Как открыть коворкинг или антикафе: бизнес-план

29 ноября 2015, 08:00
Этот бизнес позволит заработать 15 500 грн в месяц

novved.ru

В кризис все популярнее становятся антикафе, некафе и коворкинг-центры — заведения, где люди платят не за еду, а за время. Там можно смотреть кино, слушать семинары, работать. "Формат востребован, ведь людям надоели рестораны. Хочется отдыхать по-новому, уделять время знаниям. Эти заведения активно посещают специалисты, работающие на аутсорсинге, поскольку здесь аренда дешевле, нежели в офисе", — поясняет директор Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. "Сегодня" изучила перспективы открытия некафе.

Бизнес-план

Реклама

1. Характеристика

Открываем в Киеве антикафе "Как дома". Наша фишка — в универсальности, ведь здесь можно отдохнуть и поработать. Организуем для посетителей спокойное пространство, разделенное на зоны: большой зал; четыре комнаты для работы, переговоров, тренингов; библиотека; релакс-зона, где можно послушать спокойную музыку, посмотреть кино, поиграть в настольные игры. То есть в нашем антикафе люди смогут провести время спокойно и разнообразно — как в компании, так и одни, но при этом им никто мешать не будет. Платить клиенты будут в основном за время, проведенное в антикафе — у нас предложат утренний, дневной, вечерний абонементы, почасовой билет, аренду помещений и др. При этом клиенты смогут бесплатно получить чай, кофе, сладости. По расчетам, если ежедневно наше антикафе будут посещать 50 клиентов со средним чеком в 70 грн, то затраты окупятся через 4,5 года.

2. Стартовый капитал

Реклама

Для работы антикафе арендуем 150 кв. м на Позняках. Выберем первый этаж в новострое. С учетом того, что на ремонт уйдет до трех месяцев, заложим 105 тыс. грн на аренду и ЖКУ. А все потому, что еще до запуска придется ежемесячно платить аренду в 25 тыс. грн плюс "коммуналку" в 5—10 тыс. грн. Еще 250—300 тыс. грн заложим на косметический ремонт в актуальном стиле лофт. Этого хватит на покраску стен, монтаж подвесных потолков, установку ламината в комнатах, оборудование 2 санузлов, кухни и т. д. Также нужны сигнализация и видеонаблюдение (установка — 25 тыс. грн). Еще на 200 тыс. грн закупим шкафы, диваны, столы, кресла. И 200 тыс. грн — на ноутбуки, проекторы, ТВ, кофемашину, холодильник. Это позволит разместить 60—80 человек. Всего: 830 тыс. грн.

3. Текущие расходы

В этот список входит арендная плата (25 тыс. грн), ЖКХ (5—10 тыс. грн), закупка чая-кофе, сладостей, канцтоваров, моющих (15 тыс. грн), оплата интернета, мобсвязи, охраны (1000 грн). На непредвиденные расходы заложим 3—5 тыс. грн. Итого: 56 тыс. грн.

Реклама

Зарплата. Возьмем на работу четырех администраторов, которые будут работать через день, в утреннюю и вечернюю смены. Они будут общаться с клиентами, принимать заказы, решать споры. Предложим ставку 2500 грн плюс процент (за привлеченных клиентов и проданные услуги). Также на полставки возьмем бухгалтера (3 тыс. грн) и уборщицу (2500 грн). Арт-директором станет владелец (зп — 8 тыс. грн), который будет следить за закупками, финрасходами, планом мероприятий. Итого: 23,5 тыс. грн.

Всего: 79,5 тыс. грн в месяц.

4. Маркетинг

Для продвижения нашего антикафе понадобится сайт. Разработка приличной "визитки", где будут фотогалерея, контакты, цены, новости мероприятий, обойдется в 10—20 тыс. грн. Что касается домена, хостинга и техподдержки, то заложим на эти цели до 4—5 тыс. грн в год. Итого: 25 тыс. грн.

При этом будем активно использовать возможности соцсетей, порталов-скидочников, онлайн-бирж объявлений. Здесь расскажем посетителям о предстоящих лекциях, тренингах и мастер-классах, а еще предложим систему скидок, продумаем необычные акции, например "устрой для друзей утренний киноклуб и получи английский завтрак в подарок".

