Как заработать на маникюре: бизнес-план

8 февраля 2015, 08:00
По мнению экспертов, сегодня актуальны экспресс-услуги стрижки, маникюра, отбеливания зубов, однако проще этот бизнес открыть на условиях франшизы

Хорошим антикризисным вариантом инвестирования является вложение средств в экспресс-бизнес по франшизе. "Для начинающих предпринимателей этот формат удобен тем, что работаешь по уже готовой бизнес-модели, которая показала свою эффективность и жизнеспособность. Это лучше, чем придумывать стартап с нуля и не иметь гарантий, что бизнес-идея окажется актуальной и прибыльной", – разъясняет глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. По его словам, экспресс-бизнес по франшизе интересен еще и сравнительной дешевизной, и требует вложений до $15-30 тыс.: "Эти инвестиции могут окупиться достаточно быстро – за период от полугода до двух лет".

НА СТАРТЕ. Аналитик компании "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко считает экспресс-бизнес перспективным потому, что тут предприниматели ориентируется на быстрое обслуживание клиентов: "В больших городах у людей мало времени на стрижку, маникюр и прочие бьюти-процедуры. И если, к примеру, постричься можно за 15-30 минут, хотя обычно на такую услугу уходит около часа, то экспресс-обслуживание позволяет сэкономить немало времени, и, соответственно, обслужить больше клиентов. Поэтому логично, что вечно спешащий клиент пойдет в экспресс-салон".

Реклама

По мнению финаналитика, экспресс-услуги бьюти-сектора могут привлечь клиентов также благодаря невысоким ценам, что в условиях кризиса позволяет не тратить больше 50 грн. "Прибыли в экспресс-бизнесе бьюти-формата обеспечиваются за счет высокого потока клиентов. Поэтому если на 2-3 месяц после открытия салона туда по-прежнему приходит мало клиентов, есть смысл изменить месторасположение экспресс-точки. Благодаря мобильности студий экспресс-обслуживания, легко ликвидировать многие стартовые ошибки, чтобы в итоге сделать бизнес доходным", – считает Андрей Кривонос. "Сегодня" изучила плюсы и минусы вложения средств в маникюрный экспресс-салон, работающий в Киеве по франшизе.

Бизнес-план маникюрного салона

Реклама

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Открываем в Киеве салон экспресс-маникюра "Ноготок". Работать будем по франшизе с украинской бьюти-компанией. Предоставим услуги маникюра, наращивания, покрытия ногтей. Также будем продавать лаки, масла, сушки. Разместим "Ноготок" в ТРЦ, рядом с метро, в Голосеевском районе. Это место с хорошей транспортной развязкой, поэтому нашими клиентами будут покупательницы, сотрудники соседних офисов, случайные прохожие. Конкуренция высокая – около 5-10 парикмахерских, соляриев, СПА. Но наш проект займет свою нишу, ведь будет ориентирован на экспресс-обслуживание и невысокие цены.  Если ежедневно 30 человек оставят в салоне по 70 грн, то проект начнет окупаться через 2 года.

2. Стартовый капитал

Реклама

Для запуска проекта по франшизе нам нужно оплатить паушальный (вступительный) взнос. Это позволит работать под "крышей" известного бренда, что упростит приток клиентов. Еще понадобятся мебель, оборудование и запас товара. Поэтому мы купим брендированную стойку (со шкафчиками, рабочим местом, стульями), униформу, ножницы-пилочки, косметику, дезинфекторы-стерилизаторы, лампы (ультрафиолетовая и для освещения), фрейзер, парафинотопку, ванночки, полотенца и другие аксессуары. А для контроля и безопасности не помешает купить сейф и камеры видеонаблюдения. Итого: 250-350 тыс. грн.

3. Текущие расходы

Сюда включаем расходы на аренду помещения в 6-12 кв. м, где за каждый "квад­рат" отдадим по 800-1200 грн. Плюсуем сюда ежемесячные расходы на "коммуналку", в основном на электроэнергию и воду (в бутылях) – около 1200-2000 грн. Еще 2000 грн заложим на ремонт оборудования, закупку косметики, мыла, чистящих средств, туалетной бумаги и т. д.  Обязательная статья расходов – это роялти (по факту платим за услуги франчайзинговой компании), которые могут потянуть на 1500-3000 грн. Что касается штата и зарплат, то трудиться в салоне будут четыре мастера маникюра с посменным графиком (два дня работают, два дня отдыхают). Вместо стандартного оклада они будут получать процент от заказа (около 30%). Также нужен бухгалтер на полставки (2000 грн), а администратором и уборщиком будет владелец бизнеса (3000 грн). Итого: от 14,5 до 26,4 тыс. грн.

