Как защитить велосипедистов в автомобильном потоке

27 октября 2014, 19:00
Чтобы лишить украинских велосипедистов сомнительной привилегии вне очереди стать клиентом ритуальных служб, нужно запретить им двигаться по скоростным дорогам

Эксперты считают, что велосипедистам стоит разрешить не спеша ездить по тротуарам.

Первые снежинки, растаявшие еще на подступах к земле, стали четким сигналом: велосезон 2014 года практически завершился. Его итоги, с точки зрения аварийности, Департамент ГАИ Украины подведет только в начале следующего года, но вряд ли количество ДТП с участием велосипедистов в этом году будет существенно меньшим, чем в 2013-м. Между тем, в течение прошлого года на велосипедистов было совершено 1648 наездов, в результате чего погибло 292 и травмировано 1455 человек. По сравнению с 10 894 случаями наезда на пешеходов, ставших причиной 1871 смерти и 9928 травм, эти цифры кажутся относительно скромными. Но давайте сравним количество пешеходов и велосипедистов на наших улицах и дорогах. Их соотношение вряд ли будет меньше, чем 1:500 в пользу людей на двух колесах. А это означает, что каждый выехавший на украинские улицы и дороги велосипедист имеет почти в сто раз больше шансов стать жертвой дорожно-транспортного происшествия, чем тот, кто передвигается на своих двоих. Вместе с президентом Клуба автомобильных журналистов Украины Максимом Моргунским "Сегодня" разбиралась, как можно снизить травматизм велосипедистов, которые выезжают на улицы наших городов.

Реклама

УБИВАЕТ СКОРОСТЬ

Вне зависимости от того, что стало причиной ДТП, его тяжесть определяет скорость, с которой двигалось транспортное средство. Специалисты по-разному оценивают вероятность летального исхода при наезде автомобиля на пешехода, но в среднем все сходятся на том, что при скорости до 30 км/час вероятность смерти незащищенного участника дорожного движения ниже 5%. При скорости около 50 км/час она возрастает до 30—40%, при 65—70 эта вероятность увеличивается до 70—85%, а при скорости 80—90 км/час нелетальный исход возможен только при фантастическом везении пострадавшего. Учтем, что в 95% ДТП водитель успевает начать торможение и снизить скорость своего автомобиля как минимум на 10—20 км/час. Учтем и то, что велосипедист, двигаясь в попутном с транспортом направлении со скоростью 20—40 км/час, снижает на эту величину скорость, на которой на него может быть совершен наезд. Следовательно, чтобы снизить смертность и травматизм среди велосипедистов, необходимо запретить им движение не только по автомагистралям, но и по автомобильным дорогам с отдельными проезжими частями, которые отделены друг от друга разделительной полосой и где разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств ограничена 110 км/час. Целесообразно также устанавливать знаки "Движение на велосипедах запрещено" в городах одновременно с установкой знака "Ограничение максимальной скорости 80 км/час", поскольку такие участки дорог обязательно имеют менее скоростные улицы-дублеры. В определенных случаях имеет смысл разрешить велосипедистам движение по тротуарам — там, где позволяет ширина. В конце концов, разрешив велосипедистам использовать пешеходные дорожки, можно законодательно ограничить их скорость на тротуарах 15-ю километрами в час. Так же, как ограничена скорость транспорта в пешеходных зонах.

БЕРЕГИ ГОЛОВУ

Реклама

Среди мотоциклистов только самые отпетые соискатели премии Дарвина за самую нелепую смерть не носят защитные шлемы. Защищают свою голову от последствий "асфальтовой болезни" и скутеристы, по крайней мере те из них, у которых есть что защищать. Между тем такие же уязвимые на дороге велосипедисты в массе своей до сих пор игнорируют этот элемент защитного снаряжения. Поэтому в новой редакции Закона о дорожном движении и новых ПДД должно появиться обязательное требование к велосипедистам, выезжающим на дороги общественного пользования: передвигаться исключительно в велошлеме.

НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Реклама

Велодорожки, которые на сегодняшний день проложены, к примеру, в украинской столице, не выдерживают критики. Большинство из них начинается ниоткуда и ведет в никуда, а чтобы проехаться по ним несколько минут, велосипедистам приходится преодолевать десятки километров по неприспособленным скоростным дорогам общего пользования. Как правило, маркированы эти дорожки плохо, а нанесенная на них разметка давно исчезла, не выдержав столкновения с суровой погодной действительностью. Кроме того, зачастую автомобилисты, игнорируя знаки, превращают велодорожки в автопарковки. В Украине почему-то сложилась традиция, что заниматься организацией движения велосипедистов можно "по остаточному принципу", да и дело это, якобы, совсем нехитрое. Совсем по-другому подходят к этому вопросу в Европе (см. фото). Поэтому, каким бы крамольным ни выглядело это предложение, но украинцам стоит прекратить заниматься велопрофанацией и в столице, и в других городах страны. Самый оптимальный вариант — определить несколько райцентров и один не очень крупный областной центр, а затем создать в них нормальные условия обитания для велосипедистов. И только завершив эти пилотные проекты и подготовив грамотных специалистов, можно приступать к строительству велодорог по всей стране. А до этого времени велосипед лучше использовать как спортивный снаряд для прогулок по паркам и лесам. Дело вовсе не в "ущемлении прав велосипедистов". Просто сегодня дорожное движение в Украине организовано так, что люди на двух колесах рискуют вне очереди стать клиентом травматологии — в лучшем случае, или клиентом ритуальных служб — в худшем. И спорить с этим — все равно что отстаивать право "стоять под стрелой" и "влезать туда, где убьет".