Насколько подорожали автомобили из-за роста курса доллара и евро

7 апреля 2014, 16:00
Курсовая разница и новые законы негативно повлияли на автомобильный рынок

Автосалоны. В прошлом месяце постоянно пересматривали цены из-за падения национальной валюты. 

Март для украинцев, которые планировали купить авто в этом году, оказался шокирующим. В одних салонах вместо ценника повесили таблички "цену уточняйте у продавца", а в других цифры переписывали по три раза на день. В отличие от 2009 года, когда было то же самое, сегодня автодилеры не обладают "запасом прочности" (кризису 2008-го предшествовали несколько лет удачных продаж, и продавцы смогли скопить немало денег. После этого времени продажи начали падать), поэтому были вынуждены менять цены в соответствии с курсом доллара и евро. На автоцены повлияла и новая власть, которая начала пересматривать законодательство, влияющее на фискальную нагрузку автодилеров. "Сегодня" выяснила, как изменились цены, какие авто сейчас самые доступные и как обстоят дела с автокредитами.

Продажи упали в два раза

Реклама

На днях ассоциация автопроизводителей "Укравтопром" обнародовала неутешительную статистику продаж на авторынке. В марте этого года было продано 10,9 тыс. единиц — на 52% меньше по сравнению с этим же месяцем 2013 года. А если сравнивать с февралем-2014, то продажи упали на 28%. Лидер авторынка — отечественный ЗАЗ (корпорация "УкрАВТО"), который в марте нарастил продажи по сравнению с аналогичным месяцем 2013 года на 2% — до 1441 автомобиля. На втором месте — китайский Geely с результатом 1429 автомобилей, что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина успеха обоих производителей — наличие в ассортименте недорогих моделей (от 50 до 100 тыс. грн).

Курсовая разница

Чтобы выяснить, на какой уровень поднялись цены на авто, мы посетили несколько салонов. До того как открыть дверь первого, у нас была надежда, что рост коснулся лишь некоторых (например, свежезавезенных) моделей. Задачей было найти машину примерно за 100 тыс. грн — еще в конце прошлого года за такие деньги можно было приобрести вполне приличную иномарку.

Реклама

Увы, надежды не оправдались. За самый дешевый Hyundai i10 теперь просят 137 тыс. грн, хотя еще в феврале он стоил 120 тыс. А в автосалоне KIA за модель Cee'd запросили 225 тыс. грн, хотя стоила она лишь 190 тысяч. Обойдя с десяток салонов, мы обнаружили, что в среднем скачок цен в гривнях составил 25—30%. Может, отечественные авто подорожали не так сильно? Увы, нет: в "Автоцентре на Столичном" (дилер ЗАЗ) тоже заметен рост цен — в среднем авто украинской сборки подорожали на 20%. Правда, до сих пор можно купить машину 2012—2013 годов (новую) по старой цене.

А вот в автосалонах АИС (торгуют Geely, собранными в Украине) и у дилеров корпорации "Богдан" (собирают снятые с производства ВАЗы) рост цен не превысил 10%.

Интересное наблюдение: во всех автосалонах начали продавать не только новые, но и подержанные авто. Также везде предлагают услугу Trade-in (обмен старого авто на новое с доплатой).

Реклама

Как новые законы повлияют на цены

В конце марта Верховная Рада и правительство приняли ряд важных решений, которые прямо влияют на цены в автосалонах.

АКЦИЗЫ. Неприятная новость для тех, кто хочет купить авто — с 1 апреля начал действовать Закон о предотвращении финансовой катастрофы, которым предусмотрено двукратное повышение акцизов на новые иномарки. Затрагивает этот закон больше всего авто с бензиновыми моторами более 3 л (внедорожники), для которых ставка сбора теперь составляет 6,54 тыс. евро — соответственно, они подорожают на 3,2 тыс. евро. Также значительно вырастут в цене авто с дизельными двигателями объемом выше 2,5 л — акциз на них подняли до 7,4 тыс. евро (вырос на 2 тыс. евро).

А вот остальные иномарки почти не подорожают: для машин с двигателем до 1 л акциз подняли на 50 евро, 1,0—1,5 л — на 45 евро, а 1,5—3,0 л — 195—390 евро. Эти деньги автодилеры вполне могут заплатить со своей маржи. Кроме того, по словам главы Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, практически все импортеры успели растаможить машины до нововведения, запаса хватит до конца лета.
Отметим, что незначительное (на 110 евро) подорожание ждет и автомобили украинской сборки: акциз на кузова для них подорожал до 220 евро. Но, скорее всего, на ценах это никак не отразится.

СПЕЦПОШЛИНЫ. По решению Межведомственной комиссии по международной торговле, с 14 апреля спецпошлины на иномарки снизят на 33%. Еще через год их снизят еще вдвое. В результате этого решения импортные авто с бензиновыми моторами объемом 1—1,5 л будут облагаться по ставке 4,31% (а не 6,46%), а вот на авто с бензиновыми двигателями 1,5—2,2 л ставку спецпошлины снизят с 12,95% до 8,63%.

Опять таки удешевление автомобилей в связи с нововведением произойдет не раньше лета и составит $500—600.

УТИЛЬСБОР. 27 марта Рада приняла в первом чтении один из главных законов, способных снизить цены на авто — об отмене утилизационного сбора и акциза на переоборудование автомобилей. Такое решение было принято под давлением автоимпортеров и предпринимателей, которые занимаются переоборудованием авто (после введения с 1 сентября 2013 года утильсбора их бизнес полностью остановился).

Если утильсбор отменят окончательно (рассмотрение законопроекта ожидается 8 апреля), то авто подешевеют на сумму от 5,5 до 60 тыс. грн. Правда, по словам Олега Назаренко, есть высокая вероятность, что депутаты либо отложат рассмотрение законопроекта, либо откажутся от снижения цен — в парламенте действует сильное лобби владельцев крупных украинских автозаводов.

Кредитные сложности

В автосалонах, которые посетили журналисты "Сегодня", авто в кредит предлагают. Но вот условия сложно назвать выгодными. При стандартном первом взносе в 30% можно взять авто на 5 лет под 17—25% годовых (в зависимости от банка) — оплата в месяц составляет порядка 1,8—2 тыс. грн (при условии выплат равными платежами). Но даже если будущий автовладелец и согласится на такие условия, для получения кредита он должен предоставить справку с работы об официальном ежемесячном доходе в размере не менее 6 тыс. грн. Кроме того, кредитные менеджеры сразу предупреждают, что в связи с событиями в стране у мужчин практически нет шансов получить добро на кредит — банки опасаются, что клиента могут мобилизовать.

Однако при этом многие автосалоны совместно с банками делают акционные предложения. Так, самые выгодные условия, которые нам предложили — 0% годовых на два года. Правда, в этом случае первый взнос должен составить не менее 65%, тогда для авто за 100 тысяч нужно будет выплачивать по 1,5 тыс. грн в месяц. Кроме того, ряд автосалонов, торгующих автомобилями украинского производства, проводит акционную распродажу "застоявшегося" товара: из автосалона можно выехать на машине 2012 года выпуска при условии внесения 10% первого взноса, а ставка при этом составляет лишь 8% годовых на 7 лет. Ежемесячная выплата в этом случае составляет 1,4 тыс. грн.