Кредидитные карты: форс-мажор за границей

5 ноября 2007, 13:15
Пропагандисты банковских пластиковых карт всеми правдами и неправдами пытаются доказать нам, что карточка лучше cash. Это так, если уметь разруливать форс-мажоры, которые могут случиться с платежными картами за рубежом.

www.visualphotos.com

Казалось бы, что может быть лучше, чем пластиковая карта при поездке за рубеж. Во-первых, нет проблем с таможенниками при вывозе больших сумм валюты. Во-вторых, карта позволяет неплохо экономить на чаевых (в том случае, если в счет сразу не включены 10% на чай). И, наконец, в-третьих, она должна защитить деньги клиента от всяческих напастей в виде воров, рассеянности и дырявых карманов. Типа там пин-код и все такое. На самом же деле, в некоторых ситуациях платежная карта оказывается намного хуже наличных. Ну, например, если путешественник растратил весь свой cash, а с карточкой случилась какая-нибудь неприятность.

НЕПРИЯТНОСТЬ 1: КАРТА ПРОПАЛА/ЕЕ УКРАЛИ

Реклама

В этом случае вам нужно срочно обратиться в колл-центр своего банка с распоряжением о блокировании исчезнувшей карты. После несложной операции по идентификации клиента (кодовое слово, номер карточки, последние 4 цифры карты), по телефону платежную карточку заблокируют. Такая операция называется "постановка в стоп-лист". Сразу дадим совет: все контактные данные банка находятся на вашей карте, поэтому с ее утратой, вы лишитесь и возможности связаться с информцентром в авральном режиме. Поэтому, на всякий пожарный, не лишним будет записать контакты отдельно от карты. Но и это не гарантирует, что вам удастся быстро связаться с банком при наступлении форс-мажора. У автора была возможность убедиться в этом на собственной шкуре, когда, находясь в Тайланде, он пытался дозвониться в колл-центр своего банка: баланс на исходящие звонки был израсходован на прослушивание музыки автоответчика, а письмо осталось без ответа до сих пор. Приехав в Украину, я просто отказался от услуг этого банка, но за границей пришлось понервничать. Выручили меня соотечественники, которые под честное слово одолжили деньги до возвращения на родину.

Если нет телефона

Некоторые украинские банки готовы войти в положение своего клиента и могут перезвонить на указанный им номер телефона за рубежом (например, в гостиницу). Однако во многих банках вам скажут, что не обязаны думать о том, обеспечен ли клиент связью за границей. Дескать, это не входит в обязанности банка, отвечать за то, положил ли клиент достаточную сумму на свой мобильный счет или нет. В результате, из-за своей расхлябанности, держатель пластиковой карты может попасть в очень неприятную ситуацию. Ведь если карта украдена и держатель не сообщил об этом в банк, вся финансовая ответственность по совершенным операциям, согласно договору об обслуживании, лежит на клиенте и вытрясти из банка свои деньги не удастся. Поэтому, перед поездкой за рубеж перезвоните в свой банк и уточните, насколько лоялен он к своим клиентам. Может быть, в вояж следует взять другую пластиковую карточку…

Реклама

Используйте Интернет

На сегодняшний день некоторые банки предоставляют своим клиентам услуги т.н. электронного банкинга. Фактически это возможность контролировать операции по своей пластиковой карте через Интернет. Обычно, инет-банкинг работает очень просто: нужно зайти на сайт банка, ввести логин и пароль. После этого вы можете самостоятельно провести стопирование карты. Помните, банк может вернуть только те деньги, которые были украдены после того, как карта была застопирована в надлежащем порядке. Чтобы контролировать операции по своей карточке, банкиры советует своим клиентам подключиться к услуге мобильного банкинга – банк будет смсками сообщать вам обо всех операциях, совершенных по карте. Так что если на мобильный телефон вдруг придет сообщение об операции, которой вы не совершали, немедленно уведомите об этом банк.

