Какие подвохи подстерегают водителей на СТО

17 ноября 2013, 11:01
На вашем автомобиле могут ездить работники техстанции, или поставить вам старые запчасти

Оставлять на СТО техпаспорт водителю необязательно

Рано или поздно любому автолюбителю приходится заезжать на СТО для обслуживания по записанному в сервисной книжке графику. Или же на ремонт, если железный конь решил немного поболеть. Вот тут и начинаются сложности: как правило, автослесарь "грузит" непонятными техническими терминами, изображает трагическое выражение на лице, как будто авто уже находится при смерти, и после непродолжительного разговора называет довольно крупную сумму — мол, заплатив ее, водитель серьезно продлит срок службы своей машины.

Практика показывает, что в большинстве случаев мастера обманывают клиентов, завышая сумму ремонта, придумывая неисправности и навязывая клиенту ненужные услуги и запчасти. Более того, нередко механики еще и используют чужой автомобиль в личных целях, колеся на нем по городу (известны десятки случаев, когда авто разбивали в ходе таких поездок).

Реклама

"Сегодня" выяснила наиболее популярные схемы развода на СТО и разобралась, как вычислить мастера-мошенника, не дать себя обмануть и значительно сэкономить на ремонте.

Техобслуживание с подвохом

Во время планового обслуживания нечистые на руку сотрудники СТО обычно начинают с того, что задают клиенту вопрос, технического смысла которого он не понимает, но боится это показать. Например: "Вам двигатель промывать?". Слово "промывка" само по себе звучит красиво, поэтому клиент автоматически отвечает: "Да". В то же время если бы он заглянул в сервисную книжку, то увидел бы, что такая операция заводом-производителем авто не предусмотрена. Там же можно посмотреть срок службы основных расходников для того, чтобы на вопрос: "Вам ремни и свечи менять?" ответить вдумчиво, а не автоматически. Понятное дело, что автомобиль не будет работать хуже после того, как у него поменяли исправную деталь на новую.

Реклама

Кроме того, часто в сервисной книжке есть рисунки-схемы с изображением основных сервисных операций. Не стесняйтесь после их просмотра спросить у мастера, как именно он будет выполнять работу, — ничего страшного в таком вопросе нет. Например, часто слесари говорят, что для замены передней лампочки нужно снять передний бампер или аккумулятор. Но если посмотреть в сервисную книжку, то в ней практически всегда указан способ выполнения операции в два-три простых движения — лампочку можно поменять, если вытащить специальный штырь, открывающий доступ к фаре.

Осторожно нужно относиться и к предложениям улучшить работу автомобиля тем, что вместо среднего по цене масла в двигатель будет залито более дорогое плюс использованы спецфильтры. Лучше от этого работать машина не будет, а вот стоимость замены масла вырастет в 4—5 раз. Другой пример — закачка в шины азота вместо обычного воздуха, что якобы сделает колеса мягче (на самом деле ничего не изменится).

Езда на машине клиента

Реклама

Очень часто при сдаче авто в сервис автолюбителя просят оставить и техпаспорт. Предлог — сервис часто проверяет ГАИ, и если этого документа у сотрудника СТО нет, то машину могут забрать на штрафплощадку. В пресс-службе ГАИ нам пояснили, что машину без техпаспорта действительно могут задержать, но только в том случае, если она двигалась по дорогам общего пользования. СТО же действительно иногда проверяют, но милицию интересуют только машины, которые находятся в розыске и те, на которых уничтожен или изменен вин-код кузова, а также номерной знак не соответствует записям в базе данных ГАИ. И если они найдут такую машину, то наличие на станции техпаспорта вряд ли что-то изменит.

Чаще всего мастера просят техпаспорт для того, чтобы вечером поездить на вашем авто по своим делам. Так, мой знакомый после того, как забрал автомобиль через три дня простоя на станции, обнаружил в багажнике забытую удочку и грунт на коврике — несложно догадаться, что его авто стало транспортом для рыбаков-любителей.

Юрист Алексей Святогор объяснил, что СТО перед тем, как оставить у себя авто, должна подписать с клиентом заказ-наряд — этого вполне достаточно при любой проверке. А если нужно оставить машину на несколько дней, то лучше составить договор хранения, к которому прилагается акт осмотра автомобиля (указываются все повреждения кузова и царапины). "Только в этом случае к СТО можно предъявить какие-либо претензии по поводу того, что они использовали ваше авто для своих целей. А передачей техпаспорта вы автоматически доверяете сотруднику станции свою машину. В том числе и для поездок", — говорит эксперт.

