Какие цены нам принесет ВТО

12 февраля 2008, 08:00
Продукты после вступления в ВТО подешевеют? Миф! Подорожание продолжится. Единственно, доступнее станет китайская бытовая техника и дорогие авто.

С 5 февраля Украина — одной ногой в ВТО (Всемирной торговой организации). Второй ногой мы туда встанем, когда протокол о вступлении ратифицирует парламент — решение он должен принять до июля, шансы на "одобрямс" — почти стопроцентные. Как это скажется на карманах простых украинцев? К сожалению, прогнозы далеки от радужных.

МОЛОКО

Реклама

ПОДОРОЖАНИЕ — ВОПРОС ВРЕМЕНИ

По словам зампредправления Ассоциации "Укрмолпром" Зинаиды Карпенко, наша перерабатывающая отрасль на 90% соответствует международным требованиям. Но: согласно требованиям ВТО, нельзя будет принимать в переработку молоко от населения, а ведь это — 70% сырья. Без молока от частников первыми вымрут мелкие производители молпродуктов. В то же время отечественный рынок будут активно завоевывать иностранные компании. Чтобы уничтожить местных конкурентов, они пойдут на демпинг (так было в Польше).

Тем более, что их убытки будут не так уж велики: ввозная пошлина снизится с 50—90% до 10%. Украина, не имея возможности регулировать цену импорта и лишенная большей части сырьевой базы, будет вынуждена "полюбить" цены ЕС. Они на сегодня примерно в 1,5 раза выше украинских. Подорожание может быть меньшим, если в течение переходного периода (но будет ли он?) украинцы успеют создать достаточно крупнотоварных молочных ферм. Но и при этом "ползучее" подорожание неизбежно, ведь во всем мире растут цены корма для скота. Тогда повышение цен на "молочку" будет зависеть только от уровня инфляции.

Реклама

МЯСО

НИ СВЕЖИНА, НИ КОЛБАСА НЕ ПОДЕШЕВЕЮТ

Невероятным считает возможность удешевления свежего мяса (а в ведь этим, в частности, нас завлекали в ВТО!) гендиректор Украинской корпорации "Тваринпром" Сергей Гнатюк. Почему? Свежина может быть только отечественного производства. Ввиду постоянного подорожания кормов для скота, энергоносителей, "горючки", себестоимость выращивания свиней и бычков будет расти. То же самое происходит во всем мире. К нам будут приходить иностранные компании, с их более передовыми технологиями выращивания скота и вытеснять отечественных животноводов. Но, захватив рынок, они благотворительностью заниматься не станут, а выставят максимальные цены, которые "потянет" покупатель. Значит, сохранится уже сложившаяся тенденция подорожания. Что касается заграничного мяса, идущего только на переработку, то и сейчас значительная доля импорта — "серая", в обход налогов. Когда будут отменены пошлины на импорт, этот поток возрастет. Сначала колбаса может подешеветь, а потом — тоже пойдет в рост, ведь конкуренция местных животноводов в поставках сырья для мясокомбинатов резко уменьшится.

Реклама

Как считает начальник аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник, по идее, вступление в ВТО должно привести к снижению цен на колбасу на 10—20%, ведь сырьем для ее производства станет более дешевое импортное мясо. В животноводство придут иностранные инвесторы, которые умеют выращивать скот дешевле наших фермеров. Но произойдет это не ранее 2009 г., ведь на строительство фермы и налаживание производства надо минимум год. А за это время колбасные изделия подскочат в цене еще на 20—30%. Иностранное сырье может лишь притормозить, но не остановить рост дороговизны.

Замгендиректора мясокомбината "Тульчинмясо" Тарас Калабайда сомневается, что импортное сырье будет настолько доступным, как нам говорят (по $2—3/кг), ведь в Европе дешевого мяса нет. Даже если сразу и полностью упразднить ввозные пошлины на свинину и говядину, это максимум может дать снижение цен на дешевую колбасу всего на 2—3 грн./кг, на дорогую — на 5—7 грн. Впрочем, потребитель и этого не почувствует. Даже если на короткое время сырье подешевеет, эту разницу сразу же "съедят" рост цен на газ и бензин, торговые наценки и общий уровень инфляции. Вывод: могут лишь временно снизиться быстрые темпы подорожания колбасы, но "ползучий" дальнейший рост цен все равно неизбежен.

"ОЛІЯ"

ПОСТНОЕ МАСЛО — ПЛАВНЫЙ РОСТ

Именно "олія" в 2007-м подскочила в цене больше всего — на 69%. Причина: производителям "семечек" и постного масла выгоднее их гнать за рубеж, где они стоят намного дороже. Только угроза прежнего правительства запретить экспорт заставила придержать внутренние цены. Членство в ВТО, учитывая требования свободного экспорта, лишит власти и этого рычага влияния на производителей.