4. Маркетинг, реклама

Преимуществом работы салона экспресс-маникюра на условиях франшизы является возможность бесплатного обучения сотрудников, а также рекламная поддержка. То есть франчайзинговая компания может, как минимум, разместить информацию о нашем проекте на своем сайте, во время различных рекламных кампаний, как в интернете, так и на радио, телевидении.  Тем не менее владелец бизнеса может, при согласовании с франчайзинговой компанией, устраивать различные рекламные акции на локальном уровне - для продвижения своего салона. Эффективно сработать тут могут штендер (выносной информщит), визитки, флаера, радиореклама в ТРЦ. Кроме того, можно продвигать проект в социальных сетях и на биржах онлайн-объявлений. Итого: 2000-3000 грн. в месяц.

5. Окупаемость проекта

Сколько заработаем. Если средний чек клиента составит около 70 грн, а в день к нам придут 30 человек, то в месяц заработаем около 63 тыс. грн, при этом доход владельца составит 44,1 тыс. грн, так как 30% от заказа получают мастера. Минусуем текущие (26,4 тыс. грн) и маркетинговые (3000 грн) расходы (всего 29,4 тыс. грн) и выходим на 14,7 тыс. грн. С учетом стартовых (350 тыс. грн) расходов, понимаем, что наш салон экспресс-маникюра начнет окупаться через два года.

Проект "Ноготок" жизнеспособен в кризис, ведь услуги экспресс-маникюра пользуются высоким спросом в крупных городах, где у местных жителей наблюдается проблема нехватки времени. А невысокие цены на услуги позволяют клиентам сэкономить деньги, что в кризис не может не радовать.

Выбираем экспресс-бизнес по вкусу

По словам экспертов, сегодня выбор франшиз экспресс-бизнеса весьма широк. "Чтобы не растеряться в изобилии предложений, предпринимателям-новичкам лучше ориентироваться на популярность торговой марки, "биографию" компании и эффективность работы точек в системе франчайзинга", — рекомендует Андрей Кривонос.

В ТРЕНДЕ. Нынче экспресс-услуги модно предлагать в совершенно разных направлениях – химчистки, прачечные, станции техобслуживания. "Эти услуги пока мало распространены в Украине, но очень популярны в Европе и США. К примеру, человек собирается потратить пару часов в развлекательном центре, и хочет за это время провести экспресс-диагностику автомобиля. Для этого нужно заказать услугу, и на парковку к ТРЦ приезжает мобильная СТО. За сорок минут машину проверят, заменят масло, послушают работу двигателя, подтянут несколько болтов. По результатам такой диагностики водителю предоставят резюме: "Ваше авто в исправном состоянии" или "Вашей машине требуется серьезная проверка двигателя", - рассказывает Кривонос.

КРАСИВО. Что касается Украины и стран СНГ, то сейчас в этом регионе имеется высокий спрос на экспресс-услуги сегмента красоты – стрижку, маникюр, наращивание, покраску и колорирование волос, плетение кос, моделирование причесок, отбеливание зубов и т. д. "Все эти идеи приходят в головы людям, которые долгое время проработали в сегменте бьюти-услуг. Многие владельцы франчайзинговых компаний имеют опыт руководства традиционными салонами красоты, стоматологическими клиниками или аналогичным бизнесом. И в какой-то момент эти люди поняли, что какую-то услугу можно выделить в формат "экспресс" – чтобы увеличить поток клиентов и снизить стоимость процедуры. Судьба этих бизнес-идей разная, но некоторые приживаются", – говорит Кривонос. В качестве примера эксперт приводит одну из неожиданных идей бьюти-бизнеса по франшизе: "Речь идет о формате мобильного салона красоты: базовые приборы собраны в один чемоданчик, и девочки, предварительно получая заказы на мобильный, приходят на дом или в офис, где и обслуживают клиентов. Это очень удобно для тех, кто готовится к корпоративу или свадьбе. Таким образом, простая идея чемоданчика была возведена в формат бизнеса".

