Как заработать, открыв небольшой "магазин у дома": бизнес-план

31 мая 2015, 08:00
На продаже продуктов питания и бытовых товаров первой необходимости в магазине у дома можно заработать почти полмиллиона гривен в месяц

Продовольственная лавочка в бельгийской провинции. Фото: Jean-Pol GRANDMONT 

В кризис продажа продуктов пострадала далеко не так сильно, как продажа одежды, говорят эксперты. А все потому, что без еды человек обойтись не может, а без новой одежды — может. "Имеет смысл инвестировать в магазинчики, которые размещаются в спальных районах и требуют 50—100 кв. м. Инвестиции в такой формат небольшие — квадратный метр "под ключ" обойдется в $200—600. То есть в целом на старте понадобится $10—80 тыс., которые можно отбить и за 3 месяца, и за 3 года", — пояснил нам председатель Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. "Сегодня" изучила перспективы инвестирования в "магазин у дома", работающий в столице.


БИЗНЕС-ПЛАН

Реклама

1. ХАРАКТЕРИСТИКА, РАСПОЛОЖЕНИЕ, КОНКУРЕНТЫ

Открываем в Киеве небольшой супермаркет "Скатерть-самобранка". Работать будем по принципу магазинчика у дома, то есть предложим нашим покупателям продукцию первой необходимости, а это — хлебобулочные изделия, молочка, мясо и колбаса, яйца, овощи и фрукты. Кроме того, у нас можно будет приобрести бытовой товар — туалетную бумагу, мыло, порошки, шампуни в скромном ассортименте. Открыть магазинчик планируем в спальном районе, неподалеку от станции метро "Левобережная", где уже имеется два рынка и три супермаркета. Хотя это серьезная конкуренция, свою нишу мы сможем занять благодаря широкому ассортименту продуктов и демократичным расценкам, ведь местные жители, согласно проведенному нами соцопросу, часто недовольны качеством продуктов питания и высокой ценовой политикой в супермаркетах. То есть доход магазина планируем обеспечить за счет хороших объемов продаж, а не сумасшедших наценок на товар. По расчетам, если в наш магазин ежедневно будут заходить 100 человек и приобретать товары на чек в 200 грн, то затраты начнут окупаться через 2—3 месяца.

2. СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ

Реклама

На старте для работы нам понадобится помещение с ремонтом, оборудование и первоначальный запас ассортимента товара.

ПОМЕЩЕНИЕ. Для работы нам понадобится помещение на первом этаже в проходном месте. Возьмем в аренду 100 кв. м (расходы на нее заложим в текущие), где на 70 кв. м разместится торговый зал, а на 30 кв. м — бытовка. Косметический ремонт такого помещения обойдется в 150—300 тыс. грн.

ОБОРУДОВАНИЕ. Для запуска потребуются холодильные и морозильные шкафы. Еще нужны шкафы-витрины, кассовые аппараты и электронные весы, стеллажи, емкости для хранения, доски и ножи. Не обойтись также без столов-стульев, ноутбуков, принтера, сканера, камер видеонаблюдения и сигнализации. На все это потратим около 500—600 тыс. грн, но сэкономить можно, приобретая технику б/у или взяв ее бесплатно у поставщиков.

Реклама

АССОРТИМЕНТ. Для стартовых закупок продуктов (от 500 наименований) заложим 200 тыс. грн. Часть товара возьмем у поставщиков
с отсрочкой платежа.

ИТОГО:0,85—1,1 млн грн.

3. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

Здесь учитываем аренду, ЖКХ, зарплату, текущие расходы.

ПОМЕЩЕНИЕ. Оплата аренды помещения обойдется нам в 20—22 тыс. грн. Еще 6—8 тыс. грн уйдет на "коммуналку", интернет и сигнализацию. Итого:26—30 тыс. грн.

ЗАРПЛАТА. Для организации рабочего процесса нам нужны 8 сотрудников: они будут работать по четыре человека, через день. График работы будет с 8:00 до 22:00, без перерыва. В каждой смене будет охранник, два продавца-менеджера и кассир. Зарплата каждого сотрудника — по 5 тыс. грн. Роль управляющего, с зарплатой в 8 тыс. грн, возьмет на себя владелец магазина. Также нужен бухгалтер для ведения отчетов и походов в налоговую: ему заплатим 6 тыс. грн. Итого:54 тыс. грн.

МЕЛОЧИ. Еще 20—40 тыс. грн заложим на решение текущих вопросов: поддержку товарного ряда, замену лампочек, покупку мыла, туалетной бумаги и ликвидацию каких-то форс-мажоров.

ВСЕГО:100—124 тыс. грн ежемесячно.

4. МАРКЕТИНГ, РЕКЛАМА

Привлекать клиентов будем как через интернет, так и благодаря акциям, бонусам, скидкам.

