Как открыть точку стрит-фуда: бизнес-план

29 ноября 2014, 08:45
По расчетам "Сегодня", при стартовых затратах в $5-7 тыс. точка уличного бизнеса, открытого в Киеве на условиях франшизы, начнет окупаться уже через 10-11 месяцев

В кризис каждый начинающий предприниматель, открывая собственное дело, старается придерживаться золотого правила: "вложи минимум, получи максимум". И хотя такой подход сужает выбор направлений для бизнес-старта, на помощь могут прийти так называемые франчайзинговые компании (работающие по уже готовой бизнес-модели). Как отмечает глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос, бизнес по франшизе интересен тем, что позволяет открыть свое дело под известным брендом, а не с нуля: "Это упрощает раскрутку нового предприятия, поскольку люди охотнее покупают продукцию раскрученной торговой марки с хорошей репутацией, а не малоизвестного бренда".

По мнению экспертов, популярными предложениями франшизы в ближайшее десятилетие останутся услуги (доставка, уборка, ремонт), здоровье и гигиена (стрижка, маникюр), приятные мелочи (сувениры, подарки, цветы), формат глобальных событий (к примеру, футболки, магниты с символикой Евро-2012), общепит (бургерные, кофейни, пирожковые). "Люди всегда, даже в кризис, будут покупать продукты, стричься, дарить подарки. Если открыть бизнес по франшизе, вложив на старте $2,5-6 тыс., эти затраты реально окупить за 6—9 месяцев. Неслучайно такой старт привлекателен для многих бизнесменов-новичков", – поясняет аналитик компании "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко.

"Сегодня" изучила перспективы и риски вложения средств в точку торговли стритфудом, работающую в Киеве по франшизе, подробный бизнес-план которого представлен ниже.

С ЧЕГО НАЧАТЬ. По нашим расчетам, если в оживленном месте столицы открыть небольшую бургерную известной торговой марки и потратить на оборудование, мебель, запас продуктов около 100 тыс. грн, то при ежемесячных расходах на аренду площадки, зарплату, ЖКХ, рекламу в пределах 28 тыс. грн, наш проект начнет окупаться через 10-11 месяцев.

По мнению основателя сети кофеен My Coffee Александра Воеводина, окупить стартовые затраты можно быстрее, если перед открытием торговой точки сделать тотальный бизнес-анализ: "Сначала надо провести оценку месторасположения на потенциал продаж. То есть понять, хороший ли траффик людей, высокая ли конкурентная среда, есть ли возможность занять какую-то нишу. Кроме того, надо разобраться, сколько человек ежедневно будут покупать нашу продукцию и по какой цене, после чего на основе этих данных просчитать, через какое время окупятся стартовые затраты. Таким образом, франчайзинговая компания готовит полную бизнес-выкладку будущему предпринимателю, который планирует открывать точку стритфуда под их брендом".

А руководитель франчайзинга торговой марки "Світ Донатс" Дмитрий Рыбицкий предупреждает: если предприниматель-франчайзи хочет достигнуть спрогнозированного компанией уровня продаж, ему стоит четко придерживаться инструкций по развитию бизнеса. "Это особенно важно на старте, когда предприниматель еще не изучил все тонкости бизнеса по франшизе и не совсем понимает, удачно ли выбрано место для работы точки стритфуда. В связи с этим, чтобы уменьшить бизнес-риски, в идеале лучше договариваться об оплате аренды, например, площадки в торгово-развлекательном центре, только за один месяц. В случае, если фактические продажи будут серьезно не дотягивать до запланированных, то в течение двух недель можно будет выехать с невыгодного места", – отмечает франчайзер.



Бизнес-план точки фирменного фастфуда

Характеристика, расположение, конкуренты

Открываем бургерную "Наш вкус". Работаем по соглашению франшизы с украинской компанией из сегмента стритфуда. Наша основная услуга – приготовление бургеров. В ассортименте – 10 видов бутербродов, по 5 наименований кофе/чая, сладостей. Работать планируем в одном из ТРЦ у ст. м. Шулявская, где арендуем 3-5 кв. м. Это перспективное место с развитой транспортной развязкой, офисами поблизости. Конкуренция высокая – около 8-10 точек стритфуда в 10-12 минутах ходьбы. Но бургерная обеспечит клиентуру за счет невысоких цен, качества, быстрого обслуживания. Если ежедневно 50 человек оставят в бургерной по 25 грн, то проект начнет окупаться через 10-11 месяцев.

