Как спасти гривну и достигла ли она пика падения

27 февраля 2015, 15:12
Эксперты считают, что власти должны четко назвать курс, который способны поддержать, и провести реформы

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Где дно падения курса гривны и что предпринять для укрепления национальной валюты – эти вопросы, как и урегулирование конфликта на Донбассе, стали  одной из ключевых тем в жизни страны.

По оценкам экспертов, спрогнозировать пик падения национальной валюты сейчас крайне сложно, поскольку на курс влияет очень много факторов и в рамках финансовой сферы, и вне ее. "Последние показатели за январь продемонстрировали, что у нас падение только нарастает. Падение промышленности – 22%. Понятно, война, торговая война с Россией. Но 22% – очень много, что, естественно, влияет на курс", – заявил в комментарии Сегодня.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его мнению, ситуация в экономике может еще ухудшиться. "К сожалению, падаем, и точки пока не видно", – сказал эксперт. Однако даже в такой сложной ситуации, учитывая вовлеченность всех ветвей власти, есть все шансы спасти гривну. "Я думаю, что так, как власть сейчас взялась за этот вопрос, наверное, это уже пик (падения курса национальной валюты)", – уверен экономист Виктор Лисицкий.

Реклама

Официальный курс доллара в феврале

По прогнозам специалистов, соотношение гривны к доллару на уровне 28-30 грн уже будет  позитивным сценарием. Отметим, на утро 27 февраля официальный курс доллара составлял  30,01 грн, после 14.00 он опустился до 27,76 грн. В обменных пунктах  американскую валюту в среднем покупают по 28,10 грн, продают – по 32,46 грн. На межбанковском рынке только за вчерашний день курс доллара вырос практически на 9 гривен – во второй половине дня НБУ проводил интервенцию по курсу 28 грн/долл. "Перенос решения МВФ по кредиту на март, неопределенность по развитию ситуации на Донбассе, необходимость финансирования бюджета – это факторы против гривны. Стабилизация рынка хотя бы на отметках 28-30 грн/доллар в ближайшие недели уже будет позитивным сценарием. В противном случае – НБУ вынужден будет применять административные меры, в условиях которых черный рынок будет продолжать рост. При негативном решении МВФ – дефолт с очевидными последствиями для гривны", – считает ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин.

Реклама

Глава НБУ Валерия Гонтарева уверена, что курс гривны удастся выровнять, когда ситуацию поправят кредиты от МВФ и других международных доноров. "Если убираем паническую составляющую, цифры вернутся туда, где должны быть. Как только получим помощь от международных спонсоров ... мы совершенно спокойно смотрим в будущее", – отметила она. Впрочем, конкретных цифр глава НБУ не назвала. 

Дефолт в нынешних условиях все же остается маловероятным сценарием. По мнению экономиста Виктора Лисицкого, этого просто не допустит МВФ. С ним солидарен и председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Он пояснил:

"Я считаю, что угрозы дефолта Украины сейчас не существует, потому что наши международные партнеры, в том числе и МВФ, заявили о продолжении сотрудничества с Украиной"

"А это значит что, как минимум, Украину перекредитуют на те суммы обязательств, которые украинский бюджет должен выполнять. Так что угрозы нет, разве что правительство своими еще более неэффективными действиями просто искусственно приведет страну к дефолту", – заявил Новак.

Реклама

Спасти ситуацию без помощи МВФ Украине действительно будет крайне сложно. "К сожалению, в этом году без кредита МВФ будет очень тяжело – мы должны отдать по внешним долгам около 11 млрд. долларов. Стремительная девальвация значительно увеличила наш долг, выраженный в гривне", – заявил в комментарии Сегодня.ua председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, народный депутат от Радикальной партии Сергей Рыбалка.

Однако ресурс, который Украина рассчитывает получить от Международного валютного фонда, будет направляться не на покрытие дефицита бюджета или вливания на валютный рынок, а, в первую очередь, на погашение внешних обязательств. "МВФ нам никак не поможет стабилизировать ситуацию. МВФ дает ровно столько, чтобы погасить старые долги МВФ и еврооблигации, которыми владеют американские инвесторы", – уверен экономист Александр Охрименко. При этом цели, на которые Украина сможет потратить будущий транш, будут заранее четко прописаны. "Это большое заблуждение, что МВФ даст нам 20 млрд. и скажет НБУ: пожалуйста, поддерживай курс. Я допускаю, что какая-то сумма из этих денег в режиме 5% пойдет на поддержание курса. Но это большой вопрос. Это, безусловно, очень позитивный момент для рынка, но это не таблетка от всех болезней", – считает председатель Наблюдательного совета ПАО "Национальный кредит" Андрей Онистрат. По его мнению, будущий транш не может радикально изменить ситуацию. "Я не считаю, что деньги МВФ нас спасут. Деньги МВФ – это как свет в конце туннеля, которые заставляют сегодняшнюю власть брать на себя какие-то обязательства законодательные, в том числе по реформам. Но это отнюдь не палочка-выручалочка", – заявил Андрей Онистрат.