ДЕЛАЕМ СТАВКИ. В какое именно направление красивого экспресс-бизнеса вкладываться, каждый должен решить сам. Но, по оценкам экспертов, перспективными для бизнес-старта в Украине можно назвать следующие направления: экспресс-услуги парикмахерской, маникюра и отбеливания зубов. "В этих франшизах нужны разные стартовые инвестиции, но можно найти предложения даже до $5-15 тыс. То есть эти стартапы по карману предпринимателям, решившимся работать в рамках готового бизнеса", – говорит финаналитик Иван Никитченко. Еще одним плюсом недорогих франшиз, по мнению Никитченко, можно считать бесплатное обучение сотрудников, помощь в подготовке бизнес-плана и выборе подходящего расположения будущей экспресс-точки. Также "материнская компания" организовывает рекламную поддержку, покупку оборудования и косметики по оптовым ценам, консультации.

Учим мастеров и готовим подушку

Если предприниматель хочет вложиться в экспресс-бизнес по франшизе, ему придется научиться дисциплине, предупреждают франчайзеры. "Такой бьюти-бизнес прибылен потому, что работает по четким правилам. И если туда внести элементы эксперимента – например, увеличить диапазон услуг или время обслуживания клиента, тогда успешные бизнес-схемы могут стать убыточными", - предупреждает Андрей Кривонос.

МЕСТО. Открывая экспресс-точку, лучше делать ставку на места с высоким людским потоком. "Идеальным вариантом будет размещение экспресс-студии в ТЦ или ТРЦ. Удобно ведь сделать покупки и обслужиться у мастера, не записываясь заранее. Также можно размещать экспресс-студию в спальных районах, но тут важно учитывать проходимость людей в месте, где планируется открыть точку. Оптимально – открывать ее рядом с магазином или МАФами", – говорит директор ООО "Экспресс Маникюр" Елена Лящевская.

Примечательно, что размещать экспресс-точку можно и в самых неожиданных местах. К примеру, за рубежом такой бизнес часто работает в аэропортах. "В этом плане гибким является также бизнес по экспресс-отбеливанию зубов, ведь такие бутики можно устанавливать даже в свадебных и модельных агентствах, аптеках и фитнес-клубах", - поясняет директор по развитию ТМ Express White Дмитрий Лузаков.

КОНКУРЕНТЫ. Не стоит опасаться бизнес-"врагов": часто привлечь клиентов помогает известность бренда. "Если разместить экспресс-салон рядом с салоном эконом- или бизнес-класса, они не будут составлять друг другу конкуренцию. Ведь в экспресс-салон пойдут люди, которые ценят время и деньги", – поясняет руководитель отдела франчайзинга ТМ "Экспресс Стрижка" Александр Дзус.

КОМАНДА. В экспресс-бизнесе важно правильно подобрать и обучить команду. "Франчайзинг – это не депозит, а бизнес. Нужно отдавать всего себя работе или найти того, кто будет постоянно вдыхать свежую предпринимательскую струю в бизнес. Поэтому, как правило, еще на этапе обучения становится понятно, пригоден ли сотрудник к работе в условиях экспресс-бизнеса или нет", – уверен Лузаков. Андрей Кривонос уточняет: успех бизнесу во многом обеспечивает профессионализм мастера. "Маникюр и стрижки актуальны для мужчин, женщин и детей. Это значит, что мастера должны быть универсальны – быстро и качественно обслуживать любого клиента – так как в экспрессе на одного человека может быть отведено 15-30 минут", – поясняет он.

ДЕНЬГИ. Однако хороший сотрудник в экспресс-точке не будет работать за маленькие деньги. Поэтому не помешает мотивировать мастеров зарплатой в виде ставки и процента от заказа (в бьюти-сегменте сотруднику обычно достается около 30% – Авт.). А во избежание воровства и мошенничества желательно весь бизнес-процесс взять под жесткий контроль. "Для этого на каждой студии нужно ставить камеру и кассовый аппарат (возможно, понадобиться и сейф). Таким образом, предприниматель защищает себя от неприятных инцидентов", – поясняет Елена Лящевская.

РИСКИ. По словам Александра Дзуса, экспресс-бизнес, как и любой другой, подвержен рискам – например, сезонности или курсовым колебаниям, поэтому нужно всегда оперативно реагировать на возникающие проблемы, и вовремя их ликвидировать. Согласны с этим и банкиры. "Старт в условиях кризиса – это доприск. Так что не помешает заложить финансовую "подушку безопасности" на незапланированные расходы. Для этого достаточно 20% от объема стартовых инвестиций. При этом средства должны быть доступными в любое время. Наилучший инструмент для этого – текущий счет в банке", — говорит директор розничного бизнеса UniCredit Bank Любомир Пунчев.