Как открыть студию дизайна: бизнес-план

19 сентября 2015, 09:00
На дизайне интерьера можно заработать 12 тыс. грн ежемесячно

Казалось бы, в кризис рынок дизайнерских услуг находится на дне: украинцы если и покупают жилье, то стараются сделать там ремонт, как говорится, быстро и недорого. Соответственно, при таких раскладах мало кто из населения прибегает к помощи "квартирного стилиста".

"В начале кризиса 2008-2009 годов рынок дизайнерских услуг рухнул где-то на 30%. Это привело к тому, что в Киеве и крупных городах страны средние и мелкие заказчики начали активно отказываться от услуг дизайна. Что касается крупных корпоративных клиентов, то этот сегмент был на тот момент был более стабилен: многие компании, особенно иностранные филиалы, изыскивали финансирование для поддержания своей рекламной активности хотя бы на минимальном уровне", – поясняет глава правления Союза дизайнеров Украины Сергей Чуев. Эксперты говорят, что кризис последних лет еще больше сузил спрос на эти услуги, и отечественные дизайнеры вынуждены серьезно трансформировать рынок услуг: кто-то уехал за границу, кто-то сменил статус "свободного художника" на работу в крупной компании, а кто-то предложил клиентам новые варианты обслуживания. Это значит, что на рынке появились незанятые ниши. "Сегодня" изучила возможности открытия собственной студии дизайна в Киеве (см. ниже).

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Реклама

Открываем в столице студию дизайна "Конструкторы". Нашей целевой аудиторией будут люди, ориентирующиеся на ремонт эконом-класса. Это значит, что мы предложим клиенту дизайн квартиры, который будет выполнен качественно, быстро и по доступной цене. В целом планируем работать во всех стилях — от классики до лофта — и сможем выполнять заказы любой сложности. Будем сотрудничать с проверенными стройбригадами, чтобы клиент не напоролся на горе-мастеров и был уверен в качестве ремонта. Хотя конкуренция на рынке дизайна высокая, сможем занять свою нишу за счет низких цен и универсальности. По расчетам, если ежемесячно подготовим дизайн-проекты эконом-класса на 50 кв. м, то наши затраты окупятся через 1,5 года.

2. Стартовый капитал

На старте понадобится вложиться в обустройство своего рабочего места, так как студия дизайна поначалу будет работать дома.

ТЕХНИКА. Нужно купить ноутбук или компьютер с хорошим монитором, а также принтер со сканером. Также, кроме cтандартного программного обеспечения, нужны программы для графического дизайна вроде AutoCAD и для визуализации типа 3D Max. И конечно же, нужны рабочий стол, стул и светильник. Итого: 20-25 тыс. грн.

Реклама

АВТО. Если позволяют средства, надо купить авто для работы и встреч с клиентами. Здесь уместна недорогая легковушка, можно б/у. Итого: 125-175 тыс. грн.

ВСЕГО: 145-200 тыс. грн.

3. Маркетинг, реклама

Для продвижения нашей студии дизайна понадобится сайт: на нем разместим справочную информацию, тематические статьи, контактные данные, портфолио готовых работ с интерьерами квартир. На разработку сайта, а также покупку годового домена с хостингом, заложим 10-15 тыс. грн.

Что касается популяризации нашего проекта онлайн, для этой цели воспользуемся соцсетями, где заведем странички. Также разместим объявления на платформах, где предлагают/ищут услуги по дизайну и ремонту жилья. Кроме того, воспользуемся возможностями сайтов-скидочников и бирж бесплатных объявлений. Еще планируем распечатать флаеры, визитки: их разложим у наших партнеров — например, в магазинах продажи светильников.

ВСЕГО: 10-15 тыс. грн.

4. Текущие расходы

Реклама

В списке ежемесячных затрат не так уж и много наименований. Это оплата коммунальных услуг (в первую очередь электроэнергии и интернета), оплата мобильной связи, закупка канцелярских товаров (бумаги, ручек, карандашей), расходников для оргтехники (замена картриджей для принтера или покупка чернил). Итого: 4-5 тыс. грн.