САЙТ. Желательно создать хотя бы сайт-визитку. На это нужно около 4—6 тыс. грн, плюс 2 тыс. грн — на техническую поддержку, покупку домена и хостинга сроком на год. На сайте разместим информацию о нашем магазине, грядущих мероприятиях, системе скидок и т. д. Итого:6—8 тыс. грн.

А вот возможности социальных сетей будем "эксплуатировать" бесплатно: здесь откроем тематические странички в привязке к району столицы, где работает магазин.

СКИДКИ. Разработаем систему бонусов для клиента. К примеру, в первый визит предложим скидку 10%, а в последующие — "твердую пятерку". Можно предложить отыскать в магазине неожиданную "скидку дня" на ценниках. Традиционно первые десять покупателей в счастливый час будут получать от нас сюрприз. Об интересных акциях будем рассказывать на сайте и в соцсетях, также будем раздавать флаеры у входа в магазин. Такой подход позволит привлечь постоянный круг посетителей и увеличить объемы продаж. На листовки, флаеры, визитки и прочие рекламные хитрости заложим 5—10 тыс. грн.

ВСЕГО:6—8 тыс. грн на старте и 7—10 тыс. грн ежемесячно.

5. ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТА, РИСКИ

Сколько заработаем. Основной доход в магазине получим за счет продажи продуктов питания и бытовых товаров. Средняя наценка на продукцию — 30%. Предположим, что в наш супермаркет ежедневно будет заходить по 100 человек с планом приобрести продукты на чек в 200 грн. Таким образом, в месяц мы заработаем 600 тыс. грн. Минусуем текущие (124 тыс. грн) и маркетинговые (10 тыс. грн) расходы (всего 134 тыс. грн.), получаем 466 тыс. грн дохода. Выходит, что с учетом стартовых (1,1 млн. грн) и маркетинговых (8 тыс. грн) затрат (всего 1,108 млн грн), наш проект начнет окупаться через 2—3 месяца.

РИСКИ. Этот проект жизнеспособен, так как наша целевая аудитория — клиенты разного уровня дохода, от студентов до пенсионеров, которым удобно приобретать товары у дома. Примечательно, что наш магазин сможет обеспечить доход в разное время года — ведь летом, к примеру, будет ориентироваться на продажу мороженого и соков, поэтому риски в виде низких сезонов для нас неактуальны. Валютные колебания также нестрашны, ведь будем продавать продукты и быттовары преимущественно украинского производства.


БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛЫШЕЙ

Формат "магазин у дома" можно встретить в любом районе города. Это, как правило, магазинчики местных предпринимателей, а не детища крупных сетевых компаний, говорят эксперты. Поэтому рано или поздно данный вид ритейла получит новый толчок для развития, чтобы выйти на уровень хороших зарубежных аналогов. "Так, сегмент небольшого формата у нас сейчас совершенно пустой, так как нет сетевиков, которые работают в формате "100 метров площади" и меньше. А у нас минимальным сетевым форматом сейчас считается 500 метров", — пояснил нам партнер Украинской ритейл-ассоциации Андрей Жук. По его словам, следующей ступенью развития фуд-ритейла после того, как наступит насыщение в классических форматах, станет как раз вариант "магазина у дома". "Посмотрите на соседнюю Польшу. Вы там на одной улице сможете увидеть пять "магазинов у дома"! В этой стране сильно развит такой формат торговли", — говорит эксперт.

В ситуации, когда мелкие магазины неизвестных брендов могут уйти в прошлое, а их место займут крупные игроки ритейла, начинающим предпринимателями имеет смысл поймать волну и изучить франчайзинговые предложения торговых компаний, считают эксперты. "Уже сейчас есть варианты, когда бизнесмен, не имеющий опыта в торговле, может открыть супермаркет, как отделение сетевой компании, и спокойно работать. А франчайзинговая компания может помочь предпринимателям решить все оргвопросы, предшествующие запуску супермаркета. В этом списке: выбор места для торговли, ремонт помещения, подбор персонала, налаживание контактов с поставщиками, расстановка товарного ряда по зонам: бакалея, молочные продукты, сладости, кофе-чай, хозяйственные наименования", — отмечает Андрей Кривонос. По его словам, запуск супермаркета под известным брендом позволит не только обеспечить доход, ведь новый магазин будет работать по уже показавшей успех бизнес-модели, но и поможет избежать лишних расходов: "К примеру, можно договориться с поставщиками, чтобы сотрудничать с отсрочкой платежа на 2 недели или месяц. Крупным ритейлерам поставщики скорее идут навстречу, поскольку у них хорошая кредитная история. Кроме того, можно попросить у поставщиков в бесплатное пользование холодильное оборудование — это позволит сэкономить на закупках техники. Правда, в этих холодильниках придется выставлять только продукцию этой компании, иначе можно нарваться на штраф".

СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА ИГРЫ

Доходным торговое дело может быть только в том случае, если предприниматель "держит нос по ветру", считают игроки рынка. "Лучше работать легально и согласно требованиям контролирующих органов. То есть — зарегистрироваться в налоговой, учесть требования санстанции и пожарников, сделать в помещении ремонт, обеспечить в магазин доступ электроэнергии, воды, и т. д. А нанимать сотрудников нужно только с наличием санкнижки. Решение всех этих вопросов требует немало времени, сил и денег, и я знаю, что некоторым предпринимателям без взятки избавиться от проблем не удавалось. Поэтому, если у предпринимателя нет соответствующих связей или допденег, желательно взять в помощь толкового юриста и бухгалтера, которые помогут открыть магазин максимально законно", — говорит владелец продуктового магазина из Одессы Галина Толкунова.

МЕЛОЧИ. На бизнес-старте особое внимание нужно уделить поиску помещения, которое должно находиться на первом этаже здания, в проходном месте. "Небольшой магазин у дома должен иметь площадь хотя бы в 50—150 кв. м, где 2/3 займет торговая зона, а остальное — под подсобку. Важно понимать, что каким бы привлекательным ни было помещение под магазин, открывать его можно лишь в том случае, если в этом месте нет высокой конкуренции. Поэтому не поленитесь обойти район и изучить товарный ряд ближайших супермаркетов, и их ценовую политику. Здесь тоже можно пойти на хитрость: если вы таки решите открыть магазинчик в приглянувшемся месте, можно выставить на прилавок то, чего нет у конкурентов или предложить товар на 5—10% подешевле. Такие "крючки", как правило, неплохо работают", — советует столичный маркетолог Светлана Онищенко. Нельзя забывать также о мерах безопасности, ведь магазин могут обокрасть и покупатели, и сотрудники. "Если вы решили открыть магазин самообслуживания, будьте уверены, что видеокамеры, сигнализация, рамки-"пищалки" и охранник позволят упредить до 70—80% случаев воровста. Конечно, если вы открываете обычный магазин, где продавец торгует за прилавком, случаи воровства в разы меньше. Но это не значит, что у вас работает честный персонал. Поэтому без контроля никуда", — говорит Толкунова.

РАЗВИВАЕМ БИЗНЕС ПОСТОЯННО

Рынок ритейла является долгим бизнесом, отмечают участники рынка, и здесь нужно постоянно вкладывать деньги в расширение. "Если месторасположение выбрано удачно, спрос на товар высокий, а покупатель активный, то выйти на самоокупаемость можно уже на 2—3 месяц работы магазина. При этом важно понимать, что доход в полмиллиона-миллион гривен в месяц не является деньгами в чистом виде, которые можно забрать из бизнеса в любой момент — и купить путевку за границу. Эти средства должны постоянно "крутиться" в магазине — ведь каждый день нужно закупать у поставщиков хлеб, молоко и мясо, а если не рассчитаешься вовремя, то и поставок не будет. Поэтому деньги вроде и есть, а вроде их и нет", — говорит владелец магазина в Николаеве Ольга Шинкаренко. По ее словам, лучше зарабатывать в магазине за счет потока покупателей, а не на высоких ценах: "Высокий спрос на товар позволяет заработать где-то в 1,5 раза больше, нежели политика дорогих товаров. А если получишь допсредства, уже думаешь о развитии. Можно выкупить арендуемое помещение, открыть мини-пекарню или продавать салатики. А можно отдать часть зала в субаренду и открыть, например, валютный обменник".

СЛЕДИМ ЗА ВКУСАМИ. Высокие продажи в магазине могут быть постоянными, если предприниматель следит за предпочтениями покупателя и его уровнем дохода. "На этапе запуска небольшого магазина можно заказать стандартный набор продуктов в пределах 500—700 наименований: хлеб, молочка, колбасы, крупы, макароны, чай, сладости. Но каждые три месяца нужно подводить итоги — что из этих товаров хорошо продается, а что зря простаивает на прилавке. Простой несет прямые потери предпринимателю, поэтому ассортимент товара нужно постоянно менять. К примеру, если в моде украинские продукты, стоит сделать ставку на их закупку. Кроме того, не забывайте о сезонных предпочтениях: летом продавайте больше мороженого, а зимой можно предлагать горячий кофе или чай. А еще можно хитро расставлять товары в магазине: молоко и хлеб лучше ставить в конце торгового зала, дабы покупатели, в поисках этих продуктов, взяли еще что-то вкусненькое к столу. Так тоже можно увеличить объемы продаж", — говорит маркетолог Онищенко.