Стартовый капитал

Для открытия бургерной понадобится оплатить франшизу, купить оборудование, запастись товаром. Сначала оплатим паушальный (вступительный) взнос, который даст право пользоваться торговой маркой, работать на закрепленной территории, получать консультации по развитию бизнеса и т. д. Такой платеж одноразовый, в недорогих франшизах составляет 5-50 тыс. грн. Еще надо потратиться на оборудование: нужен ларек/стойка с вывеской, холодильник, кофемашина, оборудование для жарки, микроволновка, рабочий стол, стул, униформа, кухонные принадлежности, сертификаты и т. д. Все это тянет на 10-40 тыс. грн. Запас котлет, булочек, соусов, кофе и сладостей на 3-7 дней обойдется в 2-6 тыс. грн. Итого: 96 тыс. грн.

Маркетинг, реклама

Для старта "Нашего вкуса" нужно продвижение в соцсетях (можно создать группы, продвигать своими силами и бесплатно), печать флаеров (1000 шт. – 280-300 грн), изготовление штендера (выносного информщита – 1700-2800 грн). Помимо этого, каждый месяц можно проводить акции (например, "закажи 4 бургера – 5-й бесплатно"), раздавать флаера. Возможно, придется оплачивать и рекламные отчисления (500-1000 грн) для популяризации торговой марки франчайзинговой компании. Это позволит нашей бургерной получить маркетинговую поддержку (например, на рекламном щите этой компании будет указан адрес нашей точки). Всего: при запуске – 3000-5000 грн, в месяц – 2000-3000.

Текущие расходы

Учитываем аренду помещения, амортизацию оборудования, зарплату, ЖКХ, текущие расходы, роялти. Аренда площадки в 3-5 кв. м в ТРЦ обойдется в 200-700 грн за "квадрат". Амортизация оборудования – 1-2 тыс. грн. Из ЖКХ оплачиваем свет (800-1200 грн). Что касается зарплат, то на старте будут работать владелец бизнеса и один продавец через день. Ставка – 200 грн в день. Кроме того, берем на полставки (2500-3000 грн/мес.) бухгалтера. Не помешает заложить деньги на роялти (фактически за услуги франчайзера) в сумме 600-1100 грн. Еще 5-8 тыс. грн уйдет на поддержку товарного ряда, закупку моющих средств и т. д. Всего: 24,8 тыс. грн.

Окупаемость проекта, риски

Сколько заработаем. Себестоимость бургера (булка, котлета, соус, упаковка) – 11-12 грн, продаем его по 19-20 грн. То есть наценка около 40%. Также предложим кофе (5-7 грн), сладости (4-6 грн), сиропы к кофе (50 коп.). Получается, если средний чек покупателя – 25 грн, а в день обслужим 50 клиентов, то бургерная заработает 37,5 тыс. грн в месяц. Минусуем текущие (24,8 тыс. грн) и рекламные (3000 грн) расходы (всего 27,8 тыс. грн) и выходим на 9700 грн. С учетом стартовых (96 тыс. грн) и рекламных (5000 грн) затрат (всего 101 тыс.грн), понимаем, что наша бургерная начнет окупаться через 10-11 месяцев. Проект выживет и в кризис, поскольку стартовые затраты невысокие, а сегмент стритфуда востребован.

Реклама



Во франчайзинг – с дисциплиной

Представители рынка отмечают, что в бизнесе по франшизе нет места для полета фантазии, зато есть возможности для развития предпринимательской жилки. "В торговой точке известного бренда нельзя повесить, к примеру, зеленые шторы, мол, предпринимателю так захотелось. Придется повесить коричневые, если этот цвет соответствует корпоративному стилю. Столь жесткими будут и требования по выполнению обязательств, взятых при заключении соглашения по франшизе", – поясняет Андрей Кривонос. По его словам, только при согласовании с компанией бизнесмен сможет перевезти свою торговую точку из одного района в другой: "А все потому, что это может нарушить горизонтальную конкуренцию в торговой сети франчайзинговой компании. Проще говоря, в ТРЦ, куда решил переехать франчайзи (предприниматель, купивший франшизу. – Авт.) со своей торговой точкой, может работать другой предприниматель под этим же брендом. Выходит, неудачный переезд может привести к падению продаж продукции данного бренда сразу на двух точках".