Стоп-игра

Реклама

Если карта поставлена в бумажный стоп-лист, она умирает. Соответственно, чтобы получить доступ к своему счету, вам придется получить в банке новую карточку. Для этого необходимо обратится в отделение, где обслуживается клиент, заполнить заявление на блокирование старой карты и открытие новой. Получить деньги можно будет только через несколько дней после этой операции. Ясное дело, что, находясь за рубежом, провернуть такой гешефт не удасться, наверное, никому, кроме барона Мюнхгаузена. Поэтому для обычных клиентов с картами определенного класса (не ниже Visa Classic/Mastercard Mass) банкиры предлагают услугу т.н. экстренной помощи — срочный выпуск карты-замены. Эта услуга платная и недешевая, оплачивается клиентом согласно тарифам по обслуживанию карт (около $50). Находясь за границей, вы можете получить карту через Глобальную службу клиентской поддержки Visa или Mastercard в течение суток (телефон глобальной клиентской поддержки можно получить на сайтах платежных систем). Попавшим в беду клиентам банкиры советуют воспользоваться услугой "срочная выдача наличности" через платежную систему Visa/Mastercard, которая займет 3-4 часа. При этом максимальная сумма не должна превышать $5 тыс (стоимость услуги $200).

Фактически в каждом уголке планеты существуют специальные информационные службы платежных систем (VISA, Mastercard), которые работают круглосуточно, как правило, с русскоязычным оператором, информацию о них можно найти на сайтах МПС, ориентированных на клиента (их телефоны можно глянуть www.visa.com, www.mastercard.com ). Они принимают звонки от клиентов. Данные службы оказываю форс-мажорные услуги, к примеру, поставить карту клиента в стоп-лист. Также оказывают такие услуги как Emergency Cash и Emergency Card – срочная выдача карт и срочная выдача наличных средств.

НЕПРИЯТНОСТЬ 2: вы потратили все деньги

Очень часто бывает, что клиент просто расходует все свои деньги с карты, а потом звонит в банк с вопросом – что ему делать. В таких случаях попросить банк перевести деньги с одной карты на другую, находясь за рубежом, нельзя. Опять же, поскольку необходимо написать заявление на перевод денег в отделении банка, обслуживающем клиента (в банкомате или информационном киоске на территории Украины перевод подтверждается электронной подписью клиента, т.е. пин-кодом). Поэтому отъезжающим за границу клиентам можно посоветовать оставить своим родным/знакомым реквизиты для безналичного перевода. Если придется израсходовать все свои деньги за рубежом, то его родные могут написать заявление в отделении банка в Украине, на перевод денег со своего карточного счета на другой счет, открытый в другом банке, как на карту другого банка-эмитента, так и на карту другого держателя (согласно Постановлению НБУ №137).

НЕПРИЯТНОСТЬ 3: карту сжевал банкомат.

В этом случае банкиры советуют обратиться в тот банк, чей банкомат изъял карту, и попросить вернуть ее. Это можно сделать, обратившись по телефону в колл-центр своего банка с просьбой отправить факс в банк-эквайр, банкомат которого изъял карту, о выдаче карты держателю. Находясь за границей, сделать такие операции практически невозможно. Поэтому советуем всегда иметь с собой две карты с разными карточными счетами, которые были открыты в одном банке. Тогда, в случае утери или блокировки одной карты, вы всегда сможете перевести с нее деньги на дургую карту. В частности, вы можете воспользоваться услугой интернет-банкинга и в режиме оn-line перевести деньги с одного счета на другой.

НЕПРИЯТНОСТЬ 4: вы забыли свой пин-код.

Забывчивым клиентам, часто выезжающим за рубеж, банк рекомендует иметь несколько карт. Все зависит от того, какие карты банк предложил клиенту: пин-приоритетные (с обязательным введением пин-кода), по которым всегда необходим ввод пин-кода, или же карты, которые обслуживаются по подписи. По вторым, в случае если был забыт пин-код, клиент не сможет воспользоваться банкоматом, однако сможет провести операции в торговых точках и получить наличные к отделениях банка, предъявив паспорт.