Сотрудничество с МВФ остается критически важным для Украины не только в разрезе получения транша размером 17,5 млрд долл (в перспективе эта сумма может быть увеличена до 40 млрд долл), о котором идет речь в рамках новой программы, но и в целях активизации работы с другими финансовыми организациями и правительствами. "Это сигнал для них, что с Украиной можно работать. Потому что все наши кредиторы, инвесторы ориентируются на сотрудничество с МВФ. Если со страной не работает даже МВФ, то с этой страной никто не работает", – сказал председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Однако для продолжения работы с Фондом Украина должна радикально оздоровить финансовую сферу и провести реформы. "За последние годы накоплены огромные дисбалансы в Пенсионном фонде и "Нафтогазе". Наш общеэкономический кризис усугубляется системным банковским кризисом. Кредитование экономики практически замерло еще в прошлом году. Если в очередной раз бездарно "проедим" международные кредиты без системных реформ, то дефолт через несколько лет нам обеспечен", – заявил председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Один из факторов, которые влияют на решения МВФ, – коррупционная составляющая, с которой украинской власти еще предстоит наладить эффективную борьбу. "Когда приезжает миссия, анализирует документы, ситуацию, в том числе, закон о госбюджете, и видят, что реально реформ нет, то у них возникают вопросы, а кому и под что они должны давать деньги. Конечно, в коррупционную схему давать деньги никто не хочет. И поэтому с каждым новым траншем МВФ выдвигает все более жесткие условия украинской власти", – отметил Андрей Новак.

Реформы, которые бы позволили оздоровить экономику, Украине действительно необходимы. "В случае получения кредита МВФ, мы вместе обязаны стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и создать серию стимулов для восстановления роста экономики. В первую очередь – стимулы для реальных производителей в перспективных отраслях с учетом импортозамещения", – уверен Сергей Рыбалка. По его мнению, для Украины важно повышать эффективность работы органов власти, поддержать малый и средний бизнес, продолжать модернизацию энергетики и снижать зависимость от импорта энергоносителей.

При этом особое внимание необходимо уделить развитию ключевых сфер бизнеса, которые способны дать существенный рост экономике. "Мне представляется, что надо было бы дать сигналы бизнесу: поворачивайтесь к горно-металлургическому комплексу, к сельскому хозяйству, правительство должно пересматривать условия регулирования бизнеса, уделить особое внимание в публичных выступлениях. Это создаст основу для роста", – считает Виктор Лисицкий. Он от метил, что аграрный сектор в 2014 году принес около 11 – 12 млрд долл превышения экспорта над импортом, аналогичная ситуация и в горно-металлургическом комплексе. "Там тоже плюс по экспорту – импорту товаров порядка 11 млрд долл. Это очень хорошо. Но что происходит с горно-металлургическим комплексом на деле? Этот плюс обеспечен в таких условиях, когда в Донецкой, Луганской областях ужас продолжается – война фактически идет", – заявил Лисицкий.

В нынешних действиях Нацбанка, по мнению экспертов, есть и определенное рациональное зерно, и ошибки, но главное – украинцы должны четко понимать, на какой конкретно отметке реально находится курс гривны, а рынок – в полной мере получать объяснения тех или иных нововведений регулятора.

"Часть административных ограничений применяется как бы правильно, но они дают мало результата, т.к. в нескольких случаях просто опаздывают. А вот полный запрет банкам продавать валюту клиентам был уже ошибкой. Он только раздул панику. Правильно, что его отменили", – заявил председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.

Напомним, после рекордного в истории нацвалюты витка девальвации, когда курс подскочил выше 30 грн/долл, Нацбанк запретил банкам давать клиентам гривневые кредиты для покупки валюты, а все контракты по предоплате импорта от $50 тыс Нацбанк начал проверять (до этого проверяли только покупку валюты от $100 тыс). Кроме того, 25 февраля НБУ запретил банкам покупать доллары по поручению клиентов. Предполагалось, что это ограничение продлится минимум до 27 февраля, однако после встречи главы НБУ Валерии Гонтаревой с президентом Петром Порошенко, премьер-министром Арсением Яценюком, а также главой Минфина и другими чиновниками, НБУ отменил этот запрет.

Сейчас эксперты сходятся на том, что НБУ совместно с другими представителями власти необходимо назвать, на какой именно отметке закрепится курс гривны. "Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, премьеру, министру финансов и главе НБУ нужно определить математически, аналитическим путем новый равновесный курс гривна/доллар. Нужно определиться с тем, какую сумму выделить на поддержание этого курса и зафиксировать в сознании людей мысль о том, что это именно этот курс, и Нацбанк не просто чешет языком, а может подтвердить это реальными платежами", – считает председатель Наблюдательного совета ПАО "Национальный кредит" Андрей Онистрат.