АВТО. Нужно предусмотреть средства на покупку бензина (или газа) для автомобиля. Итого: 1500-2000 грн.

ФОРС-МАЖОРЫ. Заложим около 3-5 тыс. грн на непредвиденные расходы, например, ремонт автомобиля или ноутбука.

ВСЕГО: 8,5-12 тыс. грн.

5. Окупаемость проекта, риски

В этом бизнесе нет серьезных расходов: мы работаем дома и на себя, поэтому такое дело можно считать денежным. Так, если ежемесячно наша студия будет выполнять дизайн-проект эконом-класса для двухкомнатной квартиры в 50 кв. м по средней цене $20 (480 грн) за кв. м, то в итоге заработаем 24 тыс. грн. Минусуем текущие расходы (12 тыс. грн), получаем 12 тыс. грн. И с учетом стартовых (200 тыс. грн) и маркетинговых (15 тыс. грн) расходов (всего 215 тыс. грн), наш проект окупится через 1,5 года. В целом открытие студии дизайна является перспективным проектом: дизайнер может оптимизировать расходы, если в бизнесе начнутся проблемы. А если услуги дизайна будут пользоваться спросом, можно развиваться – брать в аренду офис, расширять команду.

В числе рисков – сезонность: зимой и в праздники заказов почти нет. Но это временное явление не станет уроном для бизнеса.

Правила охоты на клиентов

По словам экспертов, если дизайнеры решают уйти на вольные хлеба именно в кризис, то они должны понимать, каким образом планируют привлекать клиентов.

"Нужно сразу определиться, на какую целевую аудиторию вы будете ориентироваться. Так, есть вип-клиенты, которые даже в кризис активно привлекают дизайнеров для обновления интерьера жилища. Но начинающие специалисты вряд ли смогут зайти в этот сегмент: тут нужны опыт и связи. Быстро сделать имя и стать модным среди вип-клиентов поможет разве что "эпатаж". Однако "эпатаж" далеко не всегда подкреплен настоящим профессионализмом", – говорит Сергей Чуев. По его словам, начинающим дизайнерам, на сегодняшний день, более реально ориентироваться на клиентов среднего ценового сегмента: "Правда, средний бизнес из-за затянувшегося кризиса серьезно проседает, поскольку вынужден экономить. Поэтому сейчас разумнее предоставлять небольшие "понятные" пакеты услу, но быстро и качественно: люди все равно покупают доступное жилье и в новостроях, и на "вторичке", а потом делают ремонт. Бюджетный дизайн – это неплохой вариант для карьерного старта. Но не стоит забывать, что эти услуги являются недорогими, и поэтому массовыми. Так что дизайнерам нужно быть готовым к высокой конкуренции, где толковому специалисту будет непросто выделиться".

ФУНДАМЕНТ. Людям, которые хотят достигнуть успеха в дизайне, нужно получить базовое образование, считают эксперты. "Мало закончить трехмесячные курсы: желательно отучиться в вузе, где преподают не только творческие дисциплины, но и технические (например, начертательную геометрию, сопротивление материалов, техническую механику...) Хороший дизайнер – это универсальный специалист, он и архитектор, конструктор и строитель. Он должен понимать, какие материалы можно совмещать, а какая цветовая гамма выглядит негармонично. Кроме того, необходимо следить за модными тенденциями; уметь работать в специализированных компюьтерных программах; хорошо разбираться в технологических процессах. И если дизайнер это все знает, он может предложить качественный продукт, а также проследить, чтобы строители качественно воплотили его идеи в новом интерьере заказчика", — продолжает Чуев.

Учимся работать современно

Среди начинающих дизайнеров бытует мнение, что лучше выбрать узкую специализацию и совершенствоваться в этом направлении. Но это неправильно, говорят эксперты: сегодня в тренде универсальность. "Если у человека есть базовое образование и он готов изучить профессию дизайнера интерьера от и до, то вскоре он станет профессионалом. Просто нужно понимать, в каком направлении двигаться. Во-первых, важно быть универсальным в стилях – классика, прованс, японский, хайтек, лофт, минимализм. Во-вторых, нужно разбираться в архитектуре и ландшафтном дизайне. В-третьих, детально разобраться в технологии, чтобы потом, в рамках авторского надзора, следить за ремонтом в квартире", – говорит основатель студии Roskovshenko Design Анатолий Росковшенко. По его словам, все это позволит стать универсальным дизайнером, который сможет решить любую задачу клиента: "К примеру, если заказчик захочет построить дом за городом и разбить сад, то здесь дизайнер может выступить в роли консультанта и уже на начальной стадии поможет в проектировании дома под будущий интерьер".