Напомним, что в августе этого года пьяный сотрудник СТО разбил Chevrolet Lacetti клиента после того, как ночью катался на нем по барам.

Запчасти б/у

Один из самых видов обмана на СТО — использование для ремонта бэушных запчастей. Доходит даже до того, что клиенту говорят, будто все поменяли, а на самом деле никто этого не делал. Например, наш читатель Владимир Шараевский пожаловался, что новые тормозные колодки стали скрежетать (признак износа) уже через 10 тыс. км. Когда он обратился в официальный сервис, то ему заявили, что виноваты не колодки, а его стиль езды — он стал резче тормозить, вот они и стерлись преждевременно. Но после того как он оплатил новые колодки и их поставили при нем (в прошлый раз в момент замены он на СТО не присутствовал), машина без проблем проехала 30 тыс. км. Стало понятно, что его обманули, но с того момента прошел год и доказать что-либо стало нереально.

Мастер столичного СТО Василий Шевчук рассказал "Сегодня", что после замены новых запчастей всегда нужно попросить показать старые. И, кроме того, не полениться и с помощью фонарика проинспектировать детали, установленные на авто. Например, если на СТО говорят, что меняли приводные ремни, то новые должны быть черными, без следов износа в виде сломанных зубьев и белых волокон, которые возникают при растяжении резины. Фильтры должны быть чистыми, а масло в первые минуты после замены — прозрачным (старое масло меняет цвет на черный).

"Очень важно после того, как вы забрали авто из ремонта, сохранить все чеки, калькуляции, акты приема-передачи авто на СТО. А ключевым документом является заказ-наряд", — говорит юрист Алексей Святогор. Если вы видите, что на СТО с запчастями таки "нахимичили", нужно написать претензию директору сервиса и потребовать устранить неполадки. В ней нужно указать, когда и по какой причине ремонтировался автомобиль, что конкретно ремонтировалось, неисправности, которые возникли после ремонта. Обычно директор не в курсе махинаций подчиненных и решает вопросы с клиентом мирно. Если не вышло — обращайтесь в суд. Но доказать вину СТО сложно — сервис заявляет, что клиент заезжал еще на какую-то станцию или заменил запчасти сам, а теперь пытается его оклеветать.

5 правил поведения в автосервисе

"Сегодня" на основе консультаций с экспертами собрала 5 главных правил поведения на СТО. Если будете их выполнять, риск быть обманутым снизится в разы.

НЕ СТАВЬТЕ ДИАГНОЗ САМИ. Мастер-приемщик на СТО обязан при вас составить заказ-наряд, в котором нужно либо записать симптомы неисправности автомобиля с ваших слов, либо предложить вам самому заполнить соответствующий пункт в документе. Очень важно, чтобы вы указывали не предполагаемый диагноз, а лишь симптомы, которые вас насторожили. Например, лучше написать "стук в районе передней ходовой", чем "неисправный ШРУС" (в этом случае его поменяют, даже если на самом деле он полностью исправен). Провести диагностику и поставить точный диагноз — задача СТО.

ОФОРМЛЯЙТЕ ДОКУМЕНТЫ. Оставляя авто на СТО, требуйте составления акта приема-передачи машины. В нем обязательно укажите показания спидометра на момент передачи. Если после ремонта пробег отличается больше чем на полкилометра, нужно потребовать у СТО объяснений.

СОГЛАСУЙТЕ ЦЕНУ. Еще до ремонта попросите мастера составить перечень неисправностей автомобиля, работ и материалов, нужных для решения вопроса. Знания по устройству авто при этом не нужно показывать — лучше слушать мастера с видом знатока, а если он что-то спросил, уклончиво ответить вопросом на вопрос: "А вы как считаете?" Сразу оговорите, что если в процессе ремонта сотрудник СТО обнаружит дополнительные неисправности, пусть позвонит вам и озвучит цену их устранения.

ПРОВЕРЯЙТЕ РАБОТУ. Если вы вынуждены оставить автомобиль на СТО на несколько дней, не поленитесь несколько раз внезапно появиться на станции и проверить, как идут дела. После устранения неисправностей требуйте демонстрации результатов ремонта автомобиля в вашем присутствии.

ТРЕБУЙТЕ ГАРАНТИЮ. Часто на СТО предлагают ставить на авто неновые запчасти (с разборки). Делать это можно лишь в том случае, если мастер дает на них гарантию либо же если они восстановленные. Так, отлично поддаются ремонту кузовные детали (крылья, двери), электрика (стартер, генератор, бензонасос) и гидравлика (гидроусилитель, тормозная система).