Как открыть мастерскую по ремонту обуви: бизнес-план

5 апреля 2015, 10:00
По нашим расчетам, если ежедневно ремонтировать 10 пар обуви, по среднему чеку в 150 грн, стартап начнет окупаться через 2 года

В кризис все больше людей стремятся экономить, поэтому покупают меньше обуви и чаще ремонтируют старую. Как отмечает глава "Укркожобувьпрома" Александр Бородыня, спрос на услуги по ремонту обуви вырос на 20-30% буквально за последние полгода. "Если эта тенденция сохранится, этот бизнес может стать интересным для развития обувной отрасли и привлечения инвестиций. Правда, сейчас и рисков тут немало – валютные скачки, отсутствие грамотных специалистов и зависимость от сезонности. Так что эти проблемы инвесторам желательно решить еще до запуска своего дела", – поясняет эксперт. "Сегодня" выяснила, как работает такой бизнес в Киеве (бизнес-план см. в инфографике).

Реклама

На фото: пункт приема обуви в мастерской "Господин сапожник" 

Ищем деньги под ногами

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Реклама

Открываем в Киеве мастерскую "Каблучки". Предложим экспресс-ремонт, реставрацию, растяжку, химчистку и покраску обуви. Нашей фишкой станет зонирование мастерской: в одном помещении будет рабочая база, в другом – прием-выдача обуви. Это позволит улучшить уровень обслуживания клиентов. К примеру, готовый заказ вернем в фирменной упаковке, а на ремонт предоставим гарантию сроком на неделю.

С целью увеличения заказов планируем сотрудничать с компаниями-партнерами - химчистками, ателье, прачечными, хостелами, которые за определенное вознаграждение будут оформлять заказы по ремонту обуви для нашей мастерской. Сначала такие пункты приема откроем в одном районе столицы, позже, когда дело пойдет вгору, расширим количество точек.

Конкуренция в сегменте столичного ремонта обуви высока – здесь, по разным оценкам, работает как минимум 200-250 мастерских разного калибра и квалификации. Но наш проект займет свою нишу за счет качества работы, широкого спектра услуг и невысоких цен. По нашим расчетам, если в "Каблучке" ежедневно будет отремонтировано 10 пар обуви, по среднему чеку в 150 грн, стартап начнет окупаться через 2 года.

Реклама

2. Стартовый капитал

Вначале обустроим мастерскую. На косметический ремонт помещения, включая установку вытяжек, закупку потолочных ламп, изменение схемы электропроводки и прочие цели, заложим 70 тыс. грн.

Закупим оборудование для работы мастеров. На старте понадобятся полки для хранения обуви, пара вентиляторов, спецодежда, станок, швейная машина, дрели, фены, ручной инструмент. Делаем ставку на европейскую технику: постараемся вложиться в 200 тыс. грн.

Также формируем запасы расходных материалов для ремонта обуви. В этот список обязательно включаем профилактику, замки, каблуки, краску, клей, набойки и прочее. На эти цели уйдет 30 тыс. грн.

Еще одна статья расходов – сайт: разработка "визитки" для нашей мастерской потянет на 4 тыс. грн. А хостинг, домен и техподдержка сроком на год обойдется в 1,5 тыс. грн. Итого: 5,5 тыс. грн.

И, наконец, не обойтись без офисной техники. Как минимум приобретем ноутбук и принтер для того, чтобы обновлять сайт и вести бухгалтерию. Из мебели понадобятся рабочие столы и стулья, полки и шкафчик. Итого: 25 тыс. грн.

Всего: 330,5 тыс. грн.

3. Текущие расходы

Сюда включаем расходы на аренду помещения на Петровке: тут развита транспортная инфраструктура, есть рынок и несколько бизнес- и торговых центров. Таким образом, нашими клиентами могут стать как люди, совершающие покупки на рынке, так и сотрудники соседних офисов. Арендуем 30 кв. м, за что заплатим 7,5 тыс. грн. "Коммуналка", интернет и сигнализация потянет 3 тыс. грн. Итого: 10,5 тыс. грн.

Далее – зарплаты. В мастерской планирует работать владелец, который является мастером по ремонту обуви. Также в паре будет трудиться еще один обувщик. Ставка для мастеров составит 3 тыс. грн в месяц плюс процент от заказа. Понадобится администратор (желательно кто-то из членов семьи предпринимателя, для экономии), который будет принимать заказы от клиентов, займется маркетингом и обновлением сайта, составит отчеты для налоговой и уберет помещение. Ему платить будем 5 тыс. грн. Итого: 11 тыс. грн.

Еще 5 тыс. грн заложим на моющие средства, канцтовары, расходные материалы для ремонта и амортизацию оборудования.