СЕРВИС. В дизайнерском бизнесе важно следить за мировыми тенденциями, напоминают эксперты, ведь это позволяет предлагать клиентам инновационный продукт. "Сейчас время качества и скорости. В этих условиях клиенты не хотят ждать месяц-полтора, пока будет готов дизайн-проект их квартиры. Им подавай готовые идеи уже через неделю. И тут можно использовать европейский опыт. К примеру, в Лондоне, где много новостроек, "голую" квартиру на первичке не купишь: как правило, на первых этажах новых домов создаются шоу-румы – дизайн-проекты 3-4 квартир, и покупатель может выбрать приглянувшийся вариант. Если ничего не понравилось, можно посмотреть альбом готовых дизайн-проектов, которые адаптируются под требования клиента. К примеру, вместо одной лампы установливаются точечные светильники", – говорит Росковшенко. По его словам, также можно работать и в Украине: "Дизайнер показывает клиенту свои проекты интерьеров, скажем, 100 квартир; буквально за неделю вносит пожелания заказчика в чертежи. Такой проект будет стоить меньше, но сделать его можно в разы быстрее, чем обычный".

Мыслим в масштабах планеты

Наши дизайнеры, если хотят развиваться, должны ориентироваться и на зарубежного потребителя. Для того чтобы выйти на новый уровень, надо выучить английский, сделать свой сайт с портфолио с переводом на нескольких языках и посещать спецплатформы, размещенные, например, в Европе. "Можно, к примеру, зарегистрироваться на сайте behance. Там компании (в том числе зарубежные) часто ищут исполнителей для своих задач. Иностранцев нередко интересуют портфолио именно украинских дизайнеров, которые прошли хорошую школу, могут креативно мыслить, но их услуги стоят недорого по сравнению, например, с коллегами из ЕС, – рассказывает Чуев. – Это перспективный путь развития украинского дизайна, когда живешь на родине, а разрабатываешь продукт, который популярен за рубежом. Благодаря, в том числе, развитию и государственной поддержке дизайна, после Второй мировой шли Италия и Япония, в результате итальянцы нынче являются законодателями мировой моды в одежде, а японцы – в автомобилях и технологиях. А в Великобритании вообще подсчитали, что в прошлом году Великобритания заработала на дизайне 3,1 млрд фунтов. Так что, надеюсь, у нас все впереди".

ПЕРЕЗАГРУЗКА. Что касается будущего, то эксперты, несмотря на сложные экономические условия, настроены оптимистично и уверяют, что кризис – хорошая площадка для реализации новых идей. "Нужно смотреть на привычные услуги или продукты под необычным углом, и тогда в голове возникает идея, которая может стать новым трендом. Приведу пример: не так давно на нашем рынке появилась платформа, где клиенты могут получить бесплатный дизайн-проект своей квартиры при условии, что купят через эту компанию квартиру в любой из новостроек. Клиенты не платят за это дороже, но им интересно получить бонусом дизайн проекта, ведь это позволяет сэкономить $1,5-3 тыс., так как в среднем стоимость дизайн-услуг варьируется от $15 до $50 за кв. м. Кроме того, заказчики сразу же могут получить предварительный расчет стоимости ремонта, чтобы понять изначальные затраты на ремонт жилья. В свою очередь, застройщикам интересно работать таким образом, чтобы стимулировать продажи. Получают от этого выгоду и начинающие дизайнеры: они могут "сесть" на потоковые заказы и получать за это деньги. Такие вот нестандартные подходы к предоставлению дизайн-услуг помогают развивать этот сектор нашей экономики даже в кризис", – уверен Росковшенко.