Как открыть бюджетную парикмахерскую: бизнес-план

13 декабря 2014, 08:30
По расчетам "Сегодня", мини-салон красоты может принести до 10 тыс. грн дохода в месяц

Даже в кризис ин­­­дустрия кра­соты считается лю­­бо­пытным ва­­­риантом для инвестирования. А все потому, что люди, несмотря на трудности в жизни, все же хотят выглядеть красиво. Даже если падают зарплаты, то многие женщины могут отказаться от массажа или солярия, но делать стрижку или маникюр не прекратят. Как отмечает бизнес-тренер Владислав Вавилов, в этом году рынок бьюти-услуг упал где-то на 20-30%: "Это не значит, что упал спрос. Просто раньше люди стриглись раз в месяц, а теперь – раз в два месяца. Население начало экономить".

По мнению экспертов, в этих условиях начинающим предпринимателям имеет смысл вложить средства в открытие мини-салона красоты, где могли бы обслуживаться люди с небольшим достатком. "В конце года наблюдается выравнивание спроса на услуги парикмахерских, поэтому в эконом-сегменте можно открыть небольшую парикмахерскую, потратив на эти цели в пределах $8-30 тыс.", – рассказала нам руководитель направления "ДЮСО-Консалтинг" Ольга Хайновская.

Реклама

Участники рынка отмечают: эти затраты начнут окупаться в среднем за четыре года, но успешный стартап должен приносить доход уже на 3-4 месяце после открытия, иначе стратегию ведения бизнеса стоит срочно пересмотреть. Именно поэтому "Сегодня" изучила перспективы и риски вложения средств в мини-парикмахерскую, работающую в Киеве в одном из спальных районов, но недалеко от станции метро (см. инфографику).

По нашим оценкам, если инвестировать в бюджетный бьюти-проект около 90 тыс. грн, купив на эти деньги мебель, оборудование и косметику, то при ежемесячных расходах в пределах 32 тыс. грн на "коммуналку", зарплату и аренду, наш мини-салон начнет окупаться через девять месяцев.

Реклама

Бизнес-план парикмахерской

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Открываем небольшой салон красоты "Гребешок" в Киеве. Набор услуг стандартный: стрижка, покраска, укладка волос, маникюр и педикюр. Кроме того, в салоне будем продавать косметику и аксессуары.

Реклама

Работать планируем в эконом-сегменте, поэтому откроем парикмахерскую неподалеку от станции метро "Дарница". Для этих целей возьмем в аренду помещение размером в 30-40 кв. м в одном из местных торговых центров. Выбор места неслучаен: рядом метро, рынок, развитая транспортная инфраструктура, спальные микрорайоны. Это позволит обеспечить высокий людской поток мимо парикмахерской весь день: утром и вечером будем обслуживать студентов и местных жителей трудоспособного возраста, днем - мам с детьми и домохозяек.

Конкуренция в этом месте высокая: в пределах 10-15 минут ходьбы находится минимум семь-десять салонов красоты среднего уровня. Попытаемся получить своего клиента за счет бюджетной стоимости услуг - ниже на 5-10% среднего предложения по району. 

По нашим расчетам, при ежедневном обслуживании двадцати человек со средним чеком 250 гривен наш мини-салон красоты "Гребешок" начнет окупаться через девять месяцев.

2. Стартовый капитал

Для открытия мини-салона красоты понадобится закупить оборудование, мебель, сделать косметический ремонт, закупить полотенца, косметику для работы мастеров и т. д. Также нужно оформить ассортимент товара для торговли в парикмахерской.

Ремонт. С учетом того, что в аренду берем помещение в хорошем состоянии, с наличием санузла и кухни, остановимся на косметическом ремонте рабочего зала. Можем сделать ремонт в стиле хайтек - покрасим стены, обустроим вентиляцию из труб, купим лампы и 2-3 картины. Итого: 20-25 тыс. грн.