По его мнению, НБУ должен задействовать монетарно-финансовые инструменты вплоть до валютных интервенций. "Я бы душил ликвидность, делал интервенции и решал вопрос со спекулянтами. При этом я не стал бы называть это валютным коридором, валютным потолком – как по мне, это не совсем корректное определение. Я бы назвал подобную стратегию сочетанием административных и финансовых способов воздействия на валютный рынок", – подчеркивает Онистрат.

По мнению Андрея Новака, Нацбанку стоит перейти от плавающего курса (напомним, 5 февраля НБУ "отпустил" курс гривны) к формированию валютного коридора. Эксперт заявил:

"Для стабилизации курса гривны необходимо сменить стратегию так называемого плавающего курса на стратегию валютного коридора в сторону незначительного укрепления относительно сегодняшнего курса"

Для того, чтобы действия в валютной сфере были эффективными, всем ветвям власти нужно объединить усилия. "НБУ – это только одна из составляющих рынка. И действия регулятора сегодня ограничены отсутствием долларового ресурса для рыночной стабилизации курса. Остаются административные меры: ограничение снизу (спрос) и стимуляция сверху (предложение). Некоторые из таких мер, конечно, жестко воспринимаются участниками рынка. Необходимы не только решения НБУ, но и правительства в отношении изменения составляющих этого спроса и предложения", – считает ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин.

По мнению Сергея Рыбалки, совместные усилия помогли бы добиться существенных изменений, в том числе в борьбе со спекуляциями. "Чтобы реально стабилизировать ситуацию, давно пора было действовать решительно и жестко, объединив усилия всех органов власти. У кого, как не у налоговой, таможни и НБУ вместе взятых есть вся картина по экспортно-импортным контрактам и действиям банков? Вместе они могут, с одной стороны, "зарубить" спекулянтов, а с другой – дать экспортерам стимулы для заведения валютной выручки в страну", – заявил Рыбалка. Но для этого нужна политическая воля премьера, президента и большинства в парламенте. "Мы постоянно призывали Нацбанк и Минфин к сотрудничеству с ключевыми парламентскими комитетами в этих вопросах. Предлагали правительству создать серию стимулов для экспортеров – от страхования до льготного кредитования. Есть еще хорошая идея экспертов относительно специальных сессий НБУ по выкупу у экспортеров валютной выручки, которые бы гарантировали автоматический возврат им НДС", – отметил Рыбалка. Таким образом, по его мнению, можно было бы перенаправить эмиссию гривны с "проедания" на прямую поддержку товаропроизводителей. "Это бы способствовало увеличению занятости и налоговых поступлений. Я уже не говорю об уменьшении коррупции в сфере возврата НДС", – сказал он.

По мнению экономиста Виктора Лисицкого, в нынешней ситуации было бы оправданно дифференциировать сроки возврата валютной выручки экспортерами в зависимости от сферы деятельности. "Я понимаю, когда завод продает сложную продукцию, нужно время. Но если поставляется зерно, то чего там долго ждать? Нужно очень серьезно поработать над дифференциацией сроков валютной выручки. Одно дело – для сложной техники, а другое дело – для массовых однородных товаров. Для них, наверное, можно было бы отработать соответствующие механизмы, чтобы экспортеры могли быстрее возвращаться деньги", – заявил Лисицкий.

Еще один ключевой фактор – это четкое информирование о действиях НБУ. Андрей Онистрат уверен:

"Главное – отказываться от страусиной стратегии отмалчивания. Поскольку ни к чему, кроме паники, это не приводит"

"Страна ропщет, уже все ненавидят тех людей, которых они позавчера избрали – это путь в никуда", – убежден Онистрат. По мнению Андрея Новака, НБУ и правительство отвечают за курс в равной степени, потому они должны обязательно вместе огласить дальнейшую стратегию. "И этот шаг даст сигнал рынку, что украинская власть будет загонять курс в сторону укрепления, а участники поймут, что не стоит придерживать валюту", – считает Андрей Новак.

Еще одним фактором, который бы помог стабилизировать ситуацию, является приток средств в банковскую систему. Однако для этого необходимо предпринять ряд мер. "Нужно издать закон, запрещающий вводить временную администрацию в крупные и средние банки. Все банки, в которые введена временная администрация, должны быть национализированы без ликвидации. Чтобы успокоить население, чтобы население не забирало деньги из банков, а наоборот несло", – заявил экономист Александр Охрименко. По его мнению, необходимо также отменить налог на депозиты. Это помогло бы успокоить население, и часть украинцев понесла бы валюту в банки, что положительно бы повлияло на всю систему.