КТО ВЫЖИВЕТ. Если человек состоится в бизнесе по франшизе, то через полгода-год может открыть еще несколько точек, тем самым нарастив прибыли. В этом уверена столичный франчайзи Елена Колобова, работающая в сегменте фастфуда: "Франчайзеры рады поделиться правилами ведения бизнеса, но получение дохода зависит только от самого предпринимателя – желания работать, коммуникабельности, понимания аудитории и т. д. И если этих характеристик не хватает, то франчайзинговая компания может отказаться от сотрудничества. По разным оценкам, такие отказы могут достигать 50-70% от общего числа заявок".

НЕ ДО ШУТОК. Франчайзинговые компании – это серьезный и системный бизнес, который вкладывает немалые средства в производство и развитие торговой сети, поэтому неудивительно, что здесь не любят экспериментаторов. "Есть компании, которые реализуют товар через опт-розницу, а есть те, кто развивает торговую сеть. Эти предприятия особое внимание уделяют разработке ассортимента товара, вкладывают деньги в цеха по производству, следят за составом продукции, определяют сроки хранения и особенности приготовления. Поэтому абсолютно логично, что они требуют дисциплины и от франчайзи", – объясняет Андрей Кривонос.



Правила непроходящего успеха

На бизнес-старте многих новичков волнует вопрос: как правильно выбрать франшизу. И здесь эксперты советуют обратить внимание на известные торговые марки, ведь чем больше раскручен франчайзер, тем меньше затрат понадобится для продвижения бизнеса. "Однако, прежде чем подписывать соглашение по франшизе, нужно изучить предложения всех компаний в своем сегменте, чтобы выбрать оптимальный вариант. Так, одни франчайзеры могут затребовать оплату паушального (вступительного) взноса, но отдельно придется закупать все оборудование. А другие скажут, что в оплату франшизы входит предоставление оборудования, униформы и первоначального запаса товара. Какой же из этих вариантов в итоге выбрать? На основании изученной информации необходимо подсчитать общую сумму средств на организацию бизнеса с разными франчайзерами. После таких расчетов наверняка будет найден наиболее интересный и выгодный вариант для ведения бизнеса по франшизе", – уточняет начальник управления внешних коммуникаций UniCredit Bank Леонид Музыкус.  
 
АЗБУКА. Несмотря на кажущуюся простоту открытия точки по приготовлению фаст-фуда, в этом бизнесе все же есть некий свод правил, который не стоит игнорировать. В частности, обязательно нужно получить все разрешительные документы для ведения бизнеса. "Лучше открывать небольшой лоток стритфуда в торгово-развлекательном центре. Аренда площадки в ТРЦ позволяет упростить решение ряда вопросов, которые, как правило, находятся в ведении арендодателей. Таким образом, проще получить согласования, к примеру, в санстанции. Правда, если нанимаешь персонал, надо требовать у них наличие санитарной книжки, но это уже головная боль сотрудников. А работать проще на едином налоге, зарегистрировавшись при этом как физлицо-предприниматель. А если взять на работу бухгалтера, то все отчеты для налоговой будет оформлять специалист", – разъясняет Елена Колобова.

Кроме того, чтобы изучить суть бизнеса по франшизе, первое время и предпринимателю, и членам его семьи стоит поработать на точке самостоятельно. "Это позволит разобраться в психологии покупателя, когда с первого взгляда понимаешь, какой хот-дог и кофе лучше предложить клиенту. Также важно убедить человека в том, что ваш товар – весь качественный и вкусный, тогда в следующий раз, проходя мимо, он обязательно купит бутерброд, чай именно у вас. Главное, не забывайте о вежливости и улыбке, это лучшие козыри в любом сегменте услуг", – продолжает франчайзи.   

ТРУДНОСТИ. Серьезным испытанием для популярности точки стрит-фуда является сезонность этого бизнеса, ведь в несезон уровень продаж может упасть на 30-50%. Поэтому Дмитрий Рыбицкий советует в несезонные месяцы расширять ассортимент товара за счет актуальных продуктов, например, мороженого и холодного кофе. А по мнению Александра Воеводина, популярность торговой точки можно поддержать за счет грамотной раскрутки в соцсетях, разработки программ лояльности и проведения различных акций, конкурсов.