Как считает замгендиректора Ассоциации "Укроліяпром" Ирина Кузнецова, вступление в ВТО никак не повлияет на цены растительного масла для украинцев. Эта отрасль — экспортно ориентированная, 70% продукции идет за рубеж, из них 2/3 — в страны ЕС. Согласно требованиям ВТО, экспортная пошлина будет снижаться на 1% в год, с нынешних 17 до 10% включительно. Внутренние же цены на "олію" пока повышаться не будут, а в дальнейшем — зависят от урожая и (в неменьшей степени) от конъюнктуры мирового рынка.

В целом согласен с таким прогнозом директор консалтинговой компании "ПроАгро" Николай Верницкий. Дескать, розничные цены на "олію", которые сейчас в странах ЕС на 30—50% выше украинских, в дальнейшем будут зависеть от покупательной способности населения, (ведь производители будут вынуждены ее учитывать) и регулятивных действий правительства. Вероятно "олія" будет постепенно дорожать.

ХЛЕБ

КАРАВАИ БУДУТ РАСТИ В ЦЕНЕ

Вступление в ВТО, по мнению заместителя гендиректора объединения "Укрхлебпром" Татьяны Мокровой, не будет катастрофой для отрасли и потребителей. Но "плюсов" точно никаких не принесет. Урожаев продовольственного зерна (в 2007-м его собрали 14 млн т при потребности Украины в 6,5 млн т) с избытком хватит для выпечки хлеба и для макаронной, кондитерской промышленности. В 2003-м, когда урожай был неважный, да и тот в большинстве был вывезен за кордон экспортерами, пришлось закупать зерно в Казахстане, Белоруссии. Но такая ситуация в дальнейшем вряд ли повторится, поскольку с тех пор внутриукраинские цены на зерно практически сравнялись с мировыми, большой выгоды от продажи за рубеж уже не получишь. Следовательно, "демократизация" внешней торговли в условиях ВТО не сможет вызвать дефицит сырья для пекарей и, как следствие, стать "дрожжами" для цен на хлеб.

Сложнее ситуация с обеспечением хлебопеков доступной мукой (а населения, соответственно — дешевым хлебом так называемых массовых сортов потребления). За счет удорожания муки только в январе 2008-го средние цены на хлеб в стране поднялись на 4—5%. До нового урожая, по словам Т. Мокровой, цена караваев поднимется еще на 10—15%. Рост может быть меньшим только на массовые сорта, и лишь при условии, что Кабмин по-прежнему будет целевым назначением выделять пекарям более дешевую муку из Госрезерва. А темпы подорожания хлеба в дальней перспективе (удешевление вообще не рассматривается) будет определяться мировыми ценами зерна, степенью поддержки хлебопеков со стороны государства (опять же, доступной мукой) и дотациями местных властей на выпечку "социального" хлеба. ВТО тут совсем ни причем!

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

ЦЕНА УПАДЕТ НА "КИТАЙ"

Многие простые украинцы ликовали: наконец после вступления в ВТО снизятся таможенные пошлины на бытовую технику и можно будет покупать ее по более низким ценам. К сожалению, пока что это только радужные иллюзии. Дело в том, что таможенные пошлины не делают погоды на рынке быттехники. Так как львиная доля товаров (около 90%) ввозится к нам по "серым" схемам, и смягчение пошлин вряд ли изменит уже сложившуюся ценовую картину. Об этом "Сегодня" заявил глава парламентского подкомитета по вопросам экономической политики Алексей Плотников. "Уменьшение стоимости товаров можно ожидать только в долгосрочной перспективе, когда сформируются основные игроки рынка, — считает эксперт. — Сейчас же основными факторами, которые реально влияют на цену бытовой техники, остаются спрос, конкуренция на рынке, политика производителя и сезонные скидки. А техника премиум-класса и вовсе облагается другими налогами, и дешеветь ей не даст производитель, дабы не оказаться в минусах".

Некоторую ценовую "оттепель" прогнозируют продавцы техники. Так, Максим Сабельников, руководитель отдела маркетинга и рекламы сети супермаркетов "Dомотехника", считает, что после вступления в ВТО может значительно, на 15—20%, подешеветь техника китайского производства. "Как показывает статистика, она уже не пользуется спросом у покупателей", — объясняет эксперт.

Алексей Геращенко, заместитель директора по экономике и финансам компании "Юг-Контракт", допускает незначительное снижение цен. "В силу несущественных изменений уровня таможенных пошлин, можно ожидать лишь крайне небольшого (1—3%) снижения цен на отдельные группы цифровой и бытовой техники (например, мобилки, фотоаппараты). Это невесомое для потребителя снижение возможно в августе-сентябре этого года, — прогнозирует эксперт.

