Какая польза ВПК от "Украинских вертолетов"?

29 августа 2014, 11:19
Автор: Сергей Лукьянчук

Отечественные инженеры разработали вертолет-трансформер, способный вывести Украину на новый уровень вертолетных услуг. Над уникальным воздушным судном работали инженеры авиакомпании "Украинские вертолеты" совместно с Конотопским авиаремонтным заводом "Авиакон".

Уникальность машины заключается в четырех возможных комплектациях: пассажирской, грузовой, поисково-спасательной и медицинской. При этом монтаж каждой из конфигураций занимает менее двух часов времени силами экипажа. То есть, фактически, это не один вертолет, а четыре. 

Реклама

"В комплексе такой модернизации на базе вертолета Ми-8 не делал еще никто. Отдельно ставили FLIR, медицинские модули, меняли салон – но никогда все вместе и никогда с такими возможностями экстренной модификации. Впервые в мире", – рассказал главный инженер "Авиакона" Александр Бых.

Фото: "Трансформер" в цехе ГП "Авиакон" в процессе модернизации

Реклама

Почему именно эти два предприятия занялись таким делом? Более десяти лет "Украинские вертолеты" принимают участие в гуманитарных и миротворческих миссиях в Африке, Азии и Латинской Америке, с 2006 года выполняют эти задачи в статусе аккредитованного оператора ООН, занимают второе место на этом престижном рынке транспортных услуг. Уже успели перевезти почти полмиллиона пассажиров и более 22 тысяч гуманитарных грузов.
Завод "Авиакон", в свою очередь, с 1960 года является ведущим в стране предприятием по ремонту многоцелевого Ми-8. Именно в Конотопе с Ми-8 умеют делать все – и военную машину, и его гражданскую многофункциональную версию.
Начальное техническое состояние вертолета Ми-8МТВ1, на базе которого был создан первый "трансформер", напоминало экспонат со свалки металлолома. До 2012 года вертолет находился на военной авиабазе в разобранном и разукомплектованном состоянии. На нем не было двигателей и главных редукторов, лопастей несущего и рулевого винтов, генераторов, компонентов управления. В 2012 году эту заброшенную и разукомплектованную машину арендовали "Украинские вертолеты". И не просто отремонтировали, а превратили в уникальный вертолет.

Фото: один из Ми-8 на авиазаводе до передачи в аренду частной компании, 2003  

Реклама

Работы по модернизации обошлись авиакомпании в 55 миллионов гривен за один вертолет. Но дело не в деньгах, а в том, что все это делалось впервые. Были трудности с выбором поставщиков оборудования, сроков его доставки. Не менее хлопот возникало в процессе установки оборудования на борт. Потребовались немалые усилия инженеров "Украинских вертолетов" и ГП "Авиакон".
"Для того чтобы совершать ночные полеты в соответствии с регламентом ООН, были приобретены очки ночного видения, – отмечает Александр Бых. – Но изначально пилоты не могли ими эффективно пользоваться, так как мешала засветка от приборной панели и блики от стекла кабины. Выход нашли, создав специальные экраны и особую подсветку приборов".
Еще одно осложнение. Ми-8 "трансформер" оборудован новым поисковым прожектором. Однако его излучение настолько сильно, что на максимуме мощности может поджечь траву на расстоянии десятка метров. В некоторых положениях в свет прожектора попадали шасси вертолета. Поэтому, пришлось поработать над тем, чтобы фарой не подпалить свои же колеса.
Теперь модернизация вертолетов поставлена на поток. Еще три воздушных судна авиакомпании становятся на ГП "Авиакон" трансформерами.

Фото: Подъем и спуск тяжелораненых с высоты до 80 м на специальной лебедке

Отдельная тема – безопасность многоцелевого вертолета в зонах локальных конфликтов. Вопрос – отнюдь не теоретический: не так давно три машины "Украинских вертолетов" попали под обстрел в Южном Судане. Им поставили задачу: вывезти несколько местных жителей, которым грозила расправа от рук террористов. Когда беженцы отправились к вертолетам, боевики из вражеского племени начали обстрел из стрелкового оружия. Экипажи с задачей справились, пассажиры были эвакуированы. Однако одну из машин из-за повреждений пришлось посадить на вынужденную, следовательно, эвакуировать под покровом темноты.


Видео:Постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев дает оценку сотрудничеству украинских вертолетных экипажей с гуманитарными миссиями ООН в горячих точках (Еспрессо.ТВ)


Все Ми-8 "Украинских вертолетов" – это гражданские воздушные суда, бронированной защиты на них нет. Однако наличие противострелковой защиты является одним из требований ООН для целого ряда миссий. Итак, инженеры компании совместно со специалистами завода ГП "Авиакон" приняли решение застелить корпус изнутри 24 слоями кевларовой ткани. От легкого стрелкового оружия такая броня спасает, от крупнокалиберного нет. Но в Африке и Азии незаконные вооруженные группировки редко имеют нечто более АК-47. В Украине с этим сложнее, но это отдельный разговор ...
При разработке "трансформеров" Ми-8МТВ-1 такие ситуации тоже предусмотрели, и провели подготовку к размещению на борту системы активной противоракетной защиты израильского производства. По принципу действия она подобна системе отстрела тепловых ловушек, которая есть на военных модификациях Ми-8. Однако по эффективности превышает ее в разы.
Возникает логичный вопрос: почему бы не установить эти системы на вертолеты украинской армии? Противоракетная защита, медицинская эвакуация, спасательные работы – все это очень нужно в зоне АТО. Техническую часть "Украинские вертолеты" и ГП "Авиакон" уже разработали. Тем более, в мире распространена практика, когда частные авиакомпании обеспечивают технологичные заказы оборонной промышленности.
На сегодня именно "Sikorsky Aircraft Corporation" и "Bell Helicopter" являются не только главными разработчиками патентов, но и производителями сверхсовременных версий боевых вертолетов НАТО. Так почему бы не использовать этот опыт частных компаний для "реанимации" вертолетного парка украинской армии? Ведь на хранении до сих пор находятся десятки вертолетов в таком разукомплектованном составе, с которого начинался многоцелевой "трансформер".

Фото: Вертолет-трансформер, конвертация в различные функциональные версии которого занимает не более полутора часов – исключительно силами экипажа

Как отмечает первый заместитель генерального директора "Украинских вертолетов" Григорий Кривошия, когда компания получила в аренду на конкурсной основе 28 заброшенных Ми-8 и собственными усилиями и средствами привела их в надлежащее состояние, сразу же нашлись желающие отобрать вертолеты. "Никто из критиков не принимает во внимание, что средства на ремонты и поддержание летной годности вертолетов надо сначала заработать в беспокойных странах Африки, Азии, Латинской Америки. Тем более, что мы тратим свой заработок и на помощь военным в зоне АТО. Уже закуплено и установлено необходимое для защиты военных вертолетов оборудование. Авиакомпания выполняет транспортные поручения Национальной гвардии, обеспечивает ее вертолетный парк запчастями и агрегатами, выделяет средства на строительство жилья военнослужащим", – рассказал Григорий Кривошея.
Возникает риторический вопрос: если обуть и доукомплектовать отечественную армию за считанные месяцы смогли волонтеры, почему бы именно в эти руки и частные компании не передать более сложные процессы перевооружения и модернизации украинской армии?