

СПГ нетоксичен, хранится под небольшим избыточным давлением в изотермических резервуарах (построенных по схеме сосуда Дьюара) при температуре кипения, которая поддерживается вследствие постоянного испарения СПГ.

Природный газ в сжиженном виде может долго хранится, что позволяет создавать его запасы. 1 тонна СПГ – это примерно 1380 куб. м природного газа.

СПГ не горит, для воспламенения необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе 5-15%. Если концентрация меньше 5%, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если больше 15%, то слишком мало кислорода.

Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

Транспортируется СПГ на специализированных морских судах (танкерах), оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. При этом двигатели танкеров полностью или частично работают на газе, образующемся в цистернах в результате испарения. Предельно допустимое значение показателя испарения для танкеров составляет в сутки около 0,15% от объема груза.

Фото: svoboda.org

Мировыми лидерами по созданию современных технологий сжижения природного газа считаются США, Канада и Корея. При этом корейцы природный газ почти не добывают, а Канада сама его почти не сжижает.

Главные экспортеры СПГ:

  • Катар – 49 млрд куб м в год;
  • Малайзия – 30; Индонезия – 26;
  • Австралия – 24; Алжир – 21;
  • Тринидад и Тобаго – 20.

Основные импортеры СПГ:

  • Япония – 86 млрд куб. м в год;
  • Корея – 35;
  • Испания – 28;
  • Франция – 16;
  • США – 15;
  • Индия – 13.

При этом в Японии практически все потребности в газе удовлетворяются за счет импорта СПГ.

В последние годы в Европе существующие терминалы СПГ (суммарная мощность 250 млрд куб. м в год) мало использовались по причине высоких цен, однако эти проекты все равно развиваются ради обеспечения альтернативными источниками энергии.

Литовский опыт

В Литве госкомиссия по регулированию цен и энергетическому контролю существенно подняла среднюю прогнозируемую цену на газ в 2015 г, что связано с запуском в стране с 1 января в коммерческую эксплуатацию СПГ-терминала (в порту Клайпеда). По данным портала Delfi, эта цена теперь составляет 451 евро за тысячу кубометров, а в сентябре 2014 г. средняя цена импортного газа была 340 евро. В цену на газ теперь включаются расходы на строительство терминала и аренду судна-хранилища, которые официально называют "слагаемым безопасности поставки природного газа". Их потребители должны будут покрывать не менее 10 лет. Оператор терминала говорит, что зтрты на строительства терминала, аренду судна-хранилища и его выкуп за 10 лет составят 608 млн. евро.

Основу терминала составляет судно Independence (длина – 294 м, ширина – 46 м, высота – 47 м) класса FSRU, т.е. плавучее хранилище сжиженного природного газа, оснащенное регазификационной установкой (такое же предполагалось использовать на первом этапе и в Украине).

Independence прибыл в Клайпеду в откябре 2014 года

Фото: AFP

Норвежская компания Hoegh LNG сдает в аренду судно с экипажем и предоставляет услуги по обслуживанию. Для этого проекта судно было специально построено в Корее.

Газ на терминал пока поставляет только норвежская Statoil (минимальный объем 0,54 млрд куб. м в год, примерно пятая часть всех потребностей Литвы). Проектная мощность терминала – 4 млрд кубометров.

Когда работа по созданию терминала приобрела реальные очертания, "Газпром" снизил цену для Литвы примерно на 23% (с $480 до 370 за тысячу кубометров). Как цены будут меняться дальше, будет зависеть от изменений на рынке – цена СПГ связана с индексом биржи природного газа Великобритании National Balancing Point.

Поскольку СПГ дорогой, то литовское государство использует регуляторные механизмы, принуждая крупных потребителей закупать определенную долю газа на терминале.

В Литве официальные представители не устают повторять, что СПГ-терминал в Клайпеде является политическим проектом и гарантирует энергетическую безопасность, а не более низкие цены на газ.

Но нужно учитывать, что у Литвы нет возможности получать газ из Европы по трубопроводам, а у Украины она есть.