АВТОМОБИЛИ

ДЕШЕВЫЕ — ПОДОРОЖАЮТ, ДОРОГИЕ — ПОДЕШЕВЕЮТ

Задолго до вступления в ВТО автомобилистами горячо обсуждался вопрос: может, не торопиться с покупкой нового автомобиля, подождать, — грядет снижение ввозных пошлин, и цены, как пить дать, упадут! Мы узнали, что по этому поводу думают профессионалы.

Олег Папашев, заместитель главы правления УкрАВТО, отметил, что пока еще рано окончательно судить о грядущих ценах: "Мы не знаем ни всех договоренностей Украины с ВТО, ни дальнейших действий уже со стороны нашего правительства. Но, по нашему мнению, стоимость автомобилей вряд ли снизится на 15% (т.е. бывшие 25% пошлин минус 10% после вступления в ВТО), так как авторынок Украины достаточно устоявшийся, на нем присутствуют все ведущие автобренды, и вероятность того, что их ценовая политика поменяется, — минимальна. В то же время изменения в размере пошлин может вызвать поток более дешевых авто китайских и корейских производителей, что позволит расширить нишу малобюджетных автомобилей".

О том, что авторынок Украины ждет перепозиционирование, говорят и официальные импортеры. "С одной стороны, если снизится пошлина, цены могут стать ниже, — объясняет Ярослава Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы "Торгового дома "НИКО" (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине). — С другой — каждый производитель очень четко регулирует импортеру отпускную цену, исходя из внутрирыночной конъюнктуры. Понятно, что изменение пошлины не сможет пройти незамеченным для производителей, и в любом случае они отреагируют на это. Еще один значимый фактор — импорт автомобилей российского производства. Сейчас они ввозятся без пошлины и в случае введения 10% пошлины они подорожают.

В итоге, автомобили в низких ценовых сегментах, скорее всего, подорожают, что вызовет соответствующее перепозиционирование в средних ценовых сегментах, а автомобили премиум-сегмента могут незначительно подешеветь".

Нельзя сбрасывать со счетов и "автомобильную инфляцию". "Вывод на рынок новых моделей всегда сопровождается ростом цены ввиду применения более дорогостоящих технологий, систем безопасности в комплектации, новыми экологическими требованиями и т.д., — рассказывает гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — Ежегодно это удорожает автомобили примерно на 10—15%".

ТУРБИЗНЕС

ВТО — СЕГОДНЯ, ДЕШЕВЫЕ АВИАРЕЙСЫ — ПОСЛЕЗАВТРА

Смогут ли украинские туристы путешествовать по "заграницам" с меньшими затратами после вступления Украины в ВТО? Некоторые специалисты турбизнеса допускают эту возможность, но только в отдаленном будущем. Так, Игорь Голубаха, председатель Всеукраинской ассоциации туроператоров, отмечает: "Конечно, ожидать глобальных изменений в ценовой политике турбизнеса, не стоит. Но вступление Украины в ВТО будет стимулировать развитие делового туризма. Возможно, ускорится процесс решения по договору "Открытое небо". А это приведет к увеличению числа рейсов иностранных авиакомпаний, приходу в Украину low-cost авиакомпаний с их дешевыми билетами".

Менее оптимистичен Аркадий Маслов, коммерческий директор компании "Тез Тур" (основные направления — Турция, Египет, экзотические страны): он считает, что в выездном туризме для простого украинца ничего не изменится и цены на туры по причине вступления в ВТО не изменятся.

Его мнение поддерживает и развивает Анатолий Матвиенко, директор Киевского техникума гостиничного хозяйства: "Новый статус страны никак не повлияет на украинский турбизнес. Украинское законодательство в области туризма изначально не требовало никаких изменений для вступления в ВТО. Теоретически, можно ожидать приход в Украину больших иностранных туроператоров. Если бы это произошло, усилилась бы конкуренция, и цены могли бы снизится. Но это возможно только в отдаленном будущем. Потому что возможности Украины в сфере выездного туризма для крупных туроператоров пока не интересны. Сравните с Германией, где каждый год насчитывается 80 миллионов туристов. Именно туристов, а не просто людей, перемещающихся по миру по частным делам. У нас же за год зафиксировано 18 миллионов пересечений границы. Какую часть из них составляют туристы?"

Как видим, на бюджете наших будущих путешествий распропагандированное вступление в ВТО если и повлияет, то очень нескоро. Чего нельзя сказать о постоянно растущих ценах на авиатопливо (значит, и чартеры дорожают), удорожание виз после вступления стран в Шенгенскую зону (дополнительные 35 евро в бюджете плюс головная боль от общениями с посольскими чиновниками), переходы в расчетах наших туроператоров с иностранными партнерами с доллара на евро. Вот эти факторы однозначно будут облегчать кошельки путешественников.