Мебель и оборудование. Обустраиваем два рабочих места для парикмахеров: понадобится 2 кресла, 2 зеркала с полками для инструментов, 2 тележки-стойки для инструментов и материалов, 2 настольных стерилизатора ультрафиолетового излучения, корзина для белья, корзина для мусора, умывальник-стойка с креслом, сушуар, 2 фена. А для маникюра-педикюра нужны стол и стул, кресло, стерилизатор инструментов, шкаф для хранения материалов. Кроме того, необходимы стойка для администратора и стул, шкаф для продажи косметики, диванчик для клиентов, телевизор, 2-3 стула. Итого: 35-40 тыс. грн.

Косметика и комплекты. Нужны полотенца, накидки для клиентов, униформа, салфетки, зажимы и другие мелочи, а также косметика для продажи и текущих нужд (краска, шампуни и т. д.). Итого: 20-25 тыс. грн.

Всего: 90 тыс. грн.

3. Маркетинг, реклама

При открытии нашей парикмахерской нужно сделать сайт-визитку (800-1500 грн), которую можно бесплатно продвигать в соцсетях, на сайтах услуг. Кроме того, нужно заказать вывеску (3000 грн), визитки, флаера и т. д. Около 1000-1500 грн можно заложить на проведение акций. Нужны также креативные идеи – например, "красим два ногтя в подарок".

Всего: 5000 грн на старте и 1500 грн - ежемесячно.

4.Текущие расходы

Сюда входит аренда помещения, "коммуналка", зарплата и закупка средств бытовой химии. Аренда зала в 30-40 кв. м в ТРЦ обойдется в 600-800 грн за "квадрат". Плюсуем сюда также оплату электроэнергии – 1000-1200 грн. Что касается зарплат, то сначала на работу возьмем 2 парикмахеров (работать будут посменно, получают 30% от заказа), 2 мастеров маникюра (тоже посменно, на проценте), а функции администратора и уборщика на себя пока возьмет владелец бизнеса. Также нужен бухгалтер на полставки (2-3 тыс. грн). Кроме того, нужно заложить около 2000 грн в месяц на закупку туалетной бумаги, порошка, моющих средств, мыла.

Всего: 32,7 тыс. грн.

5. Окупаемость проекта, риски

Сколько заработаем. В цене услуги 30-40% уходит на расходные материалы, 30% – мастеру, 30% – работодателю. То есть если средний чек посетителя составит 250 грн, при обслуживании 20 человек в день всего в месяц получим 150 тыс. грн. Доход владельца составит при этом около 45 тыс. грн в месяц. Минусуем текущие (32,7 тыс. грн) и рекламные (1500 грн) расходы (34,2 тыс. грн) и выходим на 10,8 тыс. грн. С учетом стартовых (90 тыс. грн) и рекламных (5 тыс. грн) затрат (всего 95 тыс. грн) наш проект начнет окупаться через девять месяцев.

В принципе проект жизнеспособен: спрос на недорогую стрижку есть даже в кризис. Основной риск здесь составляет рост курса доллара, ведь тогда закупка косметики дорожает. Выход: переходить на качественную косметику малоизвестных брендов.

В бьюти-бизнесе нужен консультант

По словам экспертов, открытие салона красоты не такой уже и простой процесс, как может показаться на первый взгляд, ведь тут требуется разработка интересной концепции, выбор целевой аудитории, поиск удачного места со значительным потоком людей. "Очень много времени и сил уходит на то, чтобы найти хорошее помещение, сделать там ремонт, закупить мебель и оборудование, а еще – согласовать все это с пожарными и санстанцией, ведь требований у них немало. К примеру, по закону, на одно рабочее место парикмахеру нужно отвести не менее 8 кв. м площади, а под маникюр – не менее 6 кв. м! И это не говоря об обустройстве санузлов, стирке полотенец, дезинфекции оборудования... Поэтому открывать парикмахерскую, если предприниматель не разбирается в этом, лучше не в одиночку, а с консультантом", – поясняет нам владелец парикмахерской в Одессе Инна Щербина.

