Как украинское небо прожило год без "АэроСвита"

25 декабря 2013, 09:44
"Борисполь" боролся с трудностями, а чартеров и лоукостов становится все больше

"АэроСвит" обанкротился уже год назад. Фото из архива "Сегодня"

Чуть больше года прошло с того момента, как обанкротился "АэроСвит". Это событие довольно сильно повлияло на украинский рынок авиаперевозок, пишет "Дело".

Первое, за что начали бороться авиакомпании в уходящем 2013 году — освободившиеся направления. До банкротства "АэроСвит" обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны мира. Освободившиеся направления разлетелись как "горячие пирожки". Львиную часть направлений забрала МАУ. Часть направлений досталось Wizz Air, "Ютейр" и Air Onix.

Реклама

С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий — только на 0,3%. Объяснение простое — большую часть клиентов "АэроСвита" получили и иностранные перевозчики. Причем, кроме европейских компаний, на рынок вышли и азиатские перевозчики, многие из которых делают сейчас ставку на Украину.

Банкротство "АэроСвит" подкосило и главный столичный аэропорт "Борисполь" (авиакомпания обеспечивала 32% всего объема авиаперевозок аэропорта), который только к концу года смог выйти в "плюс" по пассажиропотоку. В ноябре аэропорт обслужил 623,9 тыс. пассажиров, что на 12,6% больше, чем в ноябре-2012. До этого главная воздушная гавань теряла пассажиров. В итоге за 11 месяцев "Борисполь" обслужил 7,32 млн пассажиров против 7,94 млн за аналогичный период 2012 года.

Но все же конец 2013 года "Борисполь" встретил на мажорной ноте. С начала зимней навигации аэропорт открыл более 20 новых авиасообщений в страны Европы и Азии. Открытие новых рейсов сопровождалось "терминальной революцией". Так, терминал "В" аэропорта "Борисполь" решили передать под чартерные рейсы и рейсы "бюджетных" авиакомпаний. А терминал "F" и вовсе отдали под грузовые перевозки.

Реклама

Тем временем, показатели аэропорта "Киев" за 11 месяцев, в отличие от "Борисполя", демонстрируют положительную динамику роста. Услугами аэропорта воспользовались 1,71 млн пассажиров, что на 154% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Кроме того, в ноябре-2013 Украина на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе парафировала Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС, которое снимает ограничения для авиасообщений с 31 марта 2015 года. В частности, Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Евросоюза смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании — в ЕС. Ожидается, что конкуренция поспособствует установлению рыночных цен на все рейсы.

Кроме того, в сентябре 2013 года произошло еще одно знаковое для всей отечественной авиационной отрасли событие — Украина получила I категорию FAA (ФАА — Федеральной авиационной администрации США). Это значит, что украинские перевозчики получили возможность значительно расширить географию полетов и открыть рейсы в города США без ограничений частот.