Не забываем и о традиционных маркетинговых ходах. В частности, разместим флаеры, визитки (на печать ежемесячно заложим по 3—5 тыс. грн) в соседних хостелах, компьютерных клубах, фитнес-центрах, колледжах и т. д. Это позволит нарастить аудиторию нашего антикафе. И конечно же, со временем будем составлять телефонную базу наших клиентов, чтобы уведомлять их обо всех готовящихся у нас мероприятиях. Причем сформируем группы по увлечениям: к примеру, если человек интересуется выставками, пригласим его на творческий вечер молодых художников или благотворительный аукцион.

Всего: 25 тыс. грн на старте и 5—10 тыс. в месяц

5. Окупаемость и риски

По оценкам участников рынка и экспертов, средняя наценка в этом бизнесе составляет 20—30%. Итак, предположим, что себестоимость услуг у нас составляет около 25 грн. То есть за час мы можем просить 30 грн. Обычно человеку, который посещает коворкинг, нужно 2—3 часа. То есть дневной абонемент у нас может составить 70 грн. Таким образом, если ежедневно к нам в антикафе будут приходить 50 посетителей со средним чеком в 70 грн, то ежемесячно мы заработаем 105 тыс. грн. Минусуем текущие (79,5 тыс. грн) и маркетинговые (10 тыс. грн) расходы (всего 89,5 тыс. грн.), выходит 15,5 тыс. грн. Это значит, что с учетом стартовых (830 тыс. грн) и маркетинговых (25 тыс. грн) инвестиций (всего 855 тыс. грн), понимаем, что на окупаемость выходим через 4,5 года.

В числе рисков — низкий сезон, поскольку летом меньше посетителей ходят в антикафе. Исправить ситуацию можно привлечением новой аудитории, например, устраивая образовательные занятия и тренинги для школьников. Также могут возникнуть проблемы с арендодателем, который может повысить арендную плату. В таком случае нужно вести переговоры с владельцем помещения, чтобы найти компромисс.

Особенности альтернативных кафе

Исторически сложилось так, что формат некафе стал спасением для плохих ресторанов. "Некоторые рестораторы увидели в таком формате возможность почасово зарабатывать на людях, которые проводят в заведении много времени, но мало едят. И это нашло спрос среди посетителей", — рассказал Кривонос.

ПЛЮСЫ. Антикафе становятся востребованными среди клиентов, если в них тщательно продумана фишка. "Мало найти подходящее помещение и отремонтировать его. Нужно придумать удочки, на которые будет клевать клиент. Это могут быть коллективные игры, современная техника, библиотеки и т. д. Не стоит забывать о наличии скоростного интернета, разнообразия сладостей и напитков. Все это позволяет привлечь ключевую аудиторию, например, молодежь, хипстеров, фрилансеров и предложить им допнабор услуг", — говорит Кривонос. Как вариант эксперт предлагает открыть в коворкинг-кафе детскую зону: "Там малыши могут играть под присмотром воспитателя. Это достаточно удобно и востребовано, например, для молодых и работающих мам".

МИНУСЫ. Эксперты отмечают, что хотя формат антикафе удобен тем, что может работать не только на первом этаже, но и на третьем или в подвале, однако его местоположение нужно выбирать внимательно. "Сейчас в крупных городах имеется большой выбор антикафе. Поэтому если предприниматель хочет открыть подобное заведение, он должен изучить конкурентные предложения в этом же районе. Кроме некафе или коворкингов, прямыми конкурентами можно считать и стандартные заведения общепита, поскольку поработать можно и в пиццерии. Поэтому целесообразно открывать некафе в проходном месте — например, в новых спальных районах, вблизи рынков, метро, бизнес-центрах, но не там, где развита развлекательная инфраструктура с кино, кафе", — говорит Кривонос. Также актуально открывать некафе в городах с населением в 50—100 тыс., ведь для регионов это новый формат, который может пользоваться спросом.

Правила успешного запуска

Предприниматели считают, что окупиться инвестиции могут за два-три года, а вложить на старте можно и $20 тыс., и $50 тыс. "Да, этот бизнес приносит прибыль, но не является высокодоходным. Это своего рода "вечный кошелек", когда предприниматель обеспечивает себе рабочее место и создает интересный социальный проект", — поясняет партнер смарт-кафе Bibliotech Дмитрий Мужук. По его словам, сегодня запустить коворкинг-кафе просто: вкладываем стартовый капитал, смотрим, как будет работать проект, и если есть спрос — постепенно расширяемся. "В разных городах есть много новостроек, где стоят пустые офисы на первых этажах. Если там нет ремонта, делаем систему кондиционирования, приводим в порядок стены, чтобы пыль не сыпалась, покупаем мебель и запускаем коворкинг-кафе. Сейчас есть интересные стили — "лофт", "индастриал". Они просты и недороги в реализации. То есть необязательно нанимать дизайнера. Если у предпринимателя есть вкус, он может отремонтировать помещение своими силами", — поясняет Мужук.

ДЕНЬГИ. Дмитрий считает, что бизнес-план для открытия коворкинг-кафе нужно обязательно писать самостоятельно: "У каждого предпринимателя может быть свое видение, во что вкладываться на старте, а что лучше докупать после запуска. Может, предприниматель придумает фишки, которые будут пользоваться спросом в заведении и приносить допдоход. А если работать по шаблонным бизнес-планам, велик риск, что бизнес прогорит, поскольку человек не включает ни голову, ни интуицию, ни опыт". По его словам, в ходе проработки бизнес-плана нужно продумать и оптимизацию ключевых расходов, в частности аренды и коммуналки: "Если берешь помещение в аренду и начинаешь там делать ремонт, то аренда сразу капает. Поэтому было бы неплохо договориться с владельцем помещения об арендных каникулах на три месяца. За это время можно сделать ремонт и запуститься и уже с дохода платить аренду. Что касается ЖКХ, то здесь снизить расходы помогут, например, светодиодные лампочки. Это позволит выйти на нормальное энергопотребление".

Как организовать рабочий процесс

По словам предпринимателей, успех некафе во многом зависит от работающего там персонала. "Очень важно найти толкового администратора. Этот человек должен быть коммуникабельным, хорошо организованным, умеющим держать в голове несколько дел одновременно. Когда вы нанимаете людей на работу в антикафе, следует принимать во внимание, что именно они являются хозяевами заведения в свою смену. Их задача — создавать атмосферу, в которой гостям будет уютно, комфортно, и они захотят проводить в вашем заведении больше времени", — говорит учредитель некафе "БеседниZzа" Юлия Мироненко. Предприниматели советуют платить персоналу не только ставку, но и процент, премию, чтобы мотивировать их добросовестно работать. Например, можно платить процент за привлеченного клиента или проданный бургер.

ДОХОД. На чем именно можно заработать в антикафе, зависит от его формата, количества мест, зонирования, имиджа. "Если у вас одно большое помещение, то вы сможете получать только оплату проведенного времени с каждого конкретного посетителя. Это, как правило, люди, которые приходят поработать, отдохнуть, пообщаться, поиграть. На мой взгляд, привлекательнее формат некафе, где есть несколько залов разной вместительности. Тогда посетители могут арендовать отдельные комнаты под просмотр кино, проведение переговоров, организацию лекций", — разъясняет Мироненко. По ее словам, также в виде допзаработка стоит продумать, что же можно продавать в заведении: например, закуски, книги, предметы творчества. При этом важно разработать гибкую систему скидок для тех клиентов, кто приходит в некафе постоянно или покупает услуги оптом. "В стране все же кризис, и люди считают деньги. Если цены будут высокие и без скидок, посетители в конце концов могут уйти к более лояльному конкуренту", — уточняет Мироненко.

КОНТРОЛЬ. В этом бизнесе не столь высока вероятность того, что клиенты могут попасться неадекватные. Тем не менее обычные меры безопасности никогда не помешают. "С учетом того, что некафе работают, как правило, с раннего утра до поздней ночи, я рекомендую установить охранную систему и тревожную кнопку, а также повесить пару камер наблюдения. В нашем опыте подобные меры безопасности приходилось использовать крайне редко, но для вашего собственного спокойствия и уверенности персонала это не будет лишним", — отмечает Мироненко.