ДЕТАЛИ. Эксперт Владислав Вавилов отмечает, что сейчас можно открыть мини-парикмахерскую, взяв салон красоты в аренду и купив проект по франшизе (работая по готовой бизнес-модели), или начав дело "с нуля". "В любом случае нужно четко понимать, кто ваша целевая аудитория. Ведь в эконом-сегменте есть разные клиенты. Например, если вы рассчитываете обслуживать мамочек с детьми, то предусмотрите место для коляски, обустройте в салоне детский уголок, предлагайте мамам постричь деток, – советует Вавилов. – А еще можно сделать ставку на обслуживание пенсионеров, которые тоже хотят быть красивыми. Они делают стрижки и маникюр, хоть и тратят на это небольшой бюджет. Но если ваша парикмахерская устроит пенсионеров, то они станут вашими постоянными клиентами, а это пусть небольшой, но стабильный доход".

По его словам, с учетом целевой аудитории нужно и выбирать место для парикмахерской эконом-сегмента: "Это может быть помещение возле института, остановки, рынка – в общем, места с высоким пассажиропотоком. Или наоборот: спальные и жилые массивы. Но тогда желательно, чтобы в 5-10 минутах ходьбы не было конкурентов, тогда ваш салон сможет получить клиента".

Как удержать доход

В бьюти-бизнесе важно понимать, как можно привлечь клиента, сколько можно заработать на услугах и как обходить риски. Ольга Хайновская отмечает: если грамотно организовать салон красоты, доход на услугах и косметике может составить в среднем 20-25% в месяц: "Непосредственно на услугах владелец сможет зарабатывать до 30-40%, а наценка на косметике, если ее продавать в салоне, – может составлять 40-100%, в зависимости от популярности и стоимости товара. Кроме того, можно реализовывать бижутерию и другие аксессуары. Большой популярностью пользуется также продажа подарочных сертификатов на услуги парикмахерской".

"КРЮЧКИ". Чтобы доход был стабильным, нужно хорошенько продумать, как привлечь клиента. "Здесь огромную роль играет реклама. Многие клиенты выбирают парикмахерскую в интернете, так что можно сделать небольшой сайт и позаботиться о положительных отзывах. Хорошо бы продвигать услуги парикмахерской в соцсетях – это не требует денег, можно делать все самому. Печать визиток, раздача флаеров, подготовка акций, например, со скидками в день рождения – это все стандартный набор "крючков", который позволяет удержать интерес клиента к салону. Но главное – хорошее качество предоставления услуг, ведь если клиенты будут недовольны стрижкой или маникюром, то никакая реклама уже не поможет", - поясняет Инна Щербина.

А Ольга Хайновская рекомендует использовать для популяризации услуг салона любые мелочи: "Например, по телевизору в салоне можно крутить не только кино или клипы, но и показывать ролики о косметике, процедурах. Или разместите флаера об услугах в соседнем ресторане или магазине. Используйте для рекламы фасадные окна в салоне, или повесьте небольшой плакат с косметическими новинками рядом с рабочим креслом парикмахера".   

РИСКИ. На снижение доходности рынка бьюти-услуг влияет колебания валют. "Часто владельцы парикмахерских для работы закупают импортные расходные материалы. Соответственно, если доллар или евро растет, эти товары, например, краска для волос, тоже дорожают. В свою очередь, стоимость услуги просчитывается в гривне, и эту цену опасно повышать, поскольку клиенты могут перейти к конкурентам с более демократичными ценами. Поэтому для балансирования расходов и доходов можно обратить внимание на качественные, но более дешевые расходные материалы как иностранного, так и отечественного производства", – считает аналитик "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко.

А начальник департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко отмечает, что бизнес-риски можно "обмануть", если строго контролировать денежные потоки и иметь в "заначке" сумму денег для ликвидации форс-мажоров: "В любом случае, важно следить за денежными потоками. К примеру, ваш доход в месяц должен составить 20 тыс. грн, а расходы - 15. То есть ваша прибыль может составить 5 тыс. грн. в месяц. Но возникает вопрос: хватит ли этих денег на все расходы, ведь они могут быть как разовые, так и крупные - оплата аренды, зарплата сотрудникам. Поэтому на всякий случай стоит отложить какие-то деньги, чтобы они стали финансовой подушкой безопасности".

В целом эксперты уточняют: кроме эконом-парикмахерских, можно инвестировать в открытие точки экспресс-маникюра, или в региональное представительство косметической торговой марки.