Всего: 26,5 тыс. грн.

4. Маркетинг, реклама

Продвигать наш проект будем через интернет: разместим объявления на онлайн биржах, создадим странички в соцсетях, используем возможности сайтов скидок вроде "Покупона". Также предложим акции и скидки (например, "Приведи друга и получи 50% скидки"), ведь наша задача – не столько привлечь случайных клиентов, сколько наработать базу постоянных.

Будем расширять перечень клиентов посредством включения новых услуг. К примеру, предложим заменить замок на сумке или кнопку на куртке. Также будем продавать косметику для обуви. Если же потребуется экспресс-ремонт обуви, это не станет проблемой, но придется заплатить в два раза больше за "скорость и качество". В будущем, при необходимости, предложим людям возможность оформления заказа онлайн, при этом курьеры будут забирать обувь по указанному адресу и туда же привозить (услуги курьера клиенту придется оплачивать отдельно). А еще нужно вложиться в вывеску,  визитки, фирменные пакеты, флаера.

Всего: 10 тыс. грн на старте плюс 5 тыс. грн ежемесячно.

5. Окупаемость проекта, риски

Наценка. С учетом того, что в ремонте обуви мастерам приходится использовать импортные расходные материалы, ведь их качество высокое и ассортимент широчайший, наценка на одном заказе при хороших раскладах составляет 30%, а в кризис или несезон снижается до 10%.

Сколько заработаем. Если ежедневно будет выполнено десять заказов со средним чеком 150 грн, то сможем заработать 45 тыс. грн в месяц. Отсюда минусуем текущие (26,5 тыс. грн) и маркетинговые (5 тыс. грн) расходы (всего 31,5 тыс. грн) и получаем 13,5 тыс. грн. А с учетом стартовых (330,5 тыс. грн) и маркетинговых (10 тыс. грн) расходов (всего 340,5 тыс. грн) получается, что наш проект начнет окупаться через два года.

Риски. В этом бизнесе есть много рисков: валютные скачки, а также снижение количества заказов летом и зимой. В несезон продержаться можно, осуществляя другие услуги – например, ремонт летних сумок или кожаной одежды. А вот валютных колебаний не избежать, поскольку приходится закупать импортные расходники. Соответственно, хоть как-то решить проблему можно, покупая иностранные комплектующие в несезон, когда есть свободные деньги, или при укреплении нац­валюты.

На фото: отремонтированная обувь в мастерской "Господин сапожник"

Нужно стать профессионалом

Инвестировать в такие проекты можно лишь в случае, если предприниматель понимает суть ремонта обуви. "Обувщики – профессия специфическая. Нынче модельный ряд обуви часто меняется, поэтому и поломки не повторяются. Так что для восстановления обуви требуется применить смекалку, имеющиеся знания и разные методы ремонта. Поэтому, если предприниматель хочет открыть свою мастерскую и контролировать все бизнес-процессы, нужно в нашем деле быть профессионалом", - говорит представитель семейной династии обувщиков Константин Рогизный.

Согласен с этим и основатель сети "Господин сапожник" Николай Романек: "Молодежь не хочет идти в это дело, так как престижнее нынче быть "белым воротничком", а не делать что-то своими руками. И в обувной специальности, к сожалению, все меньше специалистов. А ведь хорошая мастерская, как правило, держится на репутации работающих там обувщиков. Поэтому если хочешь построить успешный бизнес в сегменте ремонта обуви, желательно как минимум найти опытного обувщика, который станет либо партнером, либо консультантом".

МОТИВАЦИЯ. А ведь зря профессию обувщиков считают непрестижной: заработать на ремонте обуви можно неплохо. "Обувщики привыкли работать на себя. Так что если хотите, чтобы мастерская была прибыльной, лучше мотивировать команду наличием процента от заказа. Есть примеры, когда молодые специалисты, даже в кризис, получают по 15 тыс. грн в месяц – потому что много и качественно работают. В среднем же мастер может получить около 10 тыс. грн в месяц", – поясняет Николай Романек.

В свою очередь, Константин Рогизный рекомендует доходы, полученные в высокий сезон, то есть осенью и весной, распределять равными частями на весь год – "чтобы хватило денег в те периоды, когда заказов мало – как правило, летом и зимой".

На фото: непосредственно процесс ремонта обуви

С чего начать покорение клиентов

Залог успеха – выбор хорошего места для мастерской. "Лучше открывать ремонтную в местах в высоким потоком людей – скажем, недалеко от метро. При этом желательно, чтобы в вашей "точке" пересекались разные разные категории клиентов – например, посетители торговых центров и сотрудники компаний из соседних бизнес-центров. Если же все "жирные" места в центре вашего города уже распределены между обувщиками, можно открыться в спальном районе. Но при условии, что там нет конкурентов, или они находятся далеко", – поясняет Александр Бородыня.

ИНСТРУМЕНТЫ. Участники рынка советуют внимательно отнестись в выбору и приобретению набора инструментов,  которые пригодятся для ремонта обуви. "На старте понадобится как минимум 30 наименований: ручной инструмент, станки, швейные машинки... Стоит помнить, что хорошее оборудование – импортное, поэтому недешевое. К примеру, качественный немецкий комбайн может потянуть на 20-30 тыс. евро! Но это не значит, что вашу мастерскую нужно обустраивать по последнему слову техники. Можно купить какой-то минимум для старта, а потом, по мере расширения бизнеса, приобретать необходимое оборудование", – считает Николай Романек.

РАБОЧЕЕ МЕСТО. При открытии новой мастерской важно обустроить рабочие места с точки зрения техники безопасности. "В идеале для каждого мастера надо выделить около 7 кв. м для работы. Также нужно установить вытяжки, чтобы в мастерской не было пыли, запахов клея и краски, ведь это все оседает в легких. Кроме того, мастер должен пользоваться маской, очками, спецодеждой во избежание травм. И важно не допускать обувщиков к работе, если те не выспались или с похмелья", – отмечает Константин Рогизный.

На фото: клиент принес обувь в ремонтную мастерскую

На вершину – в белых перчатках

Мастерские по ремонту обуви относятся к сфере обслуживания. Соответственно, нужно помнить: в этом бизнесе успех приходит к тем, кто и работает качественно, и умеет наработать базу постоянных клиентов.

ГРАФИК. Важно, чтобы режим работы мастерской по ремонту обуви был удобным для людей. "Имеет смысл открываться рано утром, условно – с 7 часов, когда люди идут на работу и могут занести свою пару для профилактики. А заканчивать работу лучше после 20:00 – когда клиенты возвращаются домой и могут забрать уже готовые туфли. Также не помешает работать в субботу и первую половину воскресенья – ведь в выходные люди решают бытвопросы, накопившиеся за будни", – советует Бородыня.

СЕРВИС. Сейчас клиенты пошли требовательные, поэтому не все хотят отдавать свою обувь в ремонтные, расположившиеся в неприметных и грязных киосках. "Настало время вносить в эту сферу услуг элементы сервиса. Как минимум, можно разделить мастерскую на две зоны – в одной будет идти непосредственно ремонт обуви, а в другой – прием и выдача заказов", – говорит Константин Рогизный.

КРЕАТИВ. Николай Романек считает, что привлечь клиентов поможет и свежий взгляд: "Жизнь людей упрощается, если появляется возможность оформить заказ онлайн. Может стать популярной услуга, когда пару забирает курьер и везет ее к мастеру, а назад возвращает заказ в фирменном пакете. А можно удивить посетителей тем, что на пункте приема работать в белых перчатках".

СЕТЬ. Бородыня же советует не забывать о стандартных шагах по привлечению клиентов: "Например, обеспечить поток новых посетителей поможет налаживание партнерских отношений со швейными цехами, химчистками и прачечными. На базе этих предприятий можно открыть пункт приема заказов для вашей мастерской по ремонту обуви. От этой сделки выигрывают все: партнеры получают процент от заказа, а ваша мастерская расширяет количество клиентов за счет новых точек приема обуви".

РИСКИ. Есть на пути развития этого бизнеса и преграды. Одна из них – необходимость закупать импортные расходники. "Минимизировать валютные риски реально, если поискать отечественные аналоги или закупать зарубежные комплектующие в те периоды, когда гривня максимально укрепляется. А еще такие запасы хорошо делать в несезон - летом и зимой, когда спрос на комплектующие невысокий и есть надежда, что цены будут ниже", – говорит Бородыня. Еще одна проблема - снижение количества заказов в несезон. Здесь эксперты рекомендуют расширять перечень услуг, например, путем изготовления ключей и мелкого ремонта кожаных изделий.

ДЕНЬГИ. Если же при запуске или расширении дела возникают проблемы с деньгами, банкиры рекомендуют изучить плюсы и минусы привлечения кредитов. "Банки сейчас аккуратно подходят к кредитованию бизнеса, а стартапы всегда были высокорисковым вложением, особенно в кризис. Кредит может привлечь компания, показывающая хорошие финрезультаты за полгода-год работы: рост выручки и прибыли. Никто сейчас не будет кредитовать убыточный бизнес. Помощь с финансированием можно получить при участии во франчайзинге - некоторые банки ведут партнерские проекты с франчайзинговыми сетями, они предлагают особые условия даже для новых точек", - поясняет начальник отдела развития бизнес-клиентов UniCredit Bank